Программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки""
рабочая программа (4 класс)

Тляубаева Зульфия Галеевна

Цель:инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение  к неизменным ценностям и истокам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_4_klass_ktp.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Тематическое планирование рабочей программы «Соцкультурные истоки»

                                                                                                                         4 класс

       Дата

                    Тема

Количество часов

             Содержание

Основные виды деятельности

учащихся(УУД)

Дистанци-онные

образова-тельные технологии

Форма аттестации

План

Факт

все-го

тео-рия

практика

                                                                                                          Введение (1 час.)

1

Что такое традиция?

1

0.5

0.5

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

тест

Традиции образа (10 часов)

2

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ.

1

0,5

0.5

Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

публикация на сайте

Творческое задание

3

4

Мать как душа семьи.

2

1

1

Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная.  Крестная, богоданная, названная

Личностные УУД:

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Поговорки о верности в интернет- ресурсе

Творческое задание

5

Род.

2

0.5

1.5

Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

публикация на сайте

Творческое задание

6

Отчество.

1

0.5

0.5

Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.

Личностные УУД:

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Творческое задание

7

Щит и меч.

1

1

Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

публикация на сайте

Творческое задание

8

Мир.

1

1

Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

9

СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ.

1

1

Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

10

Священные образы .

3

1

2

Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.

Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.

Личностные УУД:

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Традиции Слова (10 часов)

11

12

СВЯЩЕН-НЫЕ СЛОВА.

2

1

1

Заповеди и заветы. Следование им по жизни — важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

13

14

СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА

2

1

1

. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты — традиционные проявления родительского благословения

Личностные УУД:

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

15

16

ЧЕСТНЫЕ СЛОВА.

2

1

1

Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

17

18

Договор и уговор.

2

1

1

Традиция верности договору и уговору.

 Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

19

20

Присяга — слово долга.

Обет.

2

1.5

0.5

Обет — добровольное обязательство. Присяга — слово долга.

Личностные УУД:

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

                                                                                               Традиции дела (8 часов)

21

Труд.

1

0.5

0.5

. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу — своя пора.

Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер — золотые руки.

Купцы и предприниматели — деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

публикация на сайте

22

. СЛУЖЕНИЕ.

1

1

Воинское служение — защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства:  дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.

Личностные УУД:

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Служение священства — научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды. Суд и управление — сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

публикация на сайте

23

Творчество.

1

0.5

0.5

 Талант — особый дар человека. Творчество иконописца — передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.

Личностные УУД:

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

24

25

Живописец.

2

1.5

0.5

 Его призвание — раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

конкурсы

26

27

Мастера художественных промыслов

2

1

1

Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.

Личностные УУД:

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

28

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА.

1

0.5

0.5

 Смысл праведного дела — жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Традиции праздника (6 часов)

29

ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ.

1

0.5

0.5

 Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

публикация на сайте

30

РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ

1

0.5

0.5

Крестины и именины — наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.

Личностные УУД:

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

31

ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ.

1

0.5

0.5

 Государственные и гражданские праздники — общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

32

МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ.

1

Православные праздники — важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический  и духовный смысл этих проявлений праздника.

Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

Личностные УУД:

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

33

ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ.

1

0.5

0.5

Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.

Личностные УУД:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

                                                                                                                Заключительный урок ( 1 час)

34

Традиции. Духовный смысл традиций.

Исторический, нравственный и духовный смысл традиций.

Личностные УУД:

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа внеурочной деятельности детей по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной программы И...

Программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Программа рассчитана на 4 года и составлена на основе примерной типовой программы Истоки для общеобразовательных учреждений 1-4 класс под редакцией А. В. Камкина, И. А. Кузьмина...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Истоки. 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности . Истоки. 2 класс....

Рабочая программа по внеурочному курсу "Истоки"

Рабочая программа по внеурочному курсу "Истоки"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ИСТОКИ»

Курс " Истоки" реализует идею активного воспитания, обучения и развития ребёнка по социокультурной педагогической технологии...