Главные вкладки

    «Не помнить нельзя, забыть невозможно»
    классный час (3 класс)

    Шестакова Ольга Александровна
    Классный час по теме «Блокадный хлеб» посвящен 75-ию годовщине снятия блокады Ленинграда. Тема патриотизма является наиболее актуальной для подрастающего поколения. Данное мероприятие направлено на воспитание уважение к защитникам Отечества, к истории и судьбам людей своей страны.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Пояснительная записка

    Классный час по теме «Блокадный хлеб» посвящен 75-ию годовщине снятия блокады Ленинграда. Тема патриотизма является наиболее актуальной для подрастающего поколения. Данное мероприятие направлено на воспитание уважение к защитникам Отечества, к истории и судьбам людей своей страны.  В современное время главной проблемой становится не только физическое, но и духовное здоровье нации. Необходимо воспитывать любовь к Родине, уважение к её историческому прошлому. Все эти задачи решаются не только на уроках, но и во внеклассной работе.  На примерах подвигов героев Великой Отечественной войны формировать у учащихся интерес к истории и лучшие человеческие качества.

    Технологическая карта классного часа «Не помнить нельзя, забыть невозможно»

    Класс

    3 «А»

    Учитель

    Шестакова Ольга Александровна

    Цель

    воспитание нравственно-патриотических качеств у учащихся начальных классов на примерах подвигов героев Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда.

    Задачи

    Образовательная: Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны, способствовать проявлению положительных эмоций, воспринимать не равнодушно литературное и художественное слово;

    Развивающая: Развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны;

    Воспитательная: Воспитывать   уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны, традициям своей страны;

    Предполагаемый результат

    Учащиеся получат новые знания о понятиях «блокада», «блокадный хлеб», «Дорога жизни»; сплочение детского коллектива;

    Формы работы

    фронтальная работа, индивидуальная работа.

    Методы воспитания

    Словесный, наглядный, методы стимулирования

    Технологии

    здоровье сберегающая, ИКТ

    Оборудование

    Мультимедийный проектор, презентация «Блокада Ленинграда», рисунки детей на тему «Блокадный хлеб»,

     

    Ход классного часа:

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формирование УУД

    Организационный момент

    - Скоро большой праздник, который чтит и помнит каждый человек нашей страны. Праздник, отражающий не только радость, но воспоминания слез, горя, и страдания. Вспомним о самой страшной и кровопролитной войне в истории нашей страны.

    Личностные УУД:

    - формирование доброжелательности

    Мотивационно-целевой

    1 Чтец.

    В сердцах наших жить будут вечно

    Герои минувшей войны.

    Нам память о них дорога бесконечно,

    И ею с тобой мы сильны!

    Ведущий.

    Война… Страшная, жестокая, злая. Она не жалела никого. воевали взрослые и дети, женщины и мужчины, юноши и девушки. Война-это годы холода и голода, погибшие друзья, редкие письма из дома, госпиталя, болезни, встречи и прощания.

    22 июня 1941 год Воскресное утро выдалось солнечным и тихим. Но вдруг в мирную тишину ворвался из уличных репродукторов тревожный голос «Германские войска напали на нашу страну» (слайд 1)

    во главе армии, которой стоял Адольф Гитлер.  Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель.

    Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения превратив их в рабов.

    Учащийся читает стихотворение.

    Учащиеся смотрят презентацию.

    Личностные УУД:

    - самоопределение;

    - осознание базовых ценностей

    Коммуникативные УУД:

    - участие в диалоге;

    - высказывание своей точки зрения;

    - оформление своих мыслей в устной речи

    Познавательные УУД:

    - определение круга своего незнания;

    - формирование умения делать

    Основной этап:

    1. работа над понятиями «блокада» и «блокадный хлеб»

    2) «Дневник Тани Савичевой»

    4)Работа над понятием «дорога жизни»

    3.Итог

    Минута молчания.

    4.Рефлексия  

    Чтец.

    Что может быть страшнее, чем война?!

    Лишь слёзы да страдания несёт всем она!

    И счастье разбивает у людей,

    Любимых разлучает и друзей!

    Ведущий.

    27 января 1944 года. Что это за дата?

    27 января 1944 года.   Это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда.

    Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.  Вот выдержка из секретного документа: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград. В немецком военном учебники написано «Ленинград не защищен никакими естественными преградами» После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.

    Ленинград для нас больше, чем город. Дважды с него начиналась история России. Все в нем гармонично- вода и камень, небо и туманы. Его воспели Пушкин, Гоголь, Достоевский.

    8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

    Немецкое радио кричало «Ленинград в блокаде!» «Ленинград в блокаде!»

    Знаете ли вы, что такое блокада, ребята?

    Чтец.

    В блокадных днях мы так и не узнали;

    Меж юностью и детством где черта?

    Нам в сорок третьем выдали медали

    И только в сорок пятом паспорта.

    В блокадном городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на берег Невы, делая прорубь и набирая воду под обстрелами.

    Смерть входила во все дома.

    Запасы продовольствия заканчивались с каждым днём.

    С осени 1941 года начался голод.  Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием.  Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки…

    Хлеб был практически единственным питанием Ленинградцев.

    Мамы берегли драгоценный кусочек – выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

    Как вы поняли, что такое «блокадный» хлеб?

    Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

    Одним из главных воспоминаний тех печальных событий является дневник Тани Савичевой.

    Ребята, может кому-то из вас знакомо это имя?

    -  Таня Савичева и её большая семья жила на Васильевском острове. Ленинградская школьница 11 лет, была свидетелем тех событий, вела дневник, в который записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней.

    Учитель включает видео.

    Таня была эвакуирована в другой город. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки.

    Два года Таня ещё жила. Она проходила лечение… Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз – страшное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла.

    Умерла Таня 1 июня 1944 года (14 лет)  Похоронена в  с Шатки. Нижегородская область.

    В Ленинграде девочке поставлен памятник

    (слайд)

    Ведущий.

    Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.

    С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Шлют свою помощь Сибирь. Поволжье. Казахстан. Грузия.   Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера.

    Но поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

    И тогда проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города. Ее называли «Дорогой жизни»

    Чтец.

    И было так: на всём ходу

    Машина задняя осела.

    Шофёр вскочил, шофёр на льду.

    Ну, так и есть: мотор заело.

    Ремонт на пять минут – пустяк,

    Поломка эта – не угроза.

    Да рук не разомкнуть никак:

    Их на руле свело морозом.

    Чуть разогнёшь – опять сведёт.

    Стоять? А хлеб? Других дождаться?

    А хлеб – две тонны! Он спасёт

    16 тысяч ленинградцев!

    И вот в бензине руки он

    Смочил, поджёг их от мотора,

    И быстро двинулся ремонт

    В пылающих руках шофёра.

    Вперёд! Как ноют волдыри,

    Примёрзли к варежкам ладони.

    Но он доставит хлеб, пригонит

    К хлебопекарне до зари.

    16 тысяч матерей

    Пайки получат на заре -

    125 блокадных грамм

    С огнём и кровью пополам.

    О, мы познали в декабре:

    Не зря «священным даром» назван

    Обычный хлеб. И тяжкий грех

    Хотя бы крошку бросить наземь!

    Ведущий.

    - Почему дорогу по Ладожскому озеру назвали «дорогой жизни»?

    - На берегу озера воздвигнут памятник героям ладожской трассы.  В Осиновке открыт музей Дороги жизни.  Мы глубоко признательны нашим дедам и прадедам за их физическую, духовную и моральную силу, за то, что он и не склонили головы перед фашистскими захватчиками и ценой своей жизни отстояли честь и славу Родины.

    Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Это была Победа!

    Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец. Это был праздник не только для ленинградцев, но и для всей страны.

    - Вспомним минутой молчания тех, кто не дожил до окончания блокады, до светлого дня Победы.

    Минута молчания – в ней не 60 секунд.  В ней - 900 блокадных дней и ночей.  Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

    - Встанем и помолчим!

    Минута молчания.  

    А сейчас, ребята, я раздам каждому  кусочек «блокадного» хлеба.

    (Кусочек хлеба порезан на маленькие кубики. Раздаётся детям.)

    Какие чувства вы испытываете, держа этот кусочек?

    Как вы думаете, какой этот хлеб на вкус?

    О чем думали дети, когда ели этот хлеб?

    Какие чувства испытывали дети блокадного Ленинграда, когда ели этот хлеб?

    Может ни о чем не думали, может они старались сохранить его, а может съедали сразу.А теперь я предлагаю вам съесть эти блокадные 125 грамм, которые лежат у вас на ладошке.

    Вкусно?

    Я очень хочу, чтобы вы помнили, что такой кусочек – это еда за весь день. Цените хлеб! Цените жизнь! Цените мирное небо над головой!

    - А сейчас, ребята, нарисуйте рисунок по теме классного часа.

    - Свои работы прикрепите с помощью магнитов на доску.

    - Спасибо за классный час. Искренне верю, что он был для вас полезен.

    Прошу вас нарисовать рисунки на тему «блокадный» хлеб.

    Учащийся читает стихотворение.

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Учащийся читает стихотворение.

    Ответы учащихся.

    Ответы учащихся.

    Учащиеся смотрят видео.



    Учащийся читает стихотворение.

    Ответы детей.

    Учащиеся встают.

    Учащиеся держат кусочки «блокадного» хлеба и делятся своими впечатлениями.

    Ответы учащихся.

    Дети съедают хлеб.

    Дети рисуют рисунок.

    Дети прикрепляют рисунки на доску.

    Познавательные УУД:

    - формирование умения принять необходимую информацию

    Личностные УУД:

    - принятие  базовых ценностей «блокада», «блокадный хлеб»

    Коммуникативные УУД:

    - формирование умения вести диалог;

    - формирование умения слушать и понимать других

    Познавательные УУД:

    - формирование умения принять необходимую информацию

    Личностные УУД:

    - самоопределение;

    - осознание базовых ценностей

    Коммуникативные УУД:

    - участие в диалоге;

    - высказывание своей точки зрения;

    Познавательные УУД:

    - формирование умения принять необходимую информацию

    Личностные УУД:

    - принятие  базовых ценностей «дорога жизни»,

    Коммуникативные УУД:

    - формирование умения вести диалог;

    - формирование умения слушать и понимать других

    Личностные УУД:

    - формирование доброжелательности

    Регулятивные УУД:

    - волевая саморегуляция;

    - осознание того, что уже усвоено, а что ещё нет

    Коммуникативные УУД:

    - формирование внимания, такта по отношению к своим одноклассникам

    Личностные УУД:

    - самоопределение и самооценивание

    Регулятивные УУД: 

    - осознание того, что уже усвоено, а что ещё нет

    Коммуникативные УУД:

    - формирование умения вести диалог;

    - формирование умения слушать и понимать других


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет о проведении месячника военно-патриотического воспитания в школе на тему "Вернуть нельзя, забыть невозможно"

    В феврале 2011года в МБОУ "Красноануйская ООШ" прошел месячник военно-патриотического воспитания. Педагогами школы были проведены классные часы, беседы, утренники, вечера, "Зарнички" и "Зарницы"...

    Классный час «Вернуть нельзя, забыть невозможно. Ценности семьи в фотографиях»

    Данный классный час имеет огромное нравственное значение в воспитании школьников. Не для кого не секрет, что сейчас во многих семьях начинает теряться авторитет взрослых людей: родителей, бабушек и де...

    Методическая разработка "И вспомнить страшно и забыть нельзя"

    обучающая – познакомить с партизанским движением на Брянщине в Выгоничском районе, с книгой А.Ф. Мосина, комиссара партизанского отряда “Дневник партизана”, способствовать объединению поколений ...

    Сценарий ко Дню Победы "И вспомнить страшно, и забыть нельзя".

    Сценарий ко Дню Победы, одному из самых больших и волнующих праздников нашей страны. Подборка стихов, песен, фактов поможет учащимся начальной школы окунуться в особую атмосферу....

    Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию начала оккупации Торопецкого района. «Невозможно забыть».

    Цели: Воспитание гражданского долга, патриотизма, уважительного отношения к ветеранам ВОВ.Задачи:-  знакомство с трудными  днями  оккупации; жестокостюь фашистов;-освобождением Тор...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), коллективная работа, плакат на тему «9 Мая, добро, которое нельзя забыть » в подготовительной к школе группе.

    Конспект  непрерывной образовательной деятельности  (совместной деятельности педагога с детьми), коллективная работа, плакат   на тему «9 Мая, добро, которое нельзя забыть &r...

    Беседа Тема: "Холокост - уроки истории, которые нельзя забыть" 27.01 2021

    Сценарий  беседы к Всемирному Дню памяти жертв Холокоста. Данное занятие способствует формированию толерантного отношения к окружающим людям независимо от их национальности и конфессиональн...