Слова одинаковые, но разные
план-конспект

Слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_odinakovye_no_raznye.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова одинаковые, но разные»

Дидактическая цель: создать благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей через упражнения в угадывании слов-омонимов по различным признакам предметов или понятий; воспитания у обучающихся интереса к русскому языку; работать над расширением словарного запаса; обогатить знания детей о самолётостроении.

Планируемые результаты:

Предметные: демонстрируют умения выполнять упражнения, связанные, с словами-омонимами; умеют выполнять алгоритм конструирования.

Метапредметные:

Познавательные: выполняют самостоятельно  операции анализа, сравнения и аналогии.

Регулятивные: выполняют операции конструирования с соблюдением техники безопасности; удерживают цель деятельности до получения результата.

Коммуникативные: осуществляют продуктивное взаимодействие в микро группе по правилам групповой работы; грамотно выстраивают речевые конструкции.

Личностные: понимают значимость личностного участия в коллективном труде, достижении общей цели; проявляют личностное отношение к результатам деятельности.

Материально-техническое обеспечение: ПК, интерактивная доска, раздаточный материал, конструктор LEGO.

Литература:

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: ВентанаГраф, 2011. –168 с
  2. Персидская, И.В. Классные часы в 1-4 классах. – Изд.: Учитель, 2018. – 249 с.
  3. Симонова, И.О. Детские праздники. Сценарии, игры, конкурсы. – Изд.: Учитель, 2017. – 89 с.
  4. [Электронные ресурсы] – http://infourok.ru, http://nsportal.ru, https://www.maam.ru

Сценарий занятия:

  1. Подготовительный этап
  1. Организационно-подготовительный этап

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маргарита Николаевна и я сегодня проведу у вас занятие. Ребята, посмотрите, у меня в руках шкатулка. Я не могу её открыть.  В чем дело? А, вот и записка... Что же в ней…?

«Ребята, эта шкатулка не простая, Вы сможете узнать, что в ней находится, если преодолеете все препятствия на вашем занятии. Сегодня необычное занятие, вам предстоит познакомиться с волшебными словами, которые ещё называют слова - близнецы.»

- Вы готовы справиться со всеми трудностями, чтобы узнать, что находится в шкатулке?

  1. Открытие темы и целей занятия

- Посмотрите на доску.

замок – замок

стрелки – стрелки

кружки – кружки

- Что вы видите на доске?

- Слова одинаковые? (дети: Есть одинаковые, есть разные)

- Значит на нашем занятии мы с вами будем говорить о чём? (дети: О словах одинаковых и разных)

- Кто знает, как называются эти слова?

- Слово "омоним" произошло от двух греческих слов: Омос – "одинаковый", Онима – "имя". Эти слова одинаково звучат и пишутся, но называют предметы и явления, ничем не связанные между собой, разные.

- И так, ребята, чем мы будем сегодня заниматься?

- Поставьте каждый перед собой цель на сегодняшнее занятие.        

  1. Диагностический этап
  1. Беседа о самолётах

 - На каком виде транспорта можно в кратчайший срок преодолеть большое расстояние?

- Скажите, а где создаются самолеты?

А сейчас, я предлагаю вам стать сотрудниками авиационного завода и попробовать себя в роли авиаконструкторов.

- Кто такой конструктор?

КОНСТРУКТОР – специалист, который создает конструкцию какого-нибудь сооружения, механизма (одно из значений).

- Чтобы стать авиаконструктором нужно много знать о самолетах. Давайте вспомним.        

- Какие виды самолетов по назначению вы знаете? (военные, гражданские)

- А кто знает, что означают большие буквы и цифры на самолёте Российского производства? Буквы на самолете означают первые буквы фамилии конструктора. Например, Ту – этот самолет сконструировал советский учёный и авиаконструктор Туполев Андрей Николаевич. А цифры означают номер модели, которая готова служить людям, например, Ту – 154. А какие марки самолетов вы еще знаете? (ИЛ-62 (Советский авиаконструктор Ильюшин Сергей Владимирович), ЯК-40 (Советский авиаконструктор Яковлев Александр Сергеевич))

  1. Основной этап
  1. Конструирующий этап
  1.  Сбор лего-робота «Самолет»

- Вы прошли собеседование и можете стать авиаконструкторами.  Сегодня мы с вами будем конструировать свой самолет, который поможет нам доставить ключ от шкатулки.

- Перед началом работы давайте вспомним  правила техники безопасности. (на столах лежат памятки)

- Для того, чтобы получить часть самолёта, вам необходимо справиться с заданиями.

2) Задание "Загадай слово".

- Сейчас я покажу одному из вас картинку, на которой изображено слово-омоним. Этот человек должен объяснить ребятам это слово, не называя его: коса.

Например: Это сделано из металла, им можно шить, это бывает у ежа, у ели. (иголки);

- Вы отлично справились с заданием и получаете первую часть самолета – фюзеляж.

3) Расшифруй слово (интерактивное задание)

- Обратите внимание на экран. Ваша задача понять, что объединяет картинки, выйти к доске и написать это слово

- Молодцы. Вы правильно справились с заданием и получаете еще одну часть – хвост самолета.

 4) Работа в группах

- Сейчас вы поработаете в группах. Вы уже знаете, как нужно работать, но я предлагаю вам еще раз вспомнить, правила работы в группах лежат у вас на столах. На карточках написаны предложения. У каждой группы они разные.

А теперь внимательно послушайте задание. Вам нужно:

- прочитать предложения;

- подчеркнуть омонимы;

- сделать так, чтобы стал понятен их смысл;

- Что для этого нужно сделать? (Поставить ударение)

1г. В вазе гвоздики. В ящике гвоздики.

1г. Солнце село за горой. Я пойду в село домой.

1г. Для стряпни нужна мука. Для лодыря наука, одна сплошная мука.

2г. Полки книгами полны. В бой с утра идут полки.

2г. Врач сказал, что у меня воспаленье уха. В котелке кипит уха.

2г. Гусята двигались пища. Уже готова пища.

- Вы большие молодцы, каждая группа получает часть от самолёта, а именно - крыло.

  1. Систематизированный этап

– Мы собрали самолет и  теперь его нужно испытать, для того чтобы  запустить в производство. Чтобы самолет взлетел его нужно запрограммировать. Составить программу для самолета вы сможете если верно соотнесете картинки-омонимы. Порядок ответов укажет вам на порядок составления программы.

Итак наш самолет взлетел, а это значит  вы  верно справились с поставленной задачей  и он не только прошел испытания для запуска  в производство , но возвратившись привез  нам  ключ от шкатулки.

- Давайте же наконец её откроем. Все преграды вы преодолели и наша шкатулка открылась. А что же в ней ? Сувениры. В память о нашем занятии, я бы хотела вручить вам медали.

Итоговый  этап

  1. Аналитический этап

-Вы очень хорошо и дружно работали сегодня.

-Вспомните цель, поставленную в начале занятия.

-Ребята, как вы думаете, мы достигли результата  занятия?

2.Рефлексивный этап

- Я предлагаю вам выбрать один из цветов самолёта:

красный – мне было не интересно;

желтый – мне было трудно;

зеленый – мне было интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова"

Девиз урока: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда....

Урок русского языка 2 класс ПНШ ФГОС "Слова-названия предметов разного рода"(2 урок)

Конспект урока с презентацией по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" во 2 классе...

Одинаковые цепочки. Разные цепочки (урок информатики в 3 классе)

Педагогические задачи: расширять представление об изучаемом предмете; пока­зать, какие цепочки можно считать одинаковыми, а какие являются разными; учить находить одинаковые цепочки, соединять и...

Технологическая карта внеурочного учебного занятия во 2 классе по курсу «Удивительный мир слов» на тему "Слова одинаковые, но разные"

Данное внеурочное занятие актуально тем, что направлено на развитие языковой интуиции и ориентирования обучающихся в пространстве языка и речи, развитие устойчивого познавательного интереса к русскому...

Внеклассное занятие по русскому языку "К словам разнообразным, одинаковым, но разным"

На внеклассном мероприятии дети знакомятся  с многообразием и богатством русского языка на примере слов- омонимов, омофонов, омоформ. Предназначено для учеников 4 класса...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению&raqu...