Роль внеурочной деятельности в формировании универсальных учебных действий
материал

Адиатулина Юлия Юрьевна

Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании универсальных учебных действий, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время (внеурочная  деятельность направлена на закрепление, развитие и совершенствование УУД).        

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Специальная школа № 53»

Выступление на методическом объединении

 учителей начальных классов по теме:

«Роль внеурочной деятельности

в формировании универсальных учебных действий»

                                       Подготовила:

               учитель начальных классов

                              Адиатулина Ю.Ю.

   

Новокузнецк, 2016 г.

Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

(Элберт Хаббарт).

Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании универсальных учебных действий, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время (внеурочная  деятельность направлена на закрепление, развитие и совершенствование УУД).        

Универсальное учебное действие  – элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности. УУД – это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, коллективными творческими делами (КТД), беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями. Внеурочная деятельность – это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, воспитателями.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться , готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать.   (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).     
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. 
        В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают 
саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта   были обозначены цели образования, в том числе и коррекционного, которые определяют новые социальные запросы. Они подразумевают общекультурное, личностное, познавательное, развивающее обучение.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает  умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования выделяют 4 блока: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Все они взаимосвязаны, направлены на достижение одной цели.

Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС заложена в основной образовательной программе начального общего образования и реализуется по 5 направлениям: общеинтеллектуальное,  духовно-нравственное, общекультурное, социальное, спортивно-оздоровительное.

Все виды внеурочной деятельности обучающихся ориентированы на воспитательные результаты. Поэтому во внеурочной деятельности  рассматриваем три уровня результатов:

Первый уровень

Школьник  знает  и  понимает    общественную жизнь. (1 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

   

Второй уровень 

Школьник ценит общественную жизнь. (2-3 классы)

Формирование позитивных отношений школьников к базовым                  ценностям  общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Третий уровень 

Школьник самостоятельно  действует в  общественной  жизни.  (4 класс)

Получение школьником   опыта   самостоятельного    социального действия.

 Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами (этическая беседа), второй уровень – более сложными (дебаты, тематический диспут), третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности (к примеру, проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов).

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности позволяет педагогам:  разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и  внятным представлением о результате;  подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результатов определённого уровня;  выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;  оценивать качество программы внеурочной деятельности.

Содержание занятий внеурочной деятельности носит творческий характер, педагогами используются разнообразные формы внеурочной деятельности. Основное место отводится познавательной игре, по итогам которой детьми представляются творческие образовательные продукты. Систему занятий дополняет воспитательная работа классных руководителей по организации познавательного досуга, проведения внеклассных мероприятий, экскурсий, реализации социальных проектов, посещения музеев, библиотек, Дворца спорта, других учреждений города и, конечно, участие в общешкольных мероприятиях

Итак, внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-то В.А Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков….».

На основе сформированности УУД получаем портрет выпускника начальной школы, соответствующий требованиям ФГОС. Он таков!

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 ВЫВОДЫ:

1. Необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузке ребенка, обеспечивал формирование универсальных учебных действий. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС.

2. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.
  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
  4.  http://festival.1september.ru/
  5. http://www.prosv.ru/
  6. http://www.numi.ru/
  7. http://www.zavuch.info/
  8.  http://pedsovet.org/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников

Проектно – исследовательская  деятельность - это самостоятельный поиск  знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При  такой работе...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе надпредметного курса «Мир деятельности» через занятия внеурочной деятельности

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандарт­ные решения, умение выбирать проф...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

Программа курса «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1−4 классов

Курс «Мир деятельности» для 1−4 классов общеобразовательной школы направлен на устранение отмеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС...