Главные вкладки

    Внеурочная деятельность ТОБР "Добрые сердца"
    рабочая программа

    Екатерина Николаевна Пшеничная
     Тимуровец — понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.

    После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства.В нашей школе тимуровская работа ведется с декабря 2018 г.. Ведется систематически, а главное – с желанием. Задействованы в ней учащиеся среднего звена 6-7кл. Ребята постоянно участвуют в акциях, посвященных памятным датам отечественной истории, выявляют людей, нуждающихся в поддержке, осуществляют шефство над ветеранами труда.  Польза от этого обоюдная: и ветеранам –внимание, и школьники имеют возможность обогащать себя знаниями. Несомненно, на сегодняшний день деятельность «Новых тимуровцев» необходима и значима. В этом успели убедиться и педагоги, и дети, и ветераны. Выражение чуткого отношения ребят к людям проявлялось не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим тимуровцы оказывали им моральную поддержку: поздравляли по случаю праздника, поздравляли с днём рождения.В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев. Выполняемые тимуровцами дела –это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл polozhenie.docx33.91 КБ
    Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_patriot.docx37.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Положение о тимуровском отряде «Добрые сердца»

    1. Общие положения.

    1.1.Тимуровский отряд «Добрые сердца» - добровольная самоуправляемая ученическая организация, работающая при объединении «ПАТРИОТ» МКОУ «Новополтавская средняя школа им. А.Г. Кораблева».

    1.2.В своей деятельности отряд руководствуется Уставом школы, Конвенцией по  правам ребёнка, Законодательством РФ в части общественных организаций.

    1.3. Отряд имеет свою символику и атрибутику (знамя, эмблему, законы).

    1.4.Деятельность отряда является гласной, а информация о её учредительных и программных материалах – общедоступной.

    2. Цели и задачи.

    2.1.Цель отряда – воспитание у детей готовности раскрыть и применить свои способности на пользу Родине, району, селу, своей семье, себе и школе.

    2.2.Для достижения цели отряд ставит перед собой следующие задачи:

    -способствовать нравственному и духовному становлению детей и подростков;

    -формировать социальный опыт детей;

    -осуществлять взаимодействие с государственными и другими социальными институтами общества;

    -организовывать работу по привлечению общественного внимания к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей;

    -осуществлять тимуровскую деятельность.

    2.3. Отряд вправе:

     - свободно распространять информацию о своей деятельности;

     -  выступать с инициативой по вопросам оказания помощи нуждающимся;

     -осуществлять благотворительную деятельность, не запрещённую законодательством.

    3.Права и обязанности членов отряда.

    3.1. Члены отряда имеют равные права: обсуждать и вносить предложения на собраниях, сборах; выдвигать кандидатуры, избирать и быть избранным; представлять интересы отряда; свободно выходить из состава отряда.

    3.2. Члены отряда обязаны: соблюдать законы отряда, участвовать в деятельности отряда, заботиться об авторитете отряда, отстаивать его права, выполнять решения органов самоуправления отряда.

    3.3. Законами отряда являются:

    - Закон точности: все дела начинать вовремя, не опаздывать.

    - Закон поднятой руки: если человек поднял руку, значит, ему есть что сказать.

     - Закон равенства: все идеи равны, будь они предложены директором, классным руководителем, командиром или ребёнком.

      -Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя  людям.

    -Закон добра:  будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

    -Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям; помни об их интересах, потребностях, нуждах.

    -Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай их.

    -Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.

    -Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других людей.

    -Закон старости: Помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.

    -Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе ближнего.

    -Закон чести: Вспоминай о физической силе только наедине с собой; помни о духовной силе, благородстве, долге, достоинстве.

    4. Структура и органы самоуправления отряда.

              4.1 Отряд делится на группы по 3 человека.

    4.2 Высшим органом самоуправления отряда является сбор, который проводится один раз в учебную четверть. На сборе принимается план работы, решаются вопросы деятельности, выдвигаются и принимаются кандидатуры командиров.

    4.3В период между сборами деятельностью отряда руководит совет отряда, который собирается не реже одного раза в месяц.

    5. Приём в члены отряда.

    5.1. Прием в отряд осуществляется с 10 лет.

    5.2. Торжественный приём проводится на общешкольной линейке.

    5.3. Членами отряда могут быть взрослые – педагоги, родители, выпускники.

    5.4. Вступающие в отряд дают обещание: « Я,…, вступая в тимуровский отряд, обещаю: Быть честным и справедливым человеком, оказывать помощь нуждающимся в ней, работать на благо моего села, района, области, моей Родины, быть её достойным гражданином».

    6. Педагогическое руководство.

    Педагогическое руководство отрядом осуществляет  зам. директора по воспитательной работе, который присутствует на собраниях отряда и заседаниях Совета отряда  с правом совещательного голоса.



    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

         Воспитание патриотизма являлось особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей. Однако приходится признать, что эта цель, благополучно вжившаяся в систему образования, часто не находит своего выражения в современной педагогической практике. Оторванность наших воспитанников от духовных корней отечественной культуры, забвение и утрата культурных традиций; падение уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованность духовного потенциала русской культуры, взаимонепониманием «детей», а в последствии «взрослых», негативным отношением подростков к традициям и ценностям «отцов». Во многом это связано со стремительно меняющейся системой ценностей, их переосмыслением. Этому пути можно противостоять, активно воздействуя через «просвещение» на возрождение национальных ценностей.

       Поэтому проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества.

       Во все времена патриотизм, духовная зрелость, нравственность были и остаются главным стержнем формирования личности, базисной основой прочности государства. 
      Достаточно обратиться к истории нашей страны, чтобы убедиться в этом. Становление России, ее развитие, превращение в великую державу всегда основывались на воспитании у народа чувства любви к своей родине и гордости за нее. Российскому историку С.М.Соловьеву принадлежит очень точно сформулированная мысль: «Без высокой духовности и патриотизма Россия никогда бы не стала великой державой, вызывающей законную гордость у каждого из нас и также уважения у ее соплеменников».

       Этот вывод нашего соотечественника актуален и сегодня. 

       В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных  и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия,  уважения к правам  и свободам человека,  любви к окружающей природе, Родине, семье».

        Тема патриотизма – ныне жгучая  и больная тема для нашей  страны, для русских  людей. Как пробудить в ребенке  чувство любви к Родине?  Именно «пробудить»,  потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле еще лучше. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.  Именно с этой целью создан кружок  «Патриоты».

         Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личными качествами, как любовь к большой и малой Родине,  уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

         На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится  каким – то безликим, далеким для понимания сегодняшними школьниками.

         Сегодня важно понять, что патриотическое воспитание молодежи – это не какая-то единичная политическая акция, а сложнейший комплекс интегрированных в повседневную жизнь мероприятий,  конечная цель которого - формирование личности гражданина, защитника своего Отечества, любящего свою Родину, испытывающего чувство гордости за ее свершения и победы, стремящегося трудиться и служить на благо страны и нести ответственность за судьбу свой Родины. А потому главная задача кружка «Патриот»  позаботиться о том, чтобы дети не утратили чувство  любви к своему дому, близким людям. Патриотическое, духовное и нравственное воспитание молодежи возможно и через приобщение ее к познавательной и научной деятельности.   

         Кружок «Патриот» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей        

         Комплекс мероприятий кружка предусматривает охват детей 7-8 классов  и включает: изучение истории России, края, села в ходе работы с историческим   материалом, ознакомление с историей и значением государственных символов Российской Федерации, формирование у детей  гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, доброта, коллективизм, уважение к людям, милосердие и т.д.

       Занятия проводятся в форме бесед,   игр, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов, проведения бесед и лекций, встреч с интересными людьми, экскурсий, посещение музеев, познавательных  мероприятий.

    На занятиях кружка подростки приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.

    Стержнем деятельности кружка является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ.

    Патриот – это человек, который горячо  любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства.

    Программа разработана для того, чтобы подростки почувствовали себя частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, россияне.

    В ходе работы кружка будут вноситься изменения, дополнения, корректировки в план реализации программы и в сами занятия тоже.

    Цель настоящей программы заключается в следующем:

        -в формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, воспитании патриотизма;

      -в актуализации приоритетных задач учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения на современном этапе – прежде всего на воспитании личности патриота и гражданина;

     -в пробуждении и учёте интересов учащихся к изучению отечественной истории, культуры, краеведения, истории и культуры других народов, формирование такого мышления осуществляется в процессе урочной и внеурочной работы;

     -в использовании оригинальных наиболее эффективных форм воспитательной работы (фестивалей, тематических праздников, походов) в сочетании традиционных подходов воспитательной работы школы и инновационных;

    - поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование у них отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных условий для достижения успеха 

                                                         Задачи:

    • формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости,   любви к Родине, своему народу и готовности к его защите.
    • развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ;
    • способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
    • формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия общающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых  регуляторов жизни общества и государства.

                             

    Кружок рассчитан на 1 час в неделю, 34ч  в год.

     Прогнозируемые результаты:

    - воспитание у детей  чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью;

    - осознание беспримерного подвига нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны;

    -  воспитание глубокого уважения к ветеранам-воинам, защитившим нашу Родину в годы ВОВ;

    - воспитание любви и уважения к родному селу, ее героям

    - воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края;

     - знакомство с историей и значением государственных праздников; дней воинской славы;

     - ознакомление с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации,  края, района;

    - выполнение исследовательских работ.

      Таким образом, вся воспитательная деятельность по данной программе ориентирована на патриотическое воспитание личности. Повышение уровня гражданского самосознания учащихся, уровня общей культуры школьников, чувство привязанности к родному краю, уважение и любовь к своей Родине, уважительное отношение к старшим, милосердие и желание помогать тем, кто нуждается в помощи – вот такими качествами должен обладать юный гражданин России.  И тогда он будет востребован, и его задатки и способности получат дальнейшее развитие.

       Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.                    

        Образовательное учреждение считает своей целью вырастить поколение убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть –патриот России.

            Новизна программы кружка «Патриот» заключается в том, что патриотизм как качественное образование личности проходит через формы убеждений, утверждается в сознании воспитанника, и реализовывается в деятельности.

    Модель “ Патриота России”

    http://festival.1september.ru/articles/509971/img2.gif 

    Кодекс кружка:

         В отношении к людям  - это доброта, отзывчивость, забота, чуткость.

         В отношении к обществу:  бережное отношение ко всем элементам общественной среды, чувство ответственности.  

         В отношении к труду:   трудолюбие,  дисциплинированность.

    В отношении к самому себе: требовательность, самокритичность, простота, скромность, стремление вести здоровый образ жизни.

          В отношении к Родине: патриотизм, бережное отношение к природе, истории и культуре своего края.

    План работы кружка «Патриот»

    1

    Организационное заседание кружковцев.

    Распределение обязанностей.

    1

    2-3

    Вахта памяти А.Г.Кораблёва.

    2

    4

    « Из истории праздника. День народного единства».

    1

    5

    День неизвестного солдата.

    1

    6

    День героев Отечества.

    1

    7

    Работа в школьном музее.

    1

    8

    Подготовка к беседе «Трагедия  Холокоста».

    1

    9

    Проведение беседы «Трагедия  Холокоста» в начальной школе.

    1

    10-11

    Подготовка и проведение бесед с младшими школьниками

    2

    12

    Беседа «Из истории праздника 23 февраля»

    1

    13-14

    Беседа о блокаде Ленинграда.

    2

    15-16

    Фестиваль проектов «Сталинградская битва»

    2

    17

    Международный день родного языка

    1

    18-19

    Сбор материала по теме «Пионеры – герои»

    2

    20-21

    Создание презентации «Пионеры-герои»  (для проведения бесед)

    2

    22-23

    Подготовка группы по теме «Герои России»

    Проведение беседы  о героях России в начальной школе

    2

    24

    День воссоединения Крыма с Россией.

    1

    25

    Сбор информации и работа в школьном музее.

    1

    26

    День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы»

    1

    27

    Акция «Милосердие»

    1

    28-29

    Сбор материала и работа над презентацией к лекции «Наш край в годы войны»

    2

    30

    Акции: «Георгиевская ленточка», «Обелиск»

    1

    31-31

    Выпуск  газеты о работе кружка

    2

    33-34

    Подводим итоги работы кружка за год.

    Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.

    2

                                             

    ЛИТЕРАТУРА

    1.В.Ю.Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе». Москва.»Вако», 2009г.

    2.Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н/Д: феникс, 2008 г.

    3.Т.В. Шепелева «Государственные символы России». Волгоград: «Учитель», 2009 г.

    4.Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».Москва: Школьная пресса, 2008г. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация внеурочной деятельности в соответствии ФГОС в начальной школе на примере социального проектирования «Без сердца что поймем…»

    Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовател...

    Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему сердцу"

      Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосове...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности " Любимый сердцу край Югорский"

    Рабочая программа внеурочной деятельности«Любимый сердцу край Югорский»для обучающихся 1-4 классов...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Милый сердцу уголок" (духовно-нравственное, патриотическое направление )

    Данная программа разработана с учетом региональных особенностей, а также с учетом влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды, для учащихся 1-4 классов....

    Занятие по внеурочной деятельности «Москва – сердце России» по программе «Моя семья, моя земля, моя Россия» 3 класс

    Занятие по  внеурочной деятельности написано в форме технологической карты...

    Программа внеурочной деятельности для обучающихся 4-5 классов "Милый сердцу уголок"

    Программа курса «Милый сердцу уголок» направлена на социокультурную адаптацию, на формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся. В основе программы - развит...

    Технологическая карта занятия внеурочной деятельности в начальной школе урок здоровья «Все ли ты знаешь о своем сердце».

    Урок  направлен на формирование в каждом ученике сознательного отношения к своему здоровью, формирования ЗОЖ, понимания  взаимосвязи между здоровьем и успехами школьников в учении. На раскры...