Ситуация
методическая разработка

описание ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_situatsii.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Описание ситуации

Ф.И.О участника: Медведева Маргарита Николаевна 

Педагогическая ситуация:

На уроке окружающего мира учитель проводит вступительную беседу о досуге и увлечениях детей. Обращаясь к детям, он спросил: «А какие у вас увлечения?». Учитель был удивлен, что большинство детей класса ответили, что у них только одно увлечение, это – «играть в компьютерные игры» или в «игры в телефоне».

Участники: 

Участниками ситуации являются учитель и обучающиеся класса, которые не имеют никаких увлечений, кроме компьютерных игр.

Проблема:

Проблема заключается в том, как учителю показать учащимся значимость разнообразных увлечений и хобби и вовлечь их в данную деятельность.

Причины:

Социальные:

  1. Учащиеся не умеют взаимодействовать с другими людьми в реальности и поэтому им легче жить в виртуальном мире.
  2. Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его.  
  3. Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
  4. Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Педагогические:

1.Учитель не познакомил детей с разнообразными кружками, в которых они могут проявить себя.

2. Педагог не отвёл достаточного количества времени на проведение классных часов, лекториев, семинаров и тд. на тему хобби, увлечения.

Психологические:

  1. Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть.
  2. У ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность и ему проще поиграть в компьютер, чем поиграть в футбол с друзьями.

Физиологические:

  1. Наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним и ребёнку легче найти друзей в интернете, где его никто не увидит.

Педагогические задачи:

  1. Привлечь учащихся в разнообразные кружки, секции и тд.
  2. Выяснить причину заинтересованности в компьютерных играх.
  3. Организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.
  4. Провести воспитательные мероприятия на тему хобби, увлечения.

Все вышеперечисленное доказывает, что данную проблему  нельзя оставить без внимания.

Решение:

Любая задача может решаться, как «здесь и сейчас», но в большинстве случаев предстоит большая работа в будущем.

  • В ситуации «здесь и сейчас» учителю рекомендуется выяснить причины заинтересованности учащихся в компьютерных играх. Объяснить почему данное увлечение для него не желательно и как оно влияет на здоровье.
  • Привести плюсы других увлечений (показать видеоролик, провести беседу и тд.)

                    Но данную задачу не решить способами «здесь и сейчас», поэтому способами «на будущее» могут являться:

  • Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
  • Самый простой и доступный способ решения зависимости - это приобретение другой зависимости. Ведение здорового образа жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
  • Поднять самооценку ребенка. Найти ему занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, кружок квиллинга.
  • Провести диагностику и выявить, есть ли у учащихся компьютерная зависимость. Если она есть у многих учащихся, тогда учителю следует привлечь к работе с детьми психотерапевта, психолога.
  • Проведения воспитательных мероприятий на тему увлечения, хобби,  а также заняться тренингом, играми с психологом и социальным педагогом по предотвращению игровой зависимости.
  • Очень действенный метод — отдать ребёнка в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
  • Посоветовать учащимся развивающие игры и сайты. Обсудить с ними те игры, в которые им было бы, полезнее играть.
  • Составить рекомендации для родителей по работе с ребёнком, имеющим компьютерную зависимость.  
  • Провести родительское собрание по теме : «Компьютерная зависимость у детей» , «Увлечения, хобби ребёнка», как говорил В. А. Сухомлинский : «Воспитание детей нужно начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Опасные и безопасные ситуации"

обучить детей навыкам ориентировки в ситуациях и принятия рациональных решений для предупреждения поступков, разрушающих здоровье ...

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Ситуация успеха и ситуация неуспеха

Мотивация не оказывает прямого влияния на качество работы, так как оно зависит ещё и от способностей. Но она влияет на старания ученика. Задача учителя состоит в том, чтобы ученик был постоянно мотиви...