Выступление на педагогическом совете.
материал

Курохтина Надежда Александровна

Выступление на педагогическом совете
учителя начальных классов

Курохтиной Н.А.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете
учителя начальных классов

Курохтиной Н.А.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой

На протяжении 8 лет  начальная школа работает по новым федеральным образовательным стандартам, которые предусматривают не только обновление учебного, но и воспитательного процесса. Основополагающим направлением в воспитательной работе является духовно-нравственное развитие личности ребенка.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  осуществляется по следующим направлениям:

• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

• Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

 Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

В. А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми . Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом . Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям . Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу . Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»

        Формирование нравственности происходит в школе как на уроках, так и во внеурочной деятельности. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

        Я в своём небольшом выступлении остановлюсь немного на некоторых моментах своей работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Моя работа, как и работа многих моих коллег по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников, включает:

  • сочетание учебной и внеклассной работы;
  • развитие творческой деятельности учащихся;
  • установление взаимодействия с родителями учащихся

Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности.

  1. Этические беседы Наша страна и люди, которые в ней живут.
  2. Учимся правильно общаться и жить с людьми ( о коллективизме).
  3. Об отношению к труду, людям труда.
  4. О товариществе и дружбе.
  5. О справедливости.
  6. О честности и умении держать слово.
  7. О доброте, отзывчивости и скромности.
  8. О непримиримости к равнодушию и злу.
  9. О сознательной дисциплине и культуре поведения.

        Классные часы. «Мои права , «День конституции», «Сталинградская битва»,  День юного героя –антифашиста» Я стараюсь на классных часах рассказывать об основных знаменательных датах нашей страны, о взаимоотношениях в обществе, правилах и нормах поведения. В 4 классе дети являются моими помощниками. Темы классных часов я стараюсь подобрать разнообразные, с учетом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.

        На классных часах даю детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее. Забочусь о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

        В день доброты-17 февраля провела урок  Добра, на котором ребята учились использовать вежливые слова, на примере сказочных героев определяли добро и зло, в группах выполняли творческие задания, направленные на добрые дела. В заключении ребята на ромашках писали добрые слова своим одноклассникам и близким.

Коллективно-творческие мероприятия, способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками.

        Тематические праздники: «День матери», «8 марта» (приглашаем матерей, бабушек) проводим конкурсы для них, концерт, выставки рисунков, сочинений.

Они  позволяют воспитывать у ребят уважение к родителям, старшему поколению, а так же, желание делать добрые полезные дела.

        А конкурсы «А ну-ка, девочки», «Рыцарский турнир», викторины, совместные игры - это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания, учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, способствует формированию самооценке,

Чтобы ребёнок становился духовно богаче, особое внимание обращаю на  художественно - эстетическое воспитание.

Участие  в  конкурсах чтецов на темы: «ко Дню победы-2 место, городской конкурс «С любовью к животным»-3 место, Во имя Родины и долга-2 место.

Рисунков :

Конкурс областной «Малиновый слон» 2 место, «Мы помним» -1 место, Портрет ветерана -3 место, «Зеленая планета»-2 место, «Город моей мечты»- 2 место, городской конкурс «Страна СветофориЯ» - 2 место.

Позволяют обучающимся поверить в свои силы и творческие возможности,  развивать умения понимать чувства других людей и сопереживать.

Считаю, что большую роль в становлении духовно - нравственной личности играет семья. Поэтому  стараюсь находить интересные и дела, объединяющее детей и взрослых. Родители моего класса с удовольствием помогают своим детям готовиться к творческим конкурсам,  выставкам: «Дары осени», «По ПДД», на которых ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из природного материала, придумывают добрые названия своей поделке, сочиняют сказки о них.

        Наблюдения за моими учениками показывают, что у ребят к концу 4-го класса складываются товарищеские отношения, они умеют договариваться, бывает, ссорятся, спорят по деловым вопросам, но всегда находят пути к примирению.

        Считаю, что в моем классе сложился дружный, отзывчивый коллектив.

Но, тем не менее, необходимо еще приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребенка преобладали духовно- нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость.

Работа по нравственному воспитанию детей требует много усилий, порой результат этой работы мы видим лишь через несколько лет.

Дети, привыкшие к критике,
Учатся осуждать.
Дети, враждою воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в насмешках выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто стыдимые 
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан терпимостью,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою,
Умеют видеть хорошее.
А воспитанные справедливостью
Учат детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением,
Живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом 
Находят в мире любовь.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...