Воспитательная работа в школе
учебно-методический материал

Бельцина Наталья Геннадьевна

В документах содержатся необходимые для воспитательной работы данные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_v_seme.docx17.54 КБ
Файл protokol_rod.sobr_.docx13.26 КБ
Файл vospitatelnaya_rabota.docx14.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тактики воспитания в семье

Большинство педагогов сходятся во мнении, что семья оказывает наибольшее влияние на формирование личности ребенка. Именно взаимоотношения с родными и близкими позволяют ребенку осваивать новые образцы поведения и познавать окружающий мир. При этом в процессе воспитания своих детей родители, как правило, используют одну (или сразу несколько) из основных тактик семейного воспитания:

  • диктат;
  • опека;
  • конфронтация;
  • мирное сосуществование;
  • сотрудничество.

ДИКТАТ
Понятное дело, что большинство родителей не стремятся намеренно стать диктаторами. Обычно такое происходит из-за чрезмерного стремления сделать сына или дочь послушным, ведь именно это, по их мнению, одна из важнейших задач в воспитании. Выдвигая постоянные требования, такие мамы и папы совершенно забывают о проявлении уважения к ребенку, часто допускают грубость, совершенно игнорируют его мнение и интересы. Таким образом, диктаторский подход подавляет у детей стремление к проявлению инициативности и чувство собственного достоинства.

Со временем ребенок, выросший в семье диктаторов, начинает откровенно ненавидеть своих родителей! И в некоторых случаях это проявляется не только во вспышках грубости и бунтарстве, но и в применении физической силы по отношению к родителям и окружающим людям, которые пытаются навязать свое мнение. Педагоги и психологи считают, что авторитарность родителей приемлема, но в определенной мере. И это всегда должно сочетаться с доверием и уважением к ребенку.

ОПЕКА
Несмотря на кажущуюся диаметральную противоположность, воспитательная тактика в виде опеки схожа с диктатом. Просто вместо чрезмерной требовательности, выступает чрезмерная любовь к ребенку и его всесторонняя опека. Все решения принимают родители: как ребенку одеться, с кем гулять, что кушать. В ранние годы, когда у детей появляется своеобразный импульс "Я сам", при чрезмерной опеке со стороны родителей стремление к самоидентификации у ребенка уступает безразличию – "пусть решают мама и папа".

В итоге, дети становятся безвольными и в будущем могут испытывать трудности в решении даже самых простых жизненных вопросов. Ярче всего результат опеки проявляется в подростковом возрасте, когда ребенок хочет быть самостоятельнее и испытывает потребность в самоутверждении, а постоянная родительская забота только мешает ему в этом. И когда он начинает бунтовать, родители расценивают такое поведение как проявление неуважения и неблагодарности. В разумных пределах опека может нести и положительный эффект, но только в том случае, когда она приобретает характер принуждения детей к ответственности и самостоятельности.

КОНФРОНТАЦИЯ

Эта тактика предполагает позицию невмешательства и нагнетания вражды между членами семьи. Родители не особо интересуются жизнью детей, но при каждом случае подмечают их недостатки и допущенные ошибки. При этом чаще всего общение между членами семьи сопровождается раздраженностью, высказыванием взаимных обид и злорадством, относительно неудач других членов семьи. Что самое интересное, выбранную ими тактику конфронтации с собственным ребенком они объясняют очень просто: "Мы стремимся воспитать сильную личность, которая умеет за себя постоять" и "Кто, как не мы, укажет ему на его недостатки и ошибки".

Естественно, такой стиль воспитания обязательно оставит на характере ребенка негативный отпечаток. С возрастом он начнет отплачивать родителям той же монетой, отвечая на холодность и непонимание равнодушием и грубостью. Подобное сосуществование, с точки зрения педагогики, неприемлемо. Родители должны постоянно интересоваться жизнью ребенка и поддерживать его как в начинаниях, так и в сложных жизненных ситуациях.

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

Позиция родителей, предпочитающих мирное сосуществование со своим ребенком, сводится к следующему: "Пусть привыкает быть самостоятельным, я в его дела не вмешиваюсь". В такой семье родители работают, дети учатся – все заняты своими делами и не особо интересуются жизнью других членов семьи. Зачастую это обусловлено не столько занятостью родителей, сколько неумением и нежеланием общаться с ребенком. В подобной семье, как правило, вырастает индивидуалист, для которого семья не являются "домашним очагом" и не имеет особой ценности. Не получив родительского тепла, он не сможет делиться им с другими и проявлять заботу о близком человеке.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Самым оптимальным вариантом детско-родительских отношений, среди описанных нами тактик семейного воспитания, многие эксперты называют сотрудничество. В этом случае черты индивидуалиста преодолеваются, уступая место чертам коллективиста. Ребенок чувствует себя членом семьи, участвует в ее делах и принятии решений.

Однако родителям нельзя забывать, что поддержка должна исходить не только с их стороны (помощь в учебе, обучение трудовым навыкам, поддержка в затруднительных обстоятельствах), но и со стороны ребенка. Это не значит, что нужно постоянно забивать ему голову взрослыми проблемами. Необходимо просто предоставлять ему возможность принимать самое активное участие в решении какого-либо важного вопроса для семьи (например, выбор места отдыха, выбор мебели, определение места жительства и т.д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если вы уже придерживаетесь (или планируете придерживаться) какой-либо определенной тактики воспитания (возможно даже не упомянутой нами), это не говорит о том, что вы не можете взять что-то полезное от других тактик. Например, от диктата можно взять умение быть авторитетом для ребенка, от опеки – проявление заботы, от конфронтации – умение вовремя указать на ошибки, от сосуществования – развитие самостоятельности, от сотрудничества – поддержка друг друга во всех начинаниях.

Главное, найти гармоничный баланс между самостоятельностью и опекой, авторитарностью и вседозволенностью, требовательностью и взаимоуважением.



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

02 сентября 2011 года                                                            №1

Председатель ________  Таланова Н.И. (классный руководитель)

Секретарь _______ Горячева Ю.А.

Присутствовали – 4 человека.

Список:

1.Авдюхина С.А.

2.Горячева Ю.А.

3.Заботина Л.М.

4.Судакова Т.И.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1.План работы на 2011 – 2012 учебный год.

2.Выборы родительского актива.

3.О проекте «Птицы нашего края».

Слушали: 
По первому вопросу Таланову Н.И., классного руководителя. Таланова Н.И. прочитала план воспительной работы с детьми, план работы с родителями (прилагается к протоколу). Был обсуждён вопрос о помощи в проведении экскурсий.

Выступили:
1.Горячева Ю.А. , которая дала положительную оценку планируемой воспитательной  работе  и выразила желание помогать в проведении внеклассных мероприятий, в том числе и при проведении экскурсий.

2.Авдюхина С.А., Заботина Л.М. и Судакова Т. И. поддержали выступление Горячевой Ю.А. и также выразили желание в оказании посильной помощи при проведении внеклассных мероприятий.

3. Постановили:

Оказывать помощь в проведении внеклассных мероприятий.

Слушали: 

По второму вопросу Таланову Н.И., классного руководителя,

которая предложила оставить актив класса в прежнем составе.

Выступила:

Авдюхина С.А., которая согласилась с предложением учителя, дав удовлетворительную оценку работе прежнего состава.

Горячева Ю.А. – председатель.

Заботина Л.М. и Судакова Т.И.  – члены  родительского комитета.

Постановили:

Утвердить  состав родительского актива.

Слушали: 

По третьему вопросу Таланову Н. И.  которая рассказала о проекте «Птицы нашего края» для решения следующих целей и задач:

1. Коррекция психического состояния ребёнка,  формирование экологических знаний и экологической культуры.

2. Социализация и интеграция в общество.

3.Коррекция общения ребёнка с семьёй путём совместной творческой работы.

4. Воспитание правильного представления об экологической цепочке.

5.Развитие познавательного интереса детей.

6. Формирование исследовательских навыков.

7. Вырабатывание у школьников желания вносить посильный труд в природоохранительную деятельность, своего « я нужен»

8.Активизация мыслительной, двигательной, речевой, художественной и природоохранительной деятельности.

Всю просветительскую работу, которая будет решаться в рабочем порядке, взяла на себя Таланова Н.И.

В оформлении мини – выставки будут участвовать учитель, родители и дети.

Выступили:

Авдюхина С.А., Горячева Ю.А., Заботина Л.М., Судакова Т.И.,

которые выразили желание участвовать в проекте  «Птицы нашего края».

Постановили:

Принять участие  в проекте «Птицы нашего края».

Председатель ______________________ Таланова Н.И.

Секретарь__________________________ Горячева Ю.А.



Предварительный просмотр:

Воспитательная работа

План – документ, указывающий содержательные компоненты деятельности, определяющие ее порядок, объем, временные границы.

Планирование – конструирование взаимодействия обучающихся и педагогов по решению задач воспитания и реализации цели воспитательной работы в школе и классе.

Виды:

  • познавательная (семинар, конференция, лекция)
  • общественная ( самоуправление, дискуссия)
  • ценностно-ориентированная (тесты, анкеты, акции милосердия)
  • спортивно-оздоровительная (кружки, секции, спартакиады)
  • художественная (конкурсы, концерты, спектакли)
  • свободное общение (викторина, групповые дела, вечера)
  • трудовая (дежурство в школе, субботники)

Планированием занимается классный руководитель или учитель начальных классов, выполняющий функции классного руководителя

Формы:

  • Перспективное планирование
  • Текущее планирование
  • Оперативная форма
  • Линейно-хронологический план

Оперативная форма планирования – это разновидность перспективного плана, планирование которого осуществляется каждую неделю, для оценивания вводится колонка результатов проведенной работы.

Календарно-тематическое планирование – это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана и календарного учебного графика. В нем раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, распределение учебного времени по разделам и темам дисциплины.

Этапы:

  • Первый этап предполагает подготовку к планированию, заключающуюся в диагностике и анализе исходных показателей развития, воспитанности и обученности учащихся класса.
  • На втором этапе выделяются и анализируются воспитательные традиции школы, учитель, классный руководитель определяет концептуальные основы собственной деятельности.
  • Третий этап предполагает составление плана воспитательной работы в классе по реализации поставленных целей и задач воспитательной работы в классе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа в школе

«Отделять учение или науку от воспитания – пагубный предрассудок, в который ныне впадают многие, особенно люди, мечтающие приготовить посредством школы гражданина и совершить это посредством науки. Са...

Анализ воспитательной работы начальной школы

Анализ воспитательной работы школы за 2010-2011 учебный год...

Анализ учебно-воспитательной работы начальной школы

Перед вами анализ работы начальной школы за год....

Применение методов театральной педагогики в учебно-воспитательной работе начальной школы

Метод театральной педагогики таит в себе большие возможности для  решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным ра...

Система воспитательной работы в школе

Система воспитательной работы в школе...

Презентация "Воспитательная работа в школе"

Материалы в форме презентации об организации воспитательной работы в МБОУ "Алешковичская СОШ"...