Программа внеурочной деятельности
методическая разработка

Жугдурова Баярма Михайловна

по духовно-нравственному направлению 

«Я и мой мир»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа внеур деят -сти28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению  

«Я и мой мир»

                             

                                Учитель: Жугдурова Б.М

2019г

Программа " Я и мой мир" реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов.

 Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник.

  В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Условия современного общества стимулируют человека учиться мобильности и приобретать способность ориентироваться в новых условиях жизни. Изменяются и задачи школы, которая призвана вооружить обучающихся средствами самоопределения в самостоятельной жизни.

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС,  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Я и мой мир"  направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Дети проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, занятия в группе продлённого дня - после всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная внеурочная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности. Воспитание обучающихся невозможно без организации эффективного общения с ними. Учитель, работающий с младшими школьниками должен понимать, что детям необходимо доброжелательное сотрудничество с педагогом. Это помогает обучающимся преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.

Программа "Я и мой мир" разработана с учётом особенностей обучающихся первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Программа является компонентом внеурочной деятельности, рассчитана в 1классе на 33 часа и 34 часа во 2-4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов -135 часов. Срок реализации четыре года.

Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни.

Задачи программы:

 — формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости

за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

 — воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

 — воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

 — способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

 — приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

 Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с учителями художественно-эстетического цикла, с другими субъектами социализации  — социальными партнерами школы: Центр детского творчества, библиотека семейного чтения, музеи и театры города Улан-Удэ.

 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит:

 1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.

 2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

 3. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

 4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

 5. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

 Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

 Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания "Я и мой мир":

  • " Мы - граждане России"
  • " Учимся жить среди людей"
  •  "Моя семья"
  • " Живи, Земля!"
  • " Береги здоровье смолоду!"

 Рассмотрим каждый раздел данной программы.  

 Первый раздел « Мы - граждане России».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Гражданско-правовое воспитание должно начинаться с детского сада и начальной школы, где ребята знакомятся с элементарными понятиями о демократии, правах человека и ребёнка, нормах нравственности. Основным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

По данному направлению предлагаются к рассмотрению следующие примерные  тематические мероприятия:

  • "День радости" (праздник, посвящённый Дню знаний)
  • "Улица моего детства"  (конкурс рисунков на асфальте)
  • "Я люблю тебя, Россия!" (классный час-фоторепортаж)
  • "Моя семья в истории страны"
  • "Наша страна - Россия" (конкурс чтецов)           

Уроки мужества:

  • "О героях былых времён" ( 8 февраля)
  • День борьбы с фашизмом (13 сентября);
  •  День защитника Отечества (23 февраля);
  •  День Победы (9 мая);
  •  День народного единства (4 ноября).

Первоначальное знакомство с Конституцией РФ.

  • Классный час «Главный Закон страны».
  • "Символы государственной власти"
  • Классный час «Мои права и обязанности в школе».

  Участие в общешкольных мероприятиях (1-4 класс)

1. Праздник «Дети - ветеранам Великой Отечественной войны» (ко Дню Победы)

2. Встречи учащихся школы с ветеранами войны и труда. (Митинг)

3. Конкурс рисунков, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы «Они стояли за Родину».

4. Акция «Подарок ветерану».

5. Акция "Память" - возложение цветов к Вечному огню.

Планируемые результаты:

 — ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

 — элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

 — первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

— начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Следующее направление данной программы  «Учимся жить среди людей».

Главной задачей этого направления является воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия,  чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Важно научить ребёнка жить в классном коллективе и строить отношения дружбы и взаимопомощи со своими одноклассниками. Научить понимать себя, правильно оценивать себя и развивать лучшие качества характера.

С этой целью предлагаются  тематические занятия:

  • "В человеке красота - вежливость и доброта".
  • "Давайте поклоняться доброте"
  • "Поговорим о дружбе"
  •  Если радость на всех одна.
  •  Мой класс – мои друзья.
  •  Самолюб никому не люб.
  •  Поиграем и подумаем.
  •  О дружбе мальчиков и девочек.
  •  Путешествие в мир мудрых мыслей.
  •  Доброе слово, что ясный день.
  •  Ежели вы вежливы,
  •  Когда идешь по улице.
  •  Узнай себя.
  •  Нам счастья не сулит обида чья-то.
  •  Школьный этикет. Как стать лучше?
  •  Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
  •  О трудолюбии
  •  Культура внешнего вида. Поговорим о том, как мы выглядим
  •  Внешкольный этикет
  •  Я и мои роли
  •  Свободный разговор. Верность слову.
  •  Моя самооценка
  •  Подари учителю дело и слово доброе.
  •  Умеем общаться.
  •  Каждый интересен.
  •  Подарок коллективу (коллективная деятельность).

Здесь нужно добавить, что маленькие дети живут эмоциями, и взрослые должны опираться на эту особенность, развивать детский духовный мир. С этой целью можно рекомендовать посетить Музей истории города Улан-Удэ.

Планируемые результаты:

 — начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в коллективе, представителями различных социальных групп;

 — нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

 — уважительное отношение к традиционным религиям;

 — неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

— первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

 — первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

 — элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

 — способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

 — уважительное отношение  к старшим, заботливое отношение к младшим;

 — знание традиций своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Направление – «Моя семья».

Задачи этого направления: формирование ценностного отношения к семье, дому,  семейным традициям,  родителям, близким людям.  Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.[3]

На данном этапе очень хорошо проводить  ежегодные различные семейные праздники, игры, конкурсы, в которых задействованы члены семей обучающихся.

  • "Бабушки и внуки"
  • "Новый год"
  • "Рыцарский турнир".
  • "День любимой мамочки"
  • "День именинника"
  •  Выпускной вечер " Вот и стали мы немножечко взрослей!"

Тематические занятия-встречи:

«Профессии наших мам и бабушек», «Наши родители – профессионалы»

Рассказ о профессии:

«Мы немножко поиграем, все профессии узнаем»,

«О профессиях разных, нужных и важных…»

Заполнение «паспорта семьи»: "Моя родословная".

Творческая мастерская «Рукодельницы» (мастер-класс от бабушек).

Планируемые результаты:

 — знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.

 — уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

 — ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

 — ценностное и творческое отношение к учебному труду;

 — элементарные представления о различных профессиях;

 — первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками,

старшими детьми и взрослыми.

Направление - "Живи, Земля!"

Задачи данного направления: формировать у детей экологическое сознание, учить обращать внимание на взаимодействие человека с окружающей средой, воспитывать  ценностное отношение к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

Дети осознают себя частью природы. Они неравнодушны к красоте природы, животного и растительного мира.  На  данном этапе помимо  экскурсий в лес, можно рекомендовать следующие тематические занятия:

  • Экологическая викторина "Родная природа"
  • Экологическая игра "Волшебное море"
  • "Дары осени" (выставка поделок из природного материала)
  •  Акция "Подкорми птичек!"
  • "Планета Земля - наш общий дом"(классный час)
  • "В гости к Весне"

Проекты "Озеро Байкал", "Домашние любимцы".

Планируемые результаты:

 — ценностное отношение к природе;

 — первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

 — элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

 — первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

 — личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Направление - "Береги здоровье смолоду!"

Задачи направления: формировать у детей ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.  Ценности: ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

На данном этапе будут важны следующие тематические мероприятия:

  • День здоровья
  • «Папа, мама, я – спортивная семья»
  • "Здоровье - это здорово!" (классный час - игра)
  • Тематический цикл бесед" Береги свою жизнь и здоровье" (режим дня, личная гигиена и т.д)
  • Тематический цикл бесед по ПДД
  • Подвижные игры, соревнования, спортивные праздники.

Планируемые результаты:

 — ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

 — элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

 — первоначальный личный опыт здоровье сберегающей деятельности;

 — первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

 — знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

   Портрет выпускника начальной школы  МАОУ "СОШ № 19" г. Улан-Удэ

 Выпускник начальной школы — это человек:

  •    любознательный, активно познающий мир;
  •    любящий родной край и свою страну;
  •    владеющий основами умения учиться;
  •    уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  •    готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  •    доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  •    выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

   В заключение хочется добавить, что  никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером, чтобы ребёнок захотел делать как ты, стать похожим на тебя, стать лучше. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.  В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя.  Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Важно дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.

Использованная литература:

 1. А.И.Баркан, " Его Величество Ребёнок",  М.:1996г.,с.4

 2. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков " Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России".Проект // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.

3. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени

 начального общего образования – М.: Просвещение, 2012.–32 с. – (Работаем по новым стандартам).

4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации.

 В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)

Программа  курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...