Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Багаева Нина Ивановна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №2»

Поспелихинского района Алтайского края

Факел Социализма средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

для 1-2 классов

начальное обще образование

на 2019-2020 учебный год

Составитель: Багаева Н. И.,

 учитель начальных классов

п. Факел Социализма, 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование» для 1-2 классов составлена с учетом следующих нормативных документов и методических материалов:

  1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный .N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный .N 19707), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный .N 22540),
  2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
  3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373»,
  4. Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями,
  5. Основной образовательной программой начального общего образования ФГОС МКОУ «Поспелихинская СОШ № 2» (утверждена приказом от 31.08.2018 г. № __),
  6. Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, реализующих требования ФГОС НОО, ООО и СОО (утверждено приказом от 10.05.2018 г. № 49)
  7. Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 года);
  8. Учебно-методического комплекта по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» для 1 класса авторов С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина  пособие «Математика и конструирование», 2016г.

Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа в год  или  1 час в неделю в 1 классе и на 34 часа или 1 час в неделю.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект авторов С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина  ., включенный в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Цели и задачи обучения в 1  классе  соответствуют целям обучения предмету, определяемыми ФГОС и примерной программой, а также указанным в авторской программе, и не противоречат целям и задачам реализации ООП НОО МКОУ «Поспелихинская СОШ №2»

Содержание учебного предмета

 Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».

Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ урока п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

План

Факт

1

Знакомство учащихся с основным содержанием курса

4.09

2

Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая

Ставить точки, проводить линии. Чертить прямую по линейке. Различать замкнутые и незамкнутые кривые

11.09

3

Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, белая, цветная и др. и их назначение. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея

Размечать бумагу по шаблону, резать бумагу ножницами. Склеивать бумажные детали

18.09

4,5

Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую, и притом только одну. Линейка, использование которой необходимо при проведении прямой. Различные положения прямых на плоскости и в пространстве; вертикальные, горизонтальные, наклонные прямые

Получать перегибанием бумаги прямую, пересекающиеся и непересекающиеся прямые.

Иллюстрировать основное свойство прямой. Проводить прямую по линейке. Показывать на чертеже различные расположения прямых на плоскости

25.09

2.10

6

Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки. Преобразование фигур, составленных из счётных палочек, по заданным условиям

Чертить отрезки, находить отрезки в составе различных фигур

9.10

7

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок

Обозначать буквами изученные геометрические фигуры. Вырезать по заготовкам бумажные полоски разной длины.

16.10

8

Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины.

Конструировать модели объектов по образцам.

23.10

9

Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок

Конструировать модели объектов по образцам, когда требуется изготовление дополнительных деталей

6.11

10

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча

Чертить луч

13.11

11

Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине

Сравнивать и упорядочивать отрезки по длине

20.11

12

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков

Чертить отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков

27.11

13

Угол. Прямой угол. Непрямые углы. Изготовление модели прямого угла. Чертёжный треугольник.

Изготавливать из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла. Изготавливать из бумаги модели острого и тупого угла. Выделять углы разных видов в разных фигурах

4.12

14

Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый.

Изготовление моделей различных углов

11.12

15

Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная.

Вершины, звенья ломаной. Изготовление модели ломаной из проволоки.

Распознавать и чертить ломаные. Определять длину ломаной разными способами

18.12

16

Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной

25.12

17

Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника.

Распознавать и называть многоугольники разных видов: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др., их углы, стороны и вершины

18

Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. Классификация многоугольников по числу сторон

19

Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров.

Выделять прямоугольник из множества четырёхугольников, изображать прямоугольник на клетчатой бумаге. Изготавливать заготовки прямоугольной формы заданных размеров. Выделять квадраты из множества прямоугольников, чертить квадрат на клетчатой бумаге, преобразовывать бумажную модель прямоугольника в модель квадрата

20

Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников. Квадрат.

21

Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба

22,23

Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины

Работать с бумагой

24,25

Изготовление геометрического набора треугольников.

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур).

Определять правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур

26,27

Изготовление аппликации «Домик» с использованием геометрического набора треугольников.

28,29

Изготовление аппликации «Чайник» с использованием геометрического набора треугольников.

30,31

Изготовление аппликации «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников. Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению

32,33

 Знакомство с техникой оригами. Изготовление изделий в технике оригами с использованием базовой заготовки — квадрата

Читать схемы и изготавливать изделия в технике оригами

Календарно-тематическое планирование

2 класс

№ урока п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

План

Факт

1

Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат

Повторение       геометрического материала: отрезок,   угол,   ломаная,    прямоугольник,

квадрат.

4.09

2

Изготовление изделий в технике оригами – «Воздушный змей»

Изготовление      изделий в технике «Оригами» — «Воздушный змей».

11.09

3

Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника

Соотношение длин сторон треугольника.

18.09

4,5,6,7,8

Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника.

Практическая  работа  «Изготовление      моделискладного  метра». Свойство   противоположных   сторон   прямоугольника. Диагонали  прямоугольника  и

их свойства.  Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства.

Построение      прямоугольника   на    нелинованой бумаге с помощью      чертёжного треугольника.

25.09

2.10

9.10

16.10

23.10

9,10

Середина отрезка.

Середина отрезка.

6.11

13.11

11

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля

Построение    отрезка, равного   данному,    с помощью циркуля.

20.11

12

Практическая работа: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек».

Практические работы: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек»,     «Изготовление  подставки  для кисточки»,     «Преобразование  

фигур   по заданному правилу и по воображению»

27.11

13

Практическая работа: «Изготовление подставки для кисточки»

4.12

14

Практическая работа: «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению»

11.12

15,16,17,

18,19

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность

Круг. Центр,   радиус,   диаметр        окружности

(круга).     Построение прямоугольника, вписанного в окружность.

20,21,22

Практические работы: «Изготовление ребристого шара», «Изготовление аппликации „Цыплёнок“»

Практические работы: «Изготовление ребристого  шара»,   «Изготовление   аппликации „Цыплёнок"»

23

Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток»

Деление   окружности на  6  равных частей. Вычерчивание  «розеток».

24,25

Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо)

Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки  для  книги» по       предложенному чертежу   с  использованием     в     качестве элементов         прямоугольников, треугольников, кругов. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической   карте   (как вырезать кольцо).

26,27

Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». Изготовление чертежа по рисунку изделия

Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу    аппликации  «Автомобиль».

Изготовление чертежа по рисунку изделия.

28,29

Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор»

Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор».

30,31

Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук»

«Оригами».   Изготовление   изделий   «Щенок», «Жук».

32,33,34

Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий

Работа      с      набором «Конструктор».    Детали, правила и приёмы работы  с деталями  и инструментами   набора. Виды соединений.

Конструирование    различных предметов с использованием    деталей набора «Конструктор».

Усовершенствование изготовленных     изделий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Геометрия и конструирование. 1 класс

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Математика и конструирование» А. В. Белошистовой.      Целью современной школы явля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (внеурочная деятельность, общеинтеллектуальное направление) по факультативному курсу «Конструирование»

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  ГОРОД АРМАВИРМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности “Математическое конструирование”.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФакультативный курс «Математическое конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Основная цель изучения курса «...

Рабочая программа внеурочной деятельности Лего конструирование 2 класс

Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...