Рабочая программа "Вокально-инструментальный ансамбль"
методическая разработка
Данная рабочая программа художественной направленности. Она ориентирована на развитие творческих способностей, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к восприятию великого мира искусства.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя.
Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Образцом для подражания становятся исполнители, часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели не замечают пустоты текста, примитивных мелодий и гармонии, не способствующей развитию слуха и интеллекта.
Слабые вокальные способности, плохая профессиональная подготовка – вот сегодня массовая культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.61 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
______«Вокально-инструментальный ансамбль»_____
(наименование объединения)
«Вокально-инструментальный ансамбль»___
(наименование учебной дисциплины, курса)
__________________ 3 года______________________
(срок реализации программы)
______________модифицированная_______________________
(вид программы)
________________________10-16 л_____________________
(возраст обучающихся)
Воспитатель :Кулешов И.В.
2019
Пояснительная записка
Данная рабочая программа художественной направленности. Она ориентирована на развитие творческих способностей, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к восприятию великого мира искусства.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя.
Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Образцом для подражания становятся исполнители, часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели не замечают пустоты текста, примитивных мелодий и гармонии, не способствующей развитию слуха и интеллекта.
Слабые вокальные способности, плохая профессиональная подготовка – вот сегодня массовая культура.
Новизна программы. Данная рабочая программа, в отличие от типовой программы кружка вокально-инструментальной музыки, предполагает охват широкого круга произведений – от поп-музыки до высот классической и духовной музыки, от простых текстов песен бардов до вершин поэтической классики. В рамках этой программы обучающиеся получают знания в деятельностно – практическом аспекте. В образовательном процессе используются современные компьюторные и педагогические технологии.
Актуальность программы в том, что вокально-инструментальный ансамбль – одна из эффективнейших форм воспитания юных музыкантов. Участие детей в этом коллективе воспитывает чувство ответственности за общее дело. Ибо успех ансамбля зависит от успеха каждого его участника. Коллективное музицирование привлекательно тем, что дает неповторимые ощущения от совместной деятельности и общения единомышленников. У участников ансамбля формируется устойчивая мотивация к занятиям, что помогает в сохранности контигента.
Программа обновлена с учетом развития науки, культуры и социальной сферы.
Цель - приобщение к основам мировой культуры, развитие музыкально-эстрадного вкуса, воспитание нравственных чувств, понимания истинных духовных ценностей.
Развивающие задачи:
- развить потребности в музицировании;
- развить исполнительские навыки;
- развить музыкально–слуховые представления и музыкально–образное мышление;
- развить навыки ансамблевой игры;
- беглого чтения партий и точного интонирования извлекаемых звуков;
- развить внутренний ритмический пульс и штриховую культуру исполнения;
- познакомить со знаменитыми эстрадными коллективами и их руководителями через их концертное исполнительство;
- развить художественно-эстетический вкус.
- Воспитательные задачи:
- воспитать потребность общения с лучшими образцами Советской, Российской, Кубанской, мировой музыкальной культуры в области эстрадной, вокальной музыки, лучшими образцам современной песни лучших композиторов и поэтов различных стилей, направлений, исполнителями;
- воспитывать эстетический вкус, высокие нравственные качества, добросовестное отношение к порученному делу, окружающим, критического отношения к себе, своему творчеству, высокому званию «музыкант» - пропагандиста Российской музыкальной культуры;
- прививать творческое отношение к ансамблевому исполнительству.
Обучающие задачи:
- тренировать необходимые в работе умения: слышать во время игры звучание своего инструмента, весь ансамбль;
- научить правильно понимать роль своей партии в общем звучании ансамбля и исполнять ее, следуя указаниям автора;
- воспитать чувство ритмического ансамбля и равновесия в динамике звучания;
- аккомпанировать солисту ансамбля или вокалисту;
- ознакомить с выразительными средствами музыкального языка;
- с основными музыкальными формами и закономерностями их структуры;
- с творчеством выдающихся дирижеров, композиторов, исполнителей, групп, ансамблей.
Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на трехлетний срок. Предусматривает обучение детей в возрасте от 10-16 лет. Учебный план составлен из расчета 6 часовой нагрузки в неделю на 36 учебных недель. Количество обучающихся в ансамбле – 5-6 человек.
Форма и режим занятий
1-й год обучения – 2 раза в неделю по 3 учебных часа
2-й год обучения – 2 раза в неделю по 3 учебных часа
3-й год обучения – 2 раза в неделю по 3 учебных часа.
Форма организации деятельности воспитанников:
- групповая;
- индивидуально-групповая;
- беседа, практическое занятие конкурс, открытое занятие, творческий отчет, концерт
Прогнозируемые результаты
По завершению I года обучения воспитанники должны знать:
- ноты, буквенные обозначения тональностей, знаки альтерации, репризы, вольты;
- основы гармонии;
- жанры музыки;
должны уметь:
- читать аккорды по буквам, ритм по длительности;
- получить понятие игры в ансамбле: одновременно вдвоем, втроём и т.д.
По завершению II года обучения воспитанники должны знать:
- интервалы в пределах октавы;
- аббревиатуру, аккорды с обращениями, элементы музыкальной формы;
должны уметь:
- читать партии своих инструментов или голоса с листа, читать ритм, исполнять произведения соло или ансамбля с учётом динамических оттенков, петь с элементами двухголосия.
По завершению III года обучения воспитанники должны знать:
- интервалы в пределах октавы;
- аббревиатуру, аккорды с обращениями, элементы музыкальной формы;
должны уметь:
- владеть инструментом на уровне абитуриента училища искусств;
- понимать целостность стихов в песнях, чувствовать радость постижения мира.
Способы определения результативности
- Педагогическое наблюдение.
- Подведение итогов с их последующим обсуждением через:
-участие в конкурсах, фестивалях, в концертах;
-творческий показ.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
- Наблюдение.
- Открытое занятие.
- Творческие показы.
- Концертные выступления.
- Участие в конкурсах, фестивалях.
Общие критерии оценивания результатов
- Владение знаниями по программе.
- Владение изученными приемами исполнения.
- Согласованное и художественное исполнение в изменчиво-гибком ритме.
- Звуковой баланс между инструментальной и солирующей вокальной группами.
- Уровень воспитанности и культуры обучающихся.
Способы диагностики и контроля результатов
Используются следующие виды контроля: предварительный (на первом занятии), промежуточный (декабрь, май), итоговый (в конце освоения программы).
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
-педагогический анализ выполнения данной программы воспитанниками;
-открытое занятие;
-концерт.
Основные принципы оценивания
В процессе обучения и воспитания используется система содержательных оценок:
-доброжелательное отношение к обучающемуся, как к личности;
-положительное отношение к усилиям обучающегося;
-конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок и указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Методические рекомендации
Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желания ребёнка, его интерес, возможности, способности, психологические особенности.
В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время обучения дети знакомятся с лучшими образцами мирового искусства, имеют возможность творческого самовыражения, осознают свою значимость в коллективе.
В ансамбль принимаются дети по желанию, на основе проверки музыкального слуха, голоса, чувства ритма. Возможен приём в течение года.
В программе возможно введение системы дублёрства (каждого участника ансамбля может заменить дублёр из второго состава).
Занятия вокально-инструментального ансамбля – групповые.
Основу учебно-воспитательной работы составляет овладение инструментами с параллельным изучением музыкальной грамоты, развитием музыкальных способностей.
Обучение одновременному пению и аккомпанементу проводится на основе авторских песен, имеющих ценность текста, зовущих к размышлению и наиболее легких а гармоническом изложении, удобных по тесситуре для голоса.
Дети учатся в своем исполнении раскрывать творческий замысел автора, добиваться звонкости, полётности, естественности звучания.
В программе предусмотрена система работы с родителями, общественностью, концертно-просветительская деятельность через организацию конкурсов исполнителей внутри коллектива, музыкальных вечеров, участие в городских и районных смотрах и праздниках.
Оснащение занятий
Для успешности обучения необходимы:
- оборудованное репетиционное помещение со звукоизоляцией, вентиляцией;
- качественные музыкальные инструменты: фортепиано, акустические и электрогитары, электроклавишные инструменты, ударная установка;
- микрофоны, усилители низкой частоты, микшерный пульт;
- акустические системы, магнитофон, проигрыватель;
- фонотека, ноутбук, компакт-диски, кассеты;
- методическая литература, пособия;
- пульты, шкафы для хранения оборудования, нот.
- канцелярские принадлежности, нотная бумага, тетради.
Содержание рабочей программы
1-ый год обучения
I полугодие
Проверка способностей, выявления желания, пробные занятия с инструментом или вокал, углубленные занятия теорией, пением, инструментом, разучивание простейших мелодий, аккомпанементов.
II полугодие
Включение наиболее подготовленных детей в аккомпанирующую группу, солистов – вокальную, подготовка 2-3-х концертных номеров (сводные репетиции).
Введение
Теория: экскурс в историю музыкального коллектива. Беседа об устройстве ансамбля. Формы предстоящей работы: учеба, практика. Правила безопасности. Теоретические предметы. Цели и задачи изучения, обоснование необходимости.
Практика: тестирование, прослушивание, беседа. Проверка и анализ музыкальных способностей. Пение под аккомпанемент знакомых песен.
Нотопись
Теория: правописание нот, знаков. Ключи скрипичный и басовый. Такт, размер, другие обозначения (знаки музыкальной выразительности, штрихи, специальные термины; буквы и ноты).
Практика: письменные упражнения по освоению нотного почерка. Ноты, группировки длительности в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Чтение нот в ключах скрипичном и басовом. Штрихи, оттенки, знаки музыкальной выразительности; чтение, анализ материала ансамбля.
Метр и Ритм
Теория: понятия и определения новых терминов. Музыка как временной вид искусства. Длительности, простейшие ритмические группы в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Практика: анализ музыкальных примеров и выводы о разной значимости терминов, наблюдения за взаимосвязью и взаимозависимостью. Доля, такт, определение размеров 2/4, 3/4, 4/4. Упражнения по теме: «Чтение ритма и анализ на слух в размерах 2/4, 3/4, 4/4»; тактирование, дирижирование, использование учебных пособий и практического материала ансамбля.
Тон и полутон. Знаки альтерации
Теория: понятие, определение, беседы о свойствах музыкального звука.
Практика: использование в качестве пособий музыкальных инструментов: гитары, фортепиано; зрительная наглядность и анализ на слух. Письменное упражнение: диез, бемоль, бекар. Чтение примеров по нотам.
Лад: мажор, минор
Теория: лад как система. Понятие об устойчивости, неустойчивости – опорном звучание отдельных ступеней (I-III-V). Мажор, минор: разность ладов окраски, особенности тембрового звучания. Специфика построения: тоны и полутоны, их сущность, роль во взаимоотношении ступеней лада, в системе мажора и минора. Виды лада – натуральный, гармонический, мелодический.
Практика: интонационные упражнения: пение ступеней мажора, минора; анализ построения, сходства и различия, анализ на слух. Интонирование – пение тетрахордов – ступеней I – II – III – IV мажора и минора, сравнительный анализ. Построение лада: определенность в последовательности тонов и полутонов. Опевание устойчивых ступеней и пение ступеней I – III – V как опорных, основных; слуховой анализ устойчивости. Запись и чтение примеров. Пение по нотам: упражнения в тональностях до мажор, ля минор.
Тональность. Тональности до трёх знаков
Теория: определение тональности как высоты лада. Повторение знаков альтерации, случайные и ключевые знаки.
Практика: построение лада (мажор, минор) от разных нот, на разной высоте. Выявление определённой системы, порядка возникновения ключевых знаков. Построение и чтение схемы тональностей (примерно до 3-4-х знаков). Запись, работа в тональностях: интонирование ступеней, слуховой анализ, пение по нотам упражнений в тональностях, примерно до трёх ключевых знаков.
Интервал. Аккорд
Теория: определение, вывод об интервалах из повседневных жизненных примеров; сущность интервала в музыке. Диссонанс, консонанс; ступеневая, тоновая величина, обозначения. Аккорд как гармоничное, слаженное сочетание звуков; консонантность, слитность трезвучий. Понятия о сокращенной, буквенной записи аккордов (повторение вопросов темы № 2 «буквы и ноты»).
Практика: построение интервалов на ступенях мажора, минора. Устойчивое, неустойчивое звучания интервалов, анализ на слух. Обозначение, письменные упражнения; пение интервалов на ступенях ( до мажор, соль мажор). Построение аккорда-трезвучия. Тоническое трезвучие: пение, слуховой анализ, запись. Мелодическое и гармоническое звучание интервалов, аккордов. Анализ музыкальных примеров. Практические работы по записи и чтению аккордов (начальный этап).
Транспозиция. Понятие, выводы
Теория: анализ музыкальных примеров.
Практика: упражнения по транспозиции на определенный интервал вверх, вниз; письменные работы. Пение по нотам в транспорте – в другой тональности. Закрепление материала. Проверка и анализ степени усвоения. Практические упражнения: пение по нотам, интонирование (ступени лада в пройденных тональностях), слуховой анализ.
Клавишные инструменты
Теория: орган, электроорган и другие клавишные инструменты. Историко-теоретический обзор. Знакомство с устройством электропианино, синтезатора.
Роль и функция клавишных в ансамбле. Солирующие партии.
Аккомпанемент. Особенности ансамблевого исполнения, его отличие от сольных выступлений.
Ноты, гаммы, аккорды, арпеджио (нотная грамота), ноты и буквы. Пультовая дека инструмента: тембры, регистры, звуковые эффекты.
Практика: извлечение звука на фортепиано; о специфике работы над игрой – исполнением: упражнения в положении «сидя» и «стоя» за инструментом. Свобода, правильное положение корпуса, постановка рук.
Понятие о штрихах, обозначениях музыкальной выразительности в примерах игры.
Практические упражнения: чтение, игра, прослушивание и анализ работы. Аккомпанирование солисту, другому инструменту (гитаре), группе. Начальные навыки ансамблевой игры.
Струнные
Шестиструнная гитара
Теория: знакомство с инструментом, общие сведения, устройство и настройка, посадка, положение гитары, постановка рук, извлечение звука. Игра на открытых струнах. Строй, позиция. Обозначение пальцев правой руки. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Ноты. Гаммы. Схема аккордов. Чтение аккордов. Чтение нот.
Практика: аккорды и способы извлечения. Арпеджио (восходящее и нисходящее). Игра на закрытых струнах, смена позиции.
Игра от исходной открытой ноты на струне дальше по грифу. Разучивание простейших упражнений (одноголосно, двухголосно). Фразировка. Баррэ. Приёмы игры: легато, стаккато, тремоло, арпеджиато. Динамические оттенки. Авторские песни.
Электрогитара
Теория: современная электрогитара, её устройство, тембровые и динамические возможности. Особенности техники игры. Технические характеристики электрогитары, тембро-блока, усилителей и колонок; правила подключения, использование, хранение. Игра медиатором.
Практика: освоение различных видов техники: аккордов, арпеджио, легато, глиссандо, вибрато, тремоло. Игра по буквенно-цифровым обозначениям. Исполнения различных ритмов.
Бас-гитара
Теория: устройство, техническая и тембровая характеристика. Подключение, положение и хранение, роль в ансамбле.
Практика: положение инструмента, постановка рук, игра пальцами и медиатором. Аппликатура и позиции. Положение большого пальца. Игра по нотам в басовом ключе. Штрихи.
Ударные инструменты
(малый барабан, альты, том бас, хай-хет, тарелка).
Теория: сведения об инструменте, устройстве, уход за ним. Ритмы, их обозначение.
Практика: упражнения для развития рук. Изготовление приспособления и использование его в работе. Аппликатура. Одиночные ударные «двойки», «двойки с ускорением». Триоли. Синкопа. Упражнения на основе ритмов народов мира.
Ансамбль
Теория: значение термина «ансамбль». Ансамбль как слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу. Понятие «аккомпанемент».
Практика: единовременное начало и окончание игры. Слаженная и уравновешенная игра. Точное исполнение длительностей. Единство темпа, согласованное изменение силы звука. Звуковой баланс (между инструментальной и солирующей группами). Разучивание нескольких песен и аккомпанирование солистам. Развитие музыкально-слуховой дисциплины.
Музыкально-образовательные беседы
и слушание музыки
- Авторская песня, её роль в жизни нашей страны.
- Жанровое разнообразие музыки.
- Роль исполнителя в создании песни.
- Секрет популярности.
2-й год обучения
Подбор репертуара, материала для слушания, аранжировка совместно с учащимися.
Привлечение учащихся к совместной работе (стихотворные, музыкальные импровизации). Руководство творческими поисками детей, совершенствование техники.
Аббревиатура
Теория: аббревиатура (сокращенные обозначения нотного письма). Цель, необходимость, приемлемость в ансамблевой музыке: способы претворения.
Практика: буквенные обозначения: ноты, аккорды; упражнения по чтению; пение, игра на инструменте. Другие способы сокращения нотного письма. Письменные упражнения.
Интервал. Аккорд.
Теория: интервал как элемент гармонии; консонанс (согласие) и диссонанс (противоречие) ступеней лада. Трезвучие, септаккорд, нонаккорд – определение. Гармония как ладовая основа, фундамент, опора мелодии. Закономерная связь интервалов, созвучий; новая сфера выразительных средств музыки.
Практика: интервалы в ладу в новой интерпретации темы. Пение интервальных последовательностей, выявление их устойчивости, неустойчивости, тяготения к разрешению Трезвучия и их роль (функция) в ладу. Трезвучия главных ступеней: построение, пение, запись, игра на инструменте, анализ на слух. Трезвучия других ступеней.
Аккордовые последовательности
Теория: роль гармонии, функциональная основа музыки (продолжение темы).
Практика: письменные упражнения в построении аккордовых последовательностей. Пение по голосам, игра на инструменте, анализ на слух.
Работа по материалу ансамбля: понятие о тональном плане, запись на слух:
- нотными знаками,
- буквенными знаками (аббревиатура письма).
Гармонизация мелодии
Теория: «Гармония» (продолжение темы)
Практика: практические работы по гармонизации: нотная запись, мелодии и подбор по слуху определенных аккордов, функции лада; запись (аббревиатурно, буквенными обозначениями) аккордов по тактам, продолжение упражнений по слуховому анализу музыкального материала, игра на инструменте, пение.
Фактура
Теория: понятие о музыкальной ткани, о типах изложения одного материала разными способами.
Практика: анализ музыкальных примеров, аккордовая фактура и разложенная, развёрнутая музыкальная ткань. Анализ партитур ансамбля, сочетание различных способов изложения музыкального материала как одно из средств выразительности.
Электроклавишные инструменты
Теория: техническая характеристика, принцип эксплуатации, правила техники безопасности. Мануалы, чистые и смешанные тембры, музыкальная оправданность эффектов.
Практика: техника исполнения, её совершенствование, упражнения, пьесы, этюды, песни репертуара ансамбля. Запись и чтение буквенно-аккордовых схем в тональностях до 5 знаков. Солирующая и аккомпанирующая функция инструмента. Педальное задержание и его значение. Разучивание партий в песнях и пьесах. Исполнение партий в составе ансамбля. Понимание своей роли в каждом произведении. Значение штрихов, пометок в нотах – партиях клавишных и партитурах; динамические оттенки, музыкальность исполнения.
Электрогитара, гитара
Теория: закрепление знаний первого года обучения; техника безопасности; настройка инструмента, тембры.
Практика: исполнение гамм, аккордов, пьес в различных позициях, тональностях. Чтение нот с листа, аккордов по буквенно-цифровому обозначению. Отработка техники: аккорды, арпеджио, легато, глиссандо, пиццикато, вибрато, тремоло. Исполнение различных ритмических рисунков.
Бас-гитара
Теория: закрепление знаний первого года обучения, настройка инструмента, тембры.
Практика: игра стоя, сидя. Игра по нотам, буквенно-цифровому обозначению. Штрихи. Типы басовой партии: аккордовый и гаммообразный.
Ударные инструменты
Теория: устройство и правила эксплуатации установки. Нотная запись ритмов.
Практика: исполнение различных ритмов (по записи их на слух). Продолжение изучения ритмов народов мира. Подготовка сольных композиций.
Ансамбль
Теория: роль каждого инструмента в группе. Соло и звуковой баланс между солистами и аккомпанементом.
Практика: дальнейшее развитие ансамблевых навыков. Чистота исполнения (строй), единство темпоритма. Звуковой баланс в аккомпанирующей группе и при работе с солистами. Разучивание песен и инструментальных пьес и их исполнение.
Основы сценического движения
Теория: характер музыки. Особенности ритмов исполняемой музыки. Работа с режиссёром.
Практика: подчинение движения характеру музыки и текста. Постановка номеров.
Музыкально-образовательные беседы и слушание
- Музыка XX века.
- Возникновение рока.
- Джаз.
- Творчество современных композиторов.
3-й год обучения
I-II полугодие
Основа работы – подготовка нового репертуара, досуговых и развлекательных программ. Работа над сценическим движением, развитием воображения, фантазии.
История эстрадной музыки XX века
Эстрадное искусство. Разнообразие форм исполнительного творчества.
Советский период. Театрализованный джаз Л. Утёсова; музыка И. Дунаевского, Л. Книппера, М. Блантера и др.; массовая песня, хоровая музыка.
Вокально-инструментальный ансамбль как новое направление в искусстве.
Ансамблевое и сольное пение. Расцвет вокально-инструментальных ансамблей во второй половине XX века. Стилистические черты как творческий портрет ансамбля.
Технические возможности и новые средства музыкальной выразительности. Театральность, сценичность в исполнительской деятельности.
Специально-экономические явления, их отражение в творчестве групп. Ансамбли в нашей стране и за рубежом.
Вопросы музыкальной формы
Понятие формы. Художественная форма в других видах искусства: литература, театр, архитектура.
Музыкальная речь и её строение. Фраза, предложение, период. Куплетная форма.
Гармония, её решающая роль в формообразовании. Повторность кадансов и членение формы. Симметричные, квадратные построения; тональный план. Свободная импровизация на гармонической основе. Тема и её варианты. Анализ музыкальных примеров, выводы. Творческая деятельность: сочинение, импровизация на т ему, импровизация на бис (элементы джазовой импровизации).
Музыкальная грамота. Ознакомление с более сложными ритмами и их группировкой в различных размерах. Чтение нот, запись нотного текста.
Дальнейшее освоение материала по теме «Лад и тональность». Работа над чистотой интонации. Слуховой анализ. Пение по нотам. Анализ произведений: Практические упражнения на инструменте.
Клавирная техника как элемент единства ансамбля
Чтение фонограмм, магнитофонных записей; снятие партий, подготовка концертных номеров.
Совершенствование техники игры. Гаммы, этюды, упражнения. Игра по нотам; подбор на слух.
Послушивание, анализ исполнения произведений других ансамблей, коллективов, студий.
Анализ работы, художественная оценка своего коллектива.
Вокально-ансамблевая работа.
Закрепление вокально-ансамблевых навыков (одновременное, цепное дыхание, единая подтекстовка, фразировка, ансамбль).
Расширение певческого диапазона. Работа над тембром, чистотой интонирования. Пение аккордов. Работа над трехголосием. Разучивание репертуара ансамбля. Сольное пение с собственным аккомпанементом.
Ансамбль
Повторение и закрепление навыков ансамблевой игры. Функция и роль каждого инструмента. Звуковой баланс. Разучивание песен и пьес. Исполнение вместе с солистами. Звуковой баланс между пением и сопровождением, соло и аккомпанементом. Раскрытие художественного образа. Импровизация. Игра с листа.
Музыкально-образовательные беседы и слушание.
- Знакомство с новыми направлениями в музыке.
- Новые группы и их творчество.
- Интонация, гармония, тональный план в современной музыке.
- ,Новый ритм жизни и его отражение в искусстве.
Список рекомендованной литературы для детей
- Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио: для 1-2 кл. ДМШ. – Л.: Советский композитор, 1979;
- Бриль И. Практический курс джазовой импровизации. – М.: Советский композитор, 1979;
- Вахромеев В. Элементарная теория музыки. – М.: Музыка, 1975;
- Верейский В. Некоторые принципы использования эстрадной музыки на бас - гитаре. – М.: ЦНМК, 1978;
- Давыдова Е. Сольфеджио: для 4 кл. ДМШ. – М.: Музыка, 1978;
- Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. – М.: Музыка, 1979;
- Домострой. – М.: Советская Россия, 1990;
- Дубровский И. и др. Учебник гармонии.– М.: Музыка, 1965;
- Егорова Т., Штейман В. Ритмические упражнения для малого барабана.– М.: Музыка, 1994;
- Зинович В., Борин В. Курс игры на ударных инструментах. Ч.I.– М.: Музыка, 1979;
- Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. I, II.– М.: Музыка, 1977, 1978;
- Конен В. Пути американской музыки. – М.: Советский композитор, 1978;
- Курс теории музыки./ Под общ. Ред. А. Островского. – Л.: Музыка, 1978;
- Максимов С. Музыкальная грамота.– М.: Музыка, 1979;
- Методическое пособие по музыкальному диктанту./ Под общей редакцией Л. Фокина. – М.: Музыка, 1975;
- Музыкальные диктанты для ДМШ./ Сост. Ж. Метеллиди и А. Перцовская. – М.: Музыка, 1985;
- Музыкальная энциклопедия. Т.1 – 6. – М.: 1973-1982;
- Овчинников Е. Джаз как явление музыкального искусства. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984;
- Островский А. Учебник сольфеджио. – Л.: Музыка, 1978;
- Панайотов Л. Самоучитель игры на гитаре (электрогитаре). – М.: Музыка, 1979;
- Панасье Ю. История подпольного джаза. – М.: Музыка, 1978;
- Попова Т. Музыкальные жанры и формы. – М.: Музыка, 1980;
- Способин И. Сольфеджио. Двухголосие и трёхголосие. – М.: Музыка, 1977;
- Способин И. Музыкальная форма. – М.: Музыка, 1980;
- Способин И. Элементарная теория музыки. – М.: Киорара, 1996;
- Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальной формы. – М.: Музыка, 1964;
- Ширялин А. Поэма о гитаре. – М.: Молодёжная эстрада, 1994;
- Энциклопедический музыкальный словарь. – М.: 1966.
Тематический план занятий I-3годов обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Основы техники безопасности | 1 | - | 1 |
2 | Основы музыкальной грамоты | 8 | 8 | 16 |
3 | Работа над техникой исполнения (гаммы, этюды, упражнения) | - | 20 | 20 |
4 | Работа над репертуаром | - | 170 | 170 |
5 | Музыкально-образовательные беседы | 4 | 4 | |
6 | Концертная деятельность | - | 3 | 3 |
7 | Техника безопасности | 2 | 2 | |
Итого: | 216 |
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Раздел или тема программы | Форма организации и проведения занятий | Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата | |
1 | Вводное занятие. Основы техники безопасности | Групповые | Объяснение, рассказ, беседа, иллюстрационный. | Инструкции по технике безопасности ИТБ №65-2009 ИТБ №67-2009 ИТБ №69-2009 | рефлексия | |
2 | Основы музыкальной грамоты | Групповые | Объяснение, иллюстрационный. | Наглядные пособия, таблицы | рефлексия | |
3 | Работа над техникой исполнения | Индивидуально-групповая | Объяснение, иллюстрационный, практический. | Нотный материал, музыкальные инструменты, электротехническое оборудование | рефлексия | |
4 | Работа над репертуаром | Индивидуально-групповая | Объяснение, иллюстрационный, практический. | Нотный материал, музыкальные инструменты, электротехническое оборудование | рефлексия | |
5 | Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки | Групповые | Беседа, рассказ, наглядный | Музыкальный центр, компакт-диски, кассеты с записью эстрадной музыки, ноутбук. | рефлексия | |
6 | Техника безопасности | Групповые | Рассказ, беседа, наглядный | Электротехническое оборудование | рефлексия | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-136024-1358396818.jpg)
Образовательная программа по классу ансамбля для фортепиано Одинцовой Л.М.
МБОУ ДОД «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Образовательная программа по классу фортепианного ансамбля «Играем вместе». СОСТАВИТЕЛИ: Одинцова Людм...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-357309-1385724179.jpg)
Рабочая образовательная программа ансамбля народного хорового пения «Росинка».
АНОТАЦИЯдополнительной образовательной программы педагога муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» Представляемая...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393102-1390980309.jpg)
Рабочая программа учебного предмета "Ансамбль"
Автор работы характеризует учебный предмет, его место и роль в образовательном процессе. В работе обозначены цели и задачи учебного предмета, обоснована структура предмета, рассмотрены методы обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/22/picture-520423-1463894742.jpg)
Конспект урока по предмету «Фортепианный ансамбль» Начальные классы Завершающий этап работы над фортепианным ансамблем на примере Вальса Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
Данный материал представляет конспект открытого урока по предмету "Фортепианный ансамбль" Участвуют ученики 1 и 3 классов Шоева Замира и Бондаренко Даниил. На уроке проводится работа над произведением...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/18/picture-309494-1542537295.jpg)
Рабочая программа ансамбля ложкарей "Забавушка"
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в ансамбле, она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение, помога...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/27/picture-1272692-1601232960.jpg)
План-конспект открытого занятия кружкового объединения «Вокальный ансамбль» Тема: Введение в программу. «Ансамбль- мы вместе» (для детей 7-9 лет)
Первое занятие кружкового объединения "Вокальный ансамбль". Тема: «Ансамбль- мы вместе» (для детей 7-9 лет). Цель данного занятия вызвать у детей интерес к занятиям в вокал...