Возможности нетрадиционных форм занятий с учащимися
статья

Васькина Наталья Борисовна

Применение познавательных игровых технологий на занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности нетрадиционных форм занятий с учащимися    

Во все времена педагога-воспитателя  волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на занятии, чтобы все были вовлечены в процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Девиз нестандартного занятия – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к познанию, воспитывать и развивать играя. Игра – это школа познания, творчества, интеллектуального развития ребенка.

Толковая игра является действенным орудием воспитания и обучения в руках хорошего педагога. Применение познавательных игровых технологий на занятиях дает возможность обучающимся получить дополнительные знания, заявить о себе, раскрыть свои таланты, позволяет увидеть изучаемый материал по — новому. Положительные эмоции хочется переживать снова и снова не только взрослому, но и ребенку, а на положительном эмоциональном поле очень хорошо работает процесс запоминания. Все это, несомненно, повышает воспитательный и качественный аспекты обучения.

Нетрадиционная форма проведения занятия – это возможность для детей развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. 

Сама организация такого занятия подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, событий, особенно результатов деятельности человека, т. е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе, обществу, себе и т. д. В процессе проведения этих занятий складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения занятия, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. 

Формы проведения занятий 

       Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими могут быть следующие формы: 

Для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста: 

  • беседа с игровыми элементами; 
  • сказка; 
  • сюжетно-ролевая игра; 
  • игра-путешествие; 
  • игра-имитация; 
  • викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др. 

Для учащихся среднего школьного возраста:

  • лекция; 
  • учебная игра, ролевая игра; 
  • защита творческого проекта; 
  • творческие конкурсы; 
  • КВН; 
  • заочная экскурсия, поход, поиск;
  • коллективное творческое дело (КТД); 
  • тематические задания по подгруппам. 

Для учащихся старшего школьного возраста:

  • проблемная лекция; 
  • пресс-конференция; 
  • практические занятия; 
  • семинар; 
  • тематическая дискуссия; 
  • групповая консультация; 
  • защита творческой работы; 
  • деловая игра, ролевая игра; 
  • презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.). 

Виды нетрадиционных занятий 

  • Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д. 
  • Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д. 
  • Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, занятие – «дублер начинает действовать» и т. д. 
  • Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д. 
  • Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д. 
  • Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д. 
  • Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие – сюрприз и т. д. 

Подготовка и проведение занятия в нетрадиционной форме

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов: 

  1. Замысел. 
  2. Организация. 
  3. Проведение. 
  4. Анализ. 

Замысел

Самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

  • определение временных рамок; 
  • определение темы; 
  • определение типа занятия; 
  • выбор нетрадиционной формы; 
  • выбор форм учебной и воспитательной работы. 

Выбор формы занятия. Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от нескольких факторов, основными из которых являются: 

  • специфика изучаемого курса и группы, 
  • характеристика темы (материала), 
  • возрастные особенности учащихся. 

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип занятия, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму. 

Выбор форм учебной работы. При выборе форм учебной работы следует учитывать два главных фактора: 

  • особенности и возможности выбранной формы; 
  • характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном коллективе). 

Организация

Этот этап в подготовке нетрадиционного занятия состоит из подэтапов:      

  • распределение обязанностей (между педагогом и учащимися); 
  • написание сценария занятия (с указанием конкретных целей); 
  • подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения; 
  • разработка критериев оценки деятельности учащихся. 

Проведение  

Анализ

Заключительным этапом проведения нетрадиционного занятия является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты. 

Требования к проведению занятия

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

  • Педагог должен сформулировать тему и цель занятия. 
  • Каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим. 
  • На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы воспитанников. 
  • Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей. 
  • Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии. 
  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и использовать здоровьесберегающие технологии.

Общедидактические принципы организации и проведения нетрадиционных занятий

Принцип

Реализация принципа на практике

Принцип индивидуального подхода к учащимся

Требует построения занятия с учетом личных запросов школьников, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей

Принцип связи теории с практикой

Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с обычными занятиями: теоретический и практический материал получает дополнительное подтверждение.

Принцип сознательности и активности деятельности

Предполагает создание условий для возникновения интереса воспитаннику к занятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами

Принцип избирательности

Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к занятиям.

Принцип связи теории с практикой

Предполагает раскрытие детям роли труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на занятиях знаний, умений, навыков.

Принцип добровольности участия в деятельности

Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям

Принцип занимательности

Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения

В использовании нестандартного занятия необходимо помнить одно правило – не использовать слишком часто. Но чтобы поддерживать детский интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приемов, методов нестандартного занятия в традиционном занятии: составление таблиц, опорных схем, конспектов, работа со словариками дат, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация, использование ТСО. Задания позволяют учащемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях, выявить проблемы в их усвоении.

В игровой среде происходит многократное повторение предметного материала по желанию ребенка в различных его сочетаниях и формах, а не по традиционной необходимости заучивания и запоминания. Эта положительно заряженная эмоциональная среда помогает проявиться и слабым учащимся, активизирует их деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Нетрадиционные формы занятий в учреждениях дополнительного образования детей.

В данной статье раскрывается вопрос о использовании нетрадиционных методов и форм организации занятий в системе дополнительного образования...

Родительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп.docxРодительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп

Семья и школа- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.В современном мире формы работы с родител...

Статья на тему: Нетрадиционные формы занятий ГПД

Определение, формы, признаки и методика проведения занятий...

Доклад на тему:«Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»

        Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,...

УРОК С ПОЗИЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО. ТРАДИЦИОННАЯ И НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА УРОКА. ТРАДИЦИОННАЯ И НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА УРОКА

В настоящее время российская образовательная система в целом и начальной школы, в частности, постоянно претерпевает изменения, которые, прежде всего, связаны с реализацией Федерального государственног...