Викторина по произведениям Н.Носова
план-конспект занятия (3 класс)

Ильина Наталья Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №212

Викторина по произведениям Н.Н.Носова

Подготовила

воспитатель ГПД Ильина Н.А.

Санкт-Петербург

Подготовительная работа: нарисовать рисунок к любому рассказу, прочитать рассказы Носова:

Мишкина каша, Огородники, Замазка, Огурцы, На горке, Фантазеры, Карасик, Автомобиль, Клякса,  Затейники, Телефон, Тук-тук-тук, Федина задача, Сашка, Живая шляпа, Заплатка.  – 16книг

Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра. В годы учёбы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой и никогда не думал, что он станет детским писателем. Но так сложилось, что он закончил институт Кинематографии в Москве, и стал работать режиссёром. Первые рассказы сочинял для своего сына, и первый рассказ «Затейники» опубликовал в 1938 году в детском журнале «Мурзилка». Он так же поставил немало мультфильмов для детей, где главными героями были, конечно же, дети.

Вот и сегодня мы с вами проведём небольшую викторину по рассказам Николая Николаевича Носова.

  1. Расшифровать названия рассказов

  урогцы тазефанры касикра мобавтоиль занитейки ксаляк платзака родогокини закамаз  кашса

  1. КОНКУРС Разминка

По опорным словам назвать произведение Н.Носова.

  За каждый верный ответ - 1 балл.

1. Скамейка, варенье, Африка, море. («Фантазёры»)

2.Три поросёнка, одеяло, стол. («Затейники»))

3. Ведро, кружка, самовар, пескари. («Мишкина каша»)

4. Трубка, звонок, морзе, патефон. («Телефон»)

5. Знамя, пень, участок, пугало. («Огородники»)

6. Забор, дыра, нитки (Заплатка)

7. Шляпа, котенок, картошка, диван. («Живая шляпа»)

8. Концерт, задачник, алмазы, мешки муки. («Федина задача»)

9. Пряник, кинотеатр, окно  (Замазка)

10. Топор, рябина, самовар. («Тук – тук – тук»)

11. Бампер, капот, письмо, штаны. («Автомобиль»)

12. Аквариум, свисток, котенок Мурзик (Карасик)

13. Тушь, урок, резинка, волдыри (Клякса)

14. Пистолет, бабушка, милиционер (Саша)

  1. Назовите, из каких рассказов Н.Н.Носова взяты эти отрывки?

 Я буду зачитывать маленькие кусочки из книги, а вы должны вспомнить название и героев произведения.

По рядам

1. «Мишка схватил ложку и стал ее обратно в кастрюлю впихивать». («Мишкина каша»)

2. «Это письмо маме. Какой-то шибко грамотный человек писал. В одном слове 2 ошибки сделал вместо «Песчаная» улица написал «Печная». («Дружок»)

3. «Флаг получился красивый: палку выкрасили золотой краской, а на красной материи Витя написал серебряными буквами «Лучшему огороднику». («Огородники»)

4. « - Послушай, у тебя пряник вкусный?

-Угу.

-А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане».                 («Замазка»)

5. «-Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

-Почему же ты теперь живой?

-Так он потом меня выплюнул».  («Фантазеры»)

6. «Котька во весь дух помчался по полю, через овраг и не спеша пошел домой. На душе было радостно». («Огурцы»)

7. «Вот как нехорошо получилось! – подумал Виталик. – Теперь Мурзику из-за меня достанется». («Карасик»)

8. .«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё» («На горке», Котька Чижов)

9. «На конверте написал: «Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру».  («Автомобиль»)

10. «Бегали по комнате, прыгали, кричали: «Нам не страшен серый волк!»

                                                                                            («Затейники»)

11. «Я проснулся. Миша и Костя спали. Я разбудил Костю. «Кто-то стучит», говорю».                                                        («Тук-тук-тук»)

12.  «Видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки»                                         («Клякса»)

13. «Пришли домой. Привязали леску к кружке так, чтобы она не переворачивалась. Вернулись к колодцу, напились.  («Мишкина каша»)

14. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)

15. «Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток». «Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит» («Карасик» Виталик, Серёжа)

16. «Оттолкнулся ногой, и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут!»

(«На горке»)

17.«Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё губы в варенье». («Фантазёры». Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)

18.«Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» («Живая шляпа. Котёнок Васька, Вовка, Вадик)

19 «Сумел порвать, сумей и зашить» («Заплатка». Бобка)

20. Я спрыгну! Я спрыгну! Не надо, говорю, - расшибешься! (Автомобиль)

21.Темно, как в погребе! Это потому, что ставни закрыты, - говорю я.  (Тук-тук-тук)

   

4. Вставь слова, пропущенные в названии рассказов.

  1. Мишкина … (каша)
  2. Федина … (задача)
  3. … шляпа.    (Живая)

Игрок от каждой команды выходит к доске выбирает вопрос и отвечает.

  1. Назовите имя и отчество Носова? (Николай Николаевич)
  2. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофелем)
  3. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазёры»)
  4. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? («Огурцы»)
  5. Как звали мальчика в рассказе «Заплатка» (Бобка)
  6. На что обменял Виталик рыбку в рассказе «Карасик» (Милицейский свисток)
  7. Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)
  8.  Из какого рассказа можно узнать рецепт приготовления каши?(«Мишкина каша»)
  9. Из какого рассказа этот отрывок:«Вот что я придумал, давай, когда все лягут спать, удерем на огород и вскопаем свой участок».(«Огородники»)
  10.  Из какого рассказа можно узнать, как не надо вести себя в кино?(«Замазка»)
  11.  Как называют ребят, которые выдумывают всякие забавные истории, будто сказки рассказывают? («Фантазеры»).
  12.  Какую черту человеческого характера высмеивает Носов в рассказе «Живая шляпа»? (трусость)
  13.  Кто и кому говорит такие горькие слова: «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор».(мать – Котьке «Огурцы»)
  14. В каком произведении герои сделали электрические звонки? («Телефон»)
  15. Почему Федя Рыбкин не смог решить задачу? (Он смотрел телевизор)
  16. Почему в комнате было все разворочено: шкафы открыты, из комода ящики вытащены, белье на полу кучей, сундук вверх дном? (Ребята играли в прятки)
  17.   В каком рассказе дети набрали картошки и бросали ее в движущийся предмет?    («Живая шляпа»)
  18.  Какие предметы утопили ребята в колодцев рассказе Мишкина каша? (Ведро, чайник)
  19. Что готовили себе на ужин Мишка и его друг? (Кашу, жарили пескарей)
  20. Где происходит действие в рассказе огородники? (В пионерском лагере)
  21. За что  получили флажок мальчишки в рассказе огородники? (За самый большой урожай огурцов и помидоров)  
  22. Что хотели слепить Костя и Шурик  в рассказе Замазка? (Зверей)
  23. Какие марки автомашин рассматривали Мишка с другом? («Волга», «Москвич»)
  24. Как решили искупить свою вину друзья в рассказе Автомобиль? (написали письмо милиционеру)  

6.  Следующий конкурс будет называться «Бюро находок»

Вы должны определить, из каких произведений Н.Носова потерялись предметы

  1. Шляпа (“Живая шляпа”)
  2. Игрушечная машина (“Автомобиль”)
  3. Кастрюля («Мишкина каша»)
  4. Пугало («Огородники»)
  5. Книга  «Три поросенка» (" Затейники")
  6. Веточка рябины («Тук-тук-тук»)
  7. Собака Дружок (Телефон)
  8. Учебник по математике (Носов Н. «Федина задача»)
  9. Нитки, иголки, ткань. “Заплатка” 
  10. Лопата, песок  “На горке”
  11. Свисток («Карасик»)
  12. Пистолет («Саша»)
  13. Удочка («Огурцы», «Мишкина каша»)
  14. Пряник (Замазка)
  15. Ворона (Тук-тук-тук)

7. Конкурс:  “Узнай по иллюстрации”.

По иллюстрации из рассказа Н.Носова. Надо назвать произведение.

8. «Что лишнее»

Необходимо определить какой предмет лишний в предложенном произведении. По командам

  1. Шляпа, картофель, лыжная палка, собака («Живая шляпа»)
  2. Рыба, удочка, помидоры, огурцы. («Огурцы»)
  3. Брюки, иголка, нитка, швейная машинка («Заплатка»)
  4. Милицейский свисток, конфета, рыбка, кот («Карасик»)

РЕЗЕРВ

  «Огородники»

1. Где происходит действие рассказ? (В пионерском лагере)

2. Что решили написать на красном флажке? («Лучшему огороднику»)

3. Что мешало Мишке вскопать огород? (Длинный корень)

 4. Что придумал Мишка, чтобы получить флажок? (Вскопать огород ночью)

 5. Что сначала вместо флажка получили на своем участке Мишка с другом? (Пугало)

 6. За что они получили флажок? (За самый большой урожай огурцов и помидоров)  

    «Огурцы»

  1. Загадка об овоще. Так называется рассказ.

 Полон дом гостей, нет ни окон, ни дверей  (Огурец)

2. Как зовут героев рассказа «Огурцы»? (Котька и Павлик)

3. Почему было радостно на душе у Котьки из рассказа «Огурцы»?

 «Мишкина каша»

1 Что готовили себе на ужин Мишка и его друг ? (Кашу, жарили пескарей)

2.Об этой хозяйственной постройке упоминается в  рассказе.

 Загадка: Стоит волчище, разинул  ртище. (Колодец

3. Чем доставали воду ребята из колодца ?   (Кружкой)

 «Федина задача»

  1. Какое зерно привезли на мельницу в задачке? (Рожь)
  2. Что мешало Феде решать задачку? (телевизор)

«Замазка»

 1. Что хотели слепить Костя и Шурик? (Зверей)

 2. На что была похожа Костина змея? (На ливерную колбасу)

 3. Что случилось в кино? (Костя положил замазку по ошибке на другое место) 

 4. Почему не понравилось кино ребятам? ( Они его и не видели)

«Автомобиль»

1. Какие марки автомашин рассматривали Мишка с другом? («Волга», «Москвич»)

 2. Какие детали они обсуждали? («капот» — капор, «кузов» — пузо, «бампер» — буфер)

3. Что сделали Мишка с другом, когда машина тронулась? (сели сзади на бампер)

4. Как решили искупить свою вину друзья? (написали письмо милиционеру)  

 «Саша»

 1. Что мечтал купить Саша?     (Пистолет с пистонами)

 2. как звали сестер Саши?    (Марина и Ирочка)

3. Как пометил свой пистолет Саша?    (Выстругал на ручке имя)

 4. Под диваном чихнул Саша, но сестра сказала, что это……?  ( Собака Бобик )

 5. какой вывод в конце рассказа сделал Саша?   (  Сам теперь знаю, что не нужно пугать людей)

  «Живая шляпа»    

  1. Еще один овощ встречается в рассказе Носова.

Загадка: Курочка-пустодом свила гнездо за двором,

Яйца несет, в землю кладет. (картофель)  

Подсказка: этим овощем ребята бросали в шляпу.

 2. Назовите спортивный инвентарь, который упоминается в рассказе?   (клюшка, лыжная палка)

 3. Какая мебель упоминается в рассказе?   (диван, комод)

 «Карасик»

 1. Кроме карасика кто был еще у Виталика? (кот Мурзик)

2. Что сказал Виталик маме, куда делся карасик? (съел Мурзик)

 3. Как вы думаете, хорошо ли поступил Виталик?

10. Собери картинку. Самый известный персонаж Н.Н. Носова

Персонаж Незнайки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра – викторина по произведениям Н.Носова

Игра - викторина проводилась со второклассниками....

Викторина по произведениям Н. Носова

Цели: обобщить и систематизировать знания учеников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор; развивать артистические навыки, наблюдательность, смекалку, любознательность, умение работать в...

Викторина по произведениям Николая Носова

Викторина и презентация для учащихся начальной школы по произведениям Н.Н. Носова...

Литературная игра- викторина по произведениям Н.Носова к 105- летию писателя « Веселые фантазии»

Цель:·         Обобщить знания о творчестве детского писателя Н.Н.Носова.ЗАДАЧИ:·         Развивать навыки выразительног...

Литературная викторина по произведениям Н. Носова

Данное мероприятие проводится во внеурочное время во 2 классе после прочтения книг, рекомендованных учителем для дополнительного чтения....

Викторина по произведениям Николая Носова

Вмкторина в игровой форме поможет учителю проверить знания учеников по прочитанному материалу....