Система воспитательной работы в классе
материал (1 класс)

Шевченко Любовь Атласовна

Формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_vospitatelnoy_raboty_v_klasse.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы в классе

       Основой воспитательной деятельности в классе является личностно ориентированное воспитание ребёнка.

       Цель воспитательной системы заключается в формировании и раскрытии творческой индивидуальности личности младшего школьника.

Для достижения данной цели стремлюсь решить следующие задачи:

- развитие личности каждого ребёнка;

- создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;

- оказание педагогической поддержки творческим устремлениям и действиям каждого школьника.

        Сущность воспитательной системы характеризуют такие ключевые понятия, как индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, одновременно выполняющие роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Следует сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющим его духа, а затем превратились в ценностные ориентации каждого ребёнка.

          Механизмом построения и функционирования воспитательной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно ориентированный и творческий характер. Основу её составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, осенний и весенний походы, новогодний праздник, праздник пап, праздник бабушек и мам, встреча с участниками Великой Отечественной войны, день именинников, марафон знаний и многое другое.

          Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей играет работа творческих мастерских с участием взрослых и детей, которая строится на основе следующих идей:

- равенство всех участников;

- добровольное привлечение к процессу деятельности;

- отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;

- чередование индивидуальной и коллективной работы;

- ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска, сколько на сам процесс творчества;

- выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;

- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Основная цель данной работы творческой мастерской заключается не в том, чтобы дать учащимся готовые знания, а в том, чтобы подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению, творчеству.

      Развитие личности младшего школьника способствует формированию самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса.

      Самоуправление осуществляется через деятельность президента класса, создание и работу групп (министерств) при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередование групповых творческих поручений. Дети сами распределяют обязанности, выпускают стенгазеты, дают оценку работы каждой группы. Воспитательная работа класса максимально открыта, и родители, и педагоги гимназии – наши сотоварищи на уроках и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, встречи с семьями, классные часы с участием родителей. В течение года анализирую состояние эффективности воспитательного процесса по направлениям:

- развитие личности учащегося;

- формирование классного коллектива.

Ежегодно проводится диагностика мотивационной сферы учащихся.

В 1 классе проводится диагностика «Краски» и «Фотография».

Во 1 классе – «Настроение», «Школа будущего».

В 3 классе – «Ассоциации»

В 4 классе – сочинение и анкетирование.

Каждый год проводится отслеживание уровня воспитанности учащимся по следующим показателям:

- любознательность;

- отношение к школе;

- прилежание и трудолюбие;

- бережное отношение к природе;

- красивое в жизни;

- отношение к себе.

       На протяжении всех четырёх лет прослеживаю динамику развития познавательных процессов (память, мышление, внимание).

       Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Поэтому я с первых дней работы с детским коллективом знакомлю родителей с перспективами его развития и даю им возможность самим стать активными участниками классных дел. Но для этого с каждой семьёй я обязательно провожу индивидуальные беседы, на которых выясняю особенности ребёнка, его интересы, состояние здоровья, знакомлюсь с традициями семьи. В своей практике широко использую не только родительские собрания, но и круглые столы («Наши дети – кто они?», «Законы жизни семьи, законы жизни класса»), родительские пресс-конференции по теме «Педагогика сотрудничества» В течение года провожу индивидуальные консультации по предметам.

         В развитии младших школьников задействован социокультурный потенциал: картинная галерея, музей БАМа, Центр «Баяр», Школа искусств, спортивный комплекс «Нева», школьная и городская библиотеки и др.

Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель – родители – другие учителя) базируются на следующих принципах:

Много знать – престижно.

Помогать друг другу – нормально.

Готовить дело по чужому сценарию – невозможно.

Жить в неуютной обстановке – нельзя.