Конспект занятия "Доброте сопутствует терпение"
план-конспект занятия (4 класс)

Сулейманова Лемара Февзиевна

Название работы: «Доброте сопутствует терпение».

     Цель: разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение»; убедить в необходимости добра и недоступности зла.

Были поставлены задачи:

− учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

− воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

− развивать творческие возможности детей.

Планируемые результаты:

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам.

Личностные: развитие личностной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие доброжелательности; навыков сотрудничества со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

Название работы: «Доброте сопутствует терпение».

     Цель: разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение»; убедить в необходимости добра и недоступности зла.

Были поставлены задачи:

− учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

− воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

− развивать творческие возможности детей.

Планируемые результаты:

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам.

Личностные: развитие личностной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие доброжелательности; навыков сотрудничества со сверстниками.

2018

        

Тема: Доброте сопутствует терпение.

Цель: Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение»; убедить в необходимости добра и недоступности зла.

Задачи:

− учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

− воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

− развивать творческие возможности детей.

Планируемые результаты:

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.

Личностные: развитие личностной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, рисунки деревьев, карточки с пословицами, листики со словами, сердечки.

Ход урока.

1. Организационный момент урока.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить:

— Доброе утро! Солнце и птицы!

— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

− Я рада Вас видеть и надеюсь, что у вас хорошее настроение.

II. Самоопределение к деятельности.

−  У нас сегодня необычный урок. Тему вы узнаете, если внимательно посмотрите отрывок из мультфильма.

     Показ видеоклипа «Если добрый ты» из мультфильма  «Кот Леопольд».

(видео: https://www.youtube.com/watch?v=qqqvNHPEYEo )

Дождик по земле босиком прошёл, Клёны по плечам хлопал...

Если ясный день - это хорошо, А когда наоборот - плохо.

Слышишь, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны?

Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись песенкой своей, Рассыпая смех звучно...

Если песни петь, с ними веселей, А когда наоборот - скучно!

− Ребята, вспомните, какие черты характера этого героя помогли ему в жизни. (Ответы ребят.)

− Правильно. Доброта и терпение. И по дороге мы с вами сегодня пойдем, которая называется «Доброте сопутствует терпение».

III. Работа по теме урока.

1. Словарная работа.

− Как вы понимаете значение слова «доброта»? 

−  А терпение? 

−  А что такое зло?

− Что означает добрый?

−  Каким делает человека доброта?

− А как это качество выглядит в жизни? 

− Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы быть добрым? (Отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, который может разделить горе и радость, который умеет прощать.)

− А теперь давайте прочитаем как трактуется в толковом словаре значение этих слов.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добрый – делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества; несущий благо, добро, благополучие.

Терпение - способность терпеть; настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе.

Терпение – качество характера, важное во взаимоотношениях, потому что помогает жить в мире и согласии, чувствовать рядом заботу и внимание другого человека.

«Терпенье той волшебнице подобно, что воду в жемчуг превратить способна». (Джами – персидский поэт)

«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». (Л.Н. Толстой)

 Какой вывод вы можете сделать? (Ответы ребят.)

2. Притчи о добре и зле.

− Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым и терпеливым? (видео: https://www.youtube.com/watch?v=R8sQB4yWm8s)

Притча о гвоздях

     Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
    В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

− Действительно, научиться, по-настоящему быть, добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

(видео: https://www.youtube.com/watch?v=QEbZONxTZ7Y)

Притча о добре и зле. Какой волк победит?

     Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

− Такие духовные ценности, как любовь, доброта, красота и другие, называют вечными, общечеловеческими, потому что они живут в веках и признаются всем человечеством

− Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. И наоборот, если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один.

Добро и зло творить

Во власти всех людей.

Но зло твориться без труда,

Добро творить трудней.

 3. Стихотворения о доброте.

− Ребята, послушайте стихи и скажите: "Какого человека можно назвать добрым?  (Дети читают стихи)

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече:

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые – дарят тепло и уют,

Добрые – в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут.

В классе в зимний день с утра

Проходил урок добра.

Все старательно учились

И сегодня меж собой

Не конфетами делились,

А делились добротой.

Все обиды позабыли,

Мир всем классом заключили.

И решили – с этих пор

Никаких не будет ссор.

Чтоб в себе не замыкаться,

Будем вместе все держаться,

Будем классом успевать

Все друг другу помогать.

Подумайте сами, ребята,

случается так почему –

котенка один обижает,

другой лечит лапку ему.

Один воробья из рогатки

старается сбить наповал,

другой, чтобы выходить пташку,

с земли воробья подобрал.

Один ранит палкой лягушку,

в костер ее тащит живьем,

а кто-то из лужи-ловушки

мальков перенес в водоем.

Подобных примеров немало,

подобных поступков не счесть.

Закон доброты правит жизнью,

у всех доброта в сердце есть!

4. Творческое задание «Дерево Мудрости» (Работа в группах)

 Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло.  Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

− Посадим «Дерево Мудрости». Соединим начало и конец пословицы.

Кто любит добрые дела,                (тому и жизнь мила).

Делай другим добро –                           (будешь и сам без беды).

Доброта…                                             (лучше красоты).

На добрый привет...                           (добрый ответ).

Про доброе дело...                           (говори смело).

Жизнь дана на...                                     (добрые дела).

Учись доброму...                                     (дурное на ум не пойдёт).

Не одежда красит человека,                 (а его добрые дела).

Не ищи красоты –                           (ищи доброты).

Кто добро творит,                           (того Бог отблагодарит).

Доброе дело…                                     (два века живет).

Добро творить –                                     (себя веселить).

Добрые слова                                   (дороже богатства).

Доброе слово человеку –                 (что дождь в засуху).

Красота до вечера,                           (а доброта на век).

Добрый человек                                     (добру и учит).

(Прикрепляем листики с написанными пословицами к дереву.)

− Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

IV.  Физкультминутка. ( https://www.youtube.com/watch?v=A_ZjVdlJick)

(Под видеоклип «Что такое доброта?» (1 куплет) выполняют танцевальные движения.)

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Творческое задание «Дерево Доброты» (Работа в группах).

− Ребята, перечислите всех, чья доброта помогает расти вам. (Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек.)

− Как вы думаете, где находится царство вежливости и доброты у каждого человека?

− В сердце!

− Правильно!

− Послушайте внимательно песню о Доброте.                                                               (видео: https://www.youtube.com/watch?v=OjkBYN_DC38)

 Перед вами Дерево Доброты. Вам предлагается набор различных слов на различных по цвету листочках. И вы должны выбрать те качества, которые необходимы доброму человеку, а из них мы с вами сделаем крону нашему дереву.

(Работа в группах: ребята на маленьких сердечках выбирают волшебные, добрые слова, слова приветствия  и приклеивают к веточкам дерева).

Какие деревья вы вырастили? (Каждая группа демонстрирует своё «выращенное» дерево.)

−  Молодцы! Наш класс освещен добрыми словами, которые согревают наши сердца.

2. Творческое задание «Дерево Добрых дел».

Вспомните и расскажите о своих  добрых делах. Каждое доброе дело – одно сердечко. (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.)

Каждый из вас может «посадить» (нарисовать на листе) Дерево Добрых дел у себя дома и время от времени добавлять к нему новые сердечки – плоды.

− Доброта - это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого − одно удовольствие, честное слово. Может быть, поэтому в старой азбуке буквы называли словами.

     Учитель показывает плакат с буквами славянской азбуки. (А, Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, П) Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Живете, Земля, Люди, Мыслете, Покой.

− Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь.

−  Сегодня наш класс  превратился в сад и наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём дереве, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

VI. Рефлексия.

1. Составление синквейна (Работа в группах).

 − Давайте составим синквейн со словом «ДОБРО».

1 ДОБРО

НАСТОЯЩЕЕ   БЕСКОРЫСТНОЕ

ПОМОГАЕТ  РАДУЕТ  ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ

ЛЮДИ  ДОЛЖНЫ  ДЕЛАТЬ ДОБРО

БЛАГО

2 ДОБРО

ТЁПЛОЕ ВЕЖЛИВОЕ

СПАСАЕТ  ОСТЕРЕГАЕТ  ВЫРУЧАЕТ

ОНО ВСЕГДА НАМ ПОМОЖЕТ

ДРУГ

3 ДОБРО

ЛАСКОВОЕ ИСКРЕННЕЕ

УЧИТ  РАДУЕТ  ЛЕЧИТ

ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

ЛЮБОВЬ

2.  «Солнце в ладошке».

− Представьте себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце в ладошке. Это солнце - доброта. Передайте его друг другу, оно нужно нам всем.

− Чтобы вы хотели сказать о сегодняшнем уроке? 

− Мне больше всего понравилось…

− Меня удивило…

− Я попробую…

− Мне захотелось…

VII. Итог урока.

     Показ видеоклипа  из мультфильма «Золушка», звучит «Песня о Доброте». (https://www.youtube.com/watch?v=arIG3i9rz_g)

− Все вы узнали главную героиню сказки Шарля Перро – Золушку. Какою она была? (Доброй, терпеливой.)

− Правильно, Золушка была очень доброй и терпеливой. Благодаря этим качествам она стала счастливой.

− Скажите, для чего доброта нужна каждому человеку?

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

  • Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -   Твори добро. 
  • Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -   Твори добро.  
  • Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -   Твори добро.  
  • Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -   Твори добро.  
  • Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,  

                 Ибо никто не властен над твоим добром.

                                              Ш.А. Амонашвили

(Памятку со словами Ш.А. Амонашвили  получает каждый из учащихся.)

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою ДОБРОТЫ
И радость помоги найти кому-то.

      В конце урока дети под видео из фильма «Маленький Мук» поют песню «Дорогою добра».

( https://www.youtube.com/watch?v=7E_yOnAWdUk )

Используемая литература:

 1.  А. Лопатина, М. Скребцова. Начала Мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 304 с. - (Серия «Образование и творчество»).

2. О. Н. Сухоносова. "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть" 

3. Т. Ю. Ковшарова  «Здравствуйте, пожалуйста, спасибо» (методическое пособие для учителей начальной школы)  - Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2009 г.

4. Н. С. Нуриева «Добру откроются сердца» (внеклассные мероприятия для начальной школы)  - ТЦ: УЧИТЕЛЬ, 2011 г.

5. В.И. Петрова и др. « Азбука нравственного взросления: методический материал» - СПБ: Питер, 2015 г.

Интернет – ресурсы:

http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihi-o-dobre-dobrote-dlja-mladshih-shkolnikov.html 

http://uaforizm.com/citati-o-dobrote.html http://www.wisdoms.ru/tsitati_pro_dobrotu.html 

https://www.youtube.com/watch?v=OjkBYN_DC38 

https://www.youtube.com/watch?v=QEbZONxTZ7Y 

https://www.youtube.com/watch?v=A_ZjVdlJick 

https://www.youtube.com/watch?v=arIG3i9rz_g

https://www.youtube.com/watch?v=7E_yOnAWdUk 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться и говорить: — Доброе утро! Солнце и птицы! — Доброе утро! — Улыбчивым лицам! И каждый становится, добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!

Слайд 3

Показ видеоклипа «Если добрый ты» из мультфильма «Кот Леопольд». https://www.youtube.com/watch?v=qqqvNHPEYEo

Слайд 4

ДОБРОТЕ СОПУТСТВУЕТ ТЕРПЕНИЕ

Слайд 5

Словарная работа . Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добрый – делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества; несущий благо, добро, благополучие.

Слайд 6

Терпение - способность терпеть; настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе. Терпение – качество характера, важное во взаимоотношениях, потому что помогает жить в мире и согласии, чувствовать рядом заботу и внимание другого человека.

Слайд 7

«Терпенье той волшебнице подобно, что воду в жемчуг превратить способна». ( Джами – персидский поэт) «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». (Л.Н. Толстой)

Слайд 8

Притчи о добре и зле. Притча о гвоздях https://www.youtube.com/watch?v=R8sQB4yWm8s

Слайд 9

Притча о добре и зле. Какой волк победит? https://www.youtube.com/watch?v=QEbZONxTZ7Y

Слайд 10

Стихотворения о доброте.

Слайд 11

Творческое задание «Дерево Мудрости» (Работа в группах)

Слайд 12

Физкультминутка https://www.youtube.com/watch?v=A_ZjVdlJick

Слайд 13

Творческое задание «Дерево Доброты» (Работа в группах) Песня о Доброте. https://www.youtube.com/watch?v=OjkBYN_DC38

Слайд 14

Творческое задание «Дерево Добрых дел».

Слайд 15

Рефлексия. Составление синквейна «ДОБРО» (Работа в группах)

Слайд 16

1 группа ДОБРО НАСТОЯЩЕЕ БЕСКОРЫСТНОЕ ПОМОГАЕТ РАДУЕТ ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ДОБРО БЛАГО

Слайд 17

2 группа ДОБРО ТЁПЛОЕ ВЕЖЛИВОЕ СПАСАЕТ ОСТЕРЕГАЕТ ВЫРУЧАЕТ ОНО ВСЕГДА НАМ ПОМОЖЕТ ДРУГ

Слайд 18

3 группа ДОБРО ЛАСКОВОЕ ИСКРЕННЕЕ УЧИТ РАДУЕТ ЛЕЧИТ ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО ЛЮБОВЬ

Слайд 19

«Солнце в ладошке»

Слайд 20

Итог урока. Показ видеоклипа из мультфильма «Золушка», звучит «Песня о Доброте». https://www.youtube.com/watch?v=arIG3i9rz_g

Слайд 21

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро. Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро. Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро. Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро. Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, Ибо никто не властен над твоим добром. Ш.А. Амонашвили

Слайд 22

Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто. Направь шаги Тропою ДОБРОТЫ И радость помоги найти кому-то .

Слайд 23

Песня «Дорогою добра» https://www.youtube.com/watch?v=7E_yOnAWdUk

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по светсткой этике "Терпение и труд"

Конспект урока по светсткой этике в 4 классе "Терпение и труд"...

Доброте сопутствует терпение.

Цели. Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение»; убедить в необходимости добра и недоступности зла....

Презентация "Доброте сопутствует терпение"

Презентация "Доброте сопутствует терпение"...

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Терпение и труд".(УМК "Начальная инновационная школа", 4 класс)

Цели деятельности учителя: создать ситуацию, при которой учащиеся будут иметь представления о понятиях: труд (умственный и физический; свободный, посильный, постоянный;), терпение.Планируемые результа...

Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме «Доброте сопутствует терпение.»

Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение», терпимость; убедить в необходимости добра и недоступности зла....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Доброте сопутствует терпение " 4 класс

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Доброте сопутствует терпение" 4 классЦель урока: формирование у детей понятий доброта и терпение, их взаимосвязь.Задачи урокаДидактические:Осознание ценнос...

Конспект внеклассного мероприятия "Доброте сопутствует терпение" 1 класс

Конспект внеклассного мероприятия "Доброте сопутствует терпение" для 1 класса.Цели: ознакомить учащихся с понятием «дружба» и способствовать сплочению коллектива 1 класса.Оборудо...