Классный час: "Что такое дружба?"
план-конспект занятия (3 класс)

Косаринцева Ирина Николаевна

Интересное занятие - классный час. Раскрывается понятие слова ДРУЖБА в доступной, игровой, занимательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_chto_takoe_druzhba.docx318.11 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Что такое дружба?»

Цель: формирование в классе дружеских отношений, положительного психологического климата.

Задачи:

  • выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • помочь учащимся осознать качества, важные в дружбе;
  • познакомить учащихся с правилами дружбы;
  • воспитывать у детей добрые качества, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран), презентация,  памятка “Законы дружбы”, листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, клей-карандаш, ручки, конверты с заданиями.

Ход мероприятия

Дети входят в класс и становятся в круг. Учитель предлагает выбрать себе значок. Дети крепят значки себе на грудь. (персонажи сказок «Чиполлино», «Незнайка», «Маша и Медведь»)

Сегодня у нас с вами будет не обычное занятие. Вы, наверное, уже догадались. Но вы не одни? Вы пришли с друзьями. Кто это? (называют имена, что это персонажи)

Если это персонажи, из каких они сказок?

Станьте к своим сказкам. Посмотрите, вы теперь не просто сказка. Как по-другому вас можно еще назвать (команда).

Займите свои места. ( На столах поставлены таблички с  названиями сказок.  Дети садятся за соответствующие  столы.)

Сегодня мы с вами будем работать в группах. Вспомним правила работы в группе.

/Слайд 1/

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0915/000cc6cc-8f4230b6/hello_html_24adc725.jpg

Задание 1

Каждая команда получает задание. Нужно разгадать шифровку. Шифр прилагается.

5

18

21

8

2

1

 

 

 

 

 

 

(Дружба)

5

18

21

8

10

20

28

 (Дружить)

5

18

21

4

 

 

 

 

(Друг)

Слова «Друг, Дружить, Дружба» помещаю на доску на магнитах.

-Кто может уже определить тему нашего занятия? (Что такое дружба?) Название темы помещаю на доску, сверху 3 слов.

- На какие вопросы мы с вами сегодня должны ответить?

(1. Кто такой друг? 2. Какими качествами обладают друзья? 3. Что такое «дружба»? )

А что такое «дружба» мы можем сейчас с вами ответить? (Учащиеся дают свои определения понятию “дружба”). Вот видите, вы затрудняетесь сразу ответить на этот вопрос. И поэтому я вопросы тоже помещу на доску. В конце нашего занятия мы вернёмся к нашим записям.

(На доске эта запись выглядит так:

Что такое дружба?

          Друг

     Дружить

      Дружба

1. Кто такой друг?

2. Какими качествами обладают друзья?

3. Что такое «дружба»?)

/Слайд 2/

- О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, писатели, учёные и философы. Например, французский писатель Франсуа де Ларошфуко ещё в 17 веке сказал: “Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости – это дружба”. А древнегреческий философ Сократ, который жил до нашей эры, писал: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила, законы дружбы. Но сначала мы должны выяснить, что же такое дружба и правильно ли мы истолковали это понятие?

Задание 2

Первая команда ищет ответ на вопрос в народной мудрости. (Собери пословицы)

Вторая команда работает с литературным произведением (Вредные советы Б. Заходера- 2 совета).

Третья команда сегодня работает с толковым  словарем. Вам нужно найти в словаре определение такого понятия как дружба.(3 словаря)

(В Толковом словаре Владимир Иванович Даль приводит такое определение дружбы: “Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении” [1].) На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.

А что же такое бескорыстная дружба? (Ответы детей).

Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.

- Мы все разные. У каждого из нас есть как достоинства, так и недостатки. Нужно быть терпимее друг к другу, уважать и пытаться понять своих друзей. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего.

Игра “Пусть встанут те, кто….”

Учитель называет характеристику, которая присутствует у большинства учащихся. Это могут быть особенности внешности, характера, увлечения, занятия, вкусы. Дети, у которых присутствует данная характеристика, должны встать. Например:

Пусть встанут те, кто любит читать книги;

 -//-    кто умеет кататься на коньках;

-//-    кто считает себя доброжелательным;

-//-   кто считает себя ответственным;

-//-   у кого дома есть собака;

-//-    у кого светлые волосы;

-//-    кто самый дружный.

- Как вы думаете, можно ли дружбу потерять? Что может разрушить дружбу?  (Ответы детей)

/Слайд 3/

 начало

Задание 3

Мы с вами на прошлом занятии читали сказку Игоря Викторовича Вачкова «Сказка о дружбе и её потере». Помните её героев? (Два друга: крот Мур и хомяк Рум) Что с ними произошло, помните?

(Они потеряли дружбу).

- Как вы думаете, терять дружбу - это хорошо? (Ответы детей)

- Что же нам делать? Давайте поможем им помириться.

Ко мне сейчас подойдут капитаны команды и вытянут задание.

Первая команда – Дают совет( Муру и Руму) – в чем ценность дружбы. (Конверт с опорными словами, словосочетаниями, предложениями

измеряется годами, взаимными уступками, трудами; терпимость, равнодушие,

 Разделёнными секретами, мечтами; подсказка у доски, отзывчивость, честность,

верным сердцем,  только лишь словами. Дружок даёт ему списать.  Жадность, хвастливость,

 Терпит боль и гонит безразличье. Ответственность, преданность,лживость.

Друг приятно говорит всегда, речь свою пересыпая лестью.)

Вторая команда – Вы создаёте «Галерею дружбы».  (Лист формата А3  + клей-карандаш)

- Каких персонажей вы бы поместили в свою галерею? Чему у  них можно поучиться нашим героям сказки (Муру и Руму, Сове или Рыбке)?

Детям предлагаются сказочные персонажи для выбора. Выбрать нужно троих, самых достойных, на взгляд детей и объяснить свой выбор. Почему выбрали именно этих?

(Крокодил Гена и Чебурашка – сказка учит доброте, трудолюбию и отзывчивости.

 Винни Пух  -  учит быть добрым, радоваться каждому моменту в жизни, не отчаиваться даже в самых непростых ситуациях, приходить на помощь, и конечно же, такая сказка учит дружить и быть хорошим другом.

 Пес, петух, кот и осел- Бременские музыканты Сказка учит, что с друзьями намного проще справляться с грустью и жизненными сложностями.)

Кот в сапогах- Сказка учит, что верные друзья могут стать настоящими «палочками-выручалочками» даже в самых отчаянных ситуациях.

Кот Леопольд – учит добру, умению прощать, терпению, благородству.

Чиполлино – учит дружбе и взаимовыручке.

Незнайка – учит стремиться к цели, сила заключена в знаниях, быть рассудительным, не судить других.

Третья команда – Вы получили приглашение на чашку чая. Выбирайте, к кому вы пойдете в гости. (Сова, Рыбка, Мур и Рум) Дети вытягивают конверт с наводящими вопросами.

- Как вы подготовитесь к этой встрече?

- О чем будете беседовать?

- С чего бы вы начали диалог?

(Готовый лист с местом для фото героя, наводящими вопросами и местом для ответов.)

(Ответы детей)

Безимени-1       одиночество

На доске расположена картинка с изображением главных героев сказки.  Дети крепят вокруг свои результаты работы: галерею персонажей, раскрытие ценности дружбы,  свой рассказ, как прошло чаепитие.  Остаётся только одна сторона картинки пустой, куда дети поместят свои новые окончания сказки.)

-Как вы думаете Рум и Мур поняли, почему они потеряли дружбу?

- Можем мы помочь изменить окончание сказки? Давайте сделаем это. (Детям раздаются бланки с иллюстрацией героев и предложением, которым сказка оканчивается.)

Задание 4

Безимени-1    одиночество

Отвернулись бывшие друзья друг от  друга и разошлись в разные стороны. И вдруг _____________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По окончанию работы, дети зачитывают то, что у них получилось.

- Хотите ли вы быть самыми дружными в школе?

Задание 5

Для этого вам нужно  внутри каждой группы посоветоваться  друг с другом и решить, какие законы дружбы нужно соблюдать. Эти законы каждая группа запишет у себя на специальном бланке. Далее дети зачитывают то, что у них получилось. Свои  свитки дети отдают учителю. Учитель складывает эти свитки в волшебную коробочку. Все вместе произносят волшебные слова. Из коробки уже достаем законы, объединенные от 3 групп.

- Это законы, которые вы создали сами и их необходимо выполнять.

Мы эти законы поместим на наш стенд, чтобы они были всегда перед глазами.

Подведение итога.

- Сегодня мы с вами вспомнили, что же такое настоящая дружба, составили Законы дружбы. Если вы будете соблюдать эти законы, то я уверена, что вы будите настоящим другом и у вас будет много верных и надёжных друзей. Давайте вернемся к нашим вопросам. Мы все ответы нашли?

Кто такой друг?

Какими качествами обладают друзья?

Что такое дружба?

Сейчас ваши ответы звучат намного увереннее.

Рефлексия:

А сейчас я хочу, чтобы вы поделились своим впечатлением от нашего занятия. Давайте вырастим цветок, но не простой. У него лепестки будут цвета вашего настроения.

Красный – мне понравилось, было интересно, все понятно.

Жёлтый – мне не все было понятно, не очень интересно.

Голубой -  ничего не понятно, было не интересно, не понравилось.

А я поставлю наш цветок в вазу.

- Что особенно понравилось?

- В чем испытывали затруднения?

- Что не понравилось?

Список литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. – М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
  2. Вачков И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек. – М.: Ось-89, 2001.
  3. Аржакаева Т.А, Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Третий год обучения)./ Под ред. И.В. Вачкова – М.: “Ось-89”, 2005.
  4. Сайт: viki.rdf.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

Классный час "Что такое хорошо и что такое плохо"

Материал содержит презентацию и ход классного часа...

Классный час "Что такое хорошо и что такое плохо?

Тема классного часа соответствует годовому планированию, а так же теме самообразования «Развитие социального интеллекта детей младшего школьного возраста в условиях школы-интерната». Учитывая индивиду...

классный час "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект классного часа для уч-ся 2-3 класса...