Эффективные методы и приемы для развития коммуникативных умений
методическая разработка

Райхель Диана Эдуардовна

Эффективные методы и приемы для развития коммуникативных умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_metody_i_priemy_dlya_razvitiya_kommunikati.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Как известно, коммуникативные универсальные учебные действия входят в состав универсальных учебных действий. Они должны обеспечивать готовность ученика к сотрудничеству, которое невозможно без умений слушать и понимать партнера, планировать и выполнять совместную деятельность, основанную на взаимном контроле , на умении договариваться, то есть  на умении участвовать в конструктивном диалоге.

Диалог как обмен смыслами является для меня одним из способов учебного взаимодействия и тем методическим контекстом, в котором учащиеся выбирают адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач, ориентируются на мнение партнера , точно выражают собственное мнение и позицию.

Рассмотрим подробнее методические  приёмы, которые помогают мне добиваться задач формирования коммуникативных УУД.

Приём самостоятельного конструирования определений.

Формирование новых понятий я всегда начинаю с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления.

После  сопоставления и обсуждения предложенных версий, я предлагаю текст, где используется это слово. Учащиеся заново формулируют определения,   ориентируясь на предложенный контекст. Затем можно предложить разные варианты определений из словарей, учебника , справочников.

Приём конструирования вопросов предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. В качестве объекта изучения на разных уроках могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация, проблема и т.д.

Я использую различные типы вопросов: простые ,уточняющие объясняющие , оценочные ,творческие , практические .Все вопросы должны ориентировать ребёнка на размышление над предлагаемым предметом или явлением.

Метод вживания позволяет ученику пытается «переселиться» в изучаемый объект , перевоплотиться в него, чтобы почувствовать , понять изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в различных формах.

Активность учителя должна «рождать» активность учащихся, а не подавлять или заменять её.

Прием «Чтение с пометками» предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема заключается в том, что учащиеся читая текст, делая на полях  различные пометки

Используя метод "Если бы...», я предлагаю ученикам составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.

Он помогает строить гипотезы, побуждать детей к высказыванию самых различных предположений, приучает их терпимо относиться к чужому мнению и не бояться высказать своё, что способствует формированию коммуникативной готовности.

Я уверена, что успех работы учителя при формировании универсальных учебных действий зависит от нескольких составляющих:

- непрерывного повышения профессионального мастерства педагога (конкурс «Учитель года» является одной из таких возможностей);

- владение на высоком уровне методикой преподавания и современными информационными образовательными технологиями;

- желания работать по новым стандартам,

- понимания задач и планируемых результатов обучения младших школьников,

- умения создать условия для развития личности ребёнка.

Таким образом, сегодня роль начальной школы заключается в интеграции новых знаний с жизненным опытом ребенка на основе  умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отходит у первоклассников на второй план перед изобилием новых школьных впечатлений. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что развивать коммуникативные умения и социальное поведение целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников.

В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.

Игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их обыгрывание. Создание образов и их проигрывание (проживание) и является составными компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и умений общаться и может проводиться в парной (диалог) или групповой (полилог) форме с последующим анализом речевых действий участников игры. Сюжеты таких игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения.

Развитие коммуникативных умений, в ходе ролевого общения обучающихся реализовывается учителем поэтапно и заключается в следующем:

- открытие школьниками значения коммуникативных умений;

- ознакомление обучающихся с содержанием и структурой умений при распределении ролей;

- введение обучающихся в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями;

- совершенствование усвоенных школьниками коммуникативных умений в их творческой деятельности.

Игровые технологии оказывают содействие развитию коммуникативных умений, увлекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников, позволяют активизировать детей, поддерживая их интерес, развивают их речь, пополняя их словарный запас, заставляя, их корректно и внимательно относиться друг, к другу.

Человек может результативно участвовать в процессе коммуникации, если он обладает набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям, и это имеет существенное значение для формирования коммуникативных умений.

Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания. Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что  обучающийся не вырабатывается ту уверенность, ту раскованность, которая необходима в деловых беседах, на собраниях, на уроках.

Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, воспитание у них интереса ко всему происходящему, организация  атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами. Такая работа менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой.

Первоклассники учатся объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого возникает тема для обсуждения и выполнения задания.

Групповая работа помогает ребенку осмыслить учебные действия. Первоначально, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, назначают  функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет осуществить  все эти операции самостоятельно. Кроме того, групповая работа осуществляет возникновение между детьми доброжелательных отношений, доставляет  детям  эмоциональную и содержательную поддержку, порождает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети побеждают страх и включаются в общую работу класса.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила. Нельзя вынуждать  детей к групповой работе или выражать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа). Совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и понижения эффективности.  Не стоит требовать от детей полной тишины, но необходимо вести работу с выкрикиванием и т. п.

Необходимо поощрять детей сообщать свою точку зрения, а также вырабатывать у них умение слушать других людей и толерантно  относиться к их мнению. Решающая роль в этом относится к  учителю, который обязан давать учащимся речевые образцы и помогать  в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов .

Итоги  трудов каждой группы демонстрируются на доске. Дети учатся:

защищать  своё мнение; знакомить с  работой группы; диспутировать; слушать с  вниманием  друг друга; уметь задавать вопросы; выслушивать другого.

 Очень существенны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебные противоречия, а также обсуждение участниками способов своего действия. В результате взаимной проверки группы выполняют  те формы проверки, которые ранее реализовывались учителем.

На первых этапах проведения этого действия одна группа может замечать  ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переключаются только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер).

У школьников возрастает ответственность не только за свои успехи, но и за последствия общего труда, вырабатывается самооценка, оценка своего потенциала  и способностей

Тренинги обращены  на освоение  экспрессивной речью, с подкреплением мимики, жестикуляцией,  а также на выработку  навыков ведения диалога. Выстраивая отношения, обучающиеся следуют правилам ведения диалога:

- Любая точка зрения ценна.

- Ты обладаешь правом на любую реакцию, кроме невнимания.

- Говори, обращая  лицо  к  собеседнику.

- Хочешь сказать - подними руку.

- Дай возможность другому сообщить  свое мнение, а себе - понять его.

- Обращение начинается с имени.

- Критика обязана быть тактичной.

- Отсутствие результата - тоже результат.

- Голос - твой божественный дар, умей им владеть.

Однако можно привлекать другие формы, например проектная деятельность.

 Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность школьника, имеющая общую цель, скоординированные методы и способы, обращенные  на достижение общего результата. Применение метода проектов увеличивает  познавательную активность школьников, содействует  расширению кругозора обучающихся, способствует приобретению более глубоких знаний, развивает устную и письменную речь, способность  творчески мыслить. Представленный метод,  эффективное средство,   роста самостоятельности,   высокомотивированных обучающихся. Обучающиеся выступают на школьных конференциях, представляя защиту своей работы.

Вследствие  работы над проектом,  школьники научатся.

Адекватно применять коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач. Создавать  монологическое сообщение, обладать диалогической формой коммуникации.  Использовать средства и инструменты ИКТ  для дистанционного общения.

Допускать вероятность существования у людей различных точек зрения, в том числе расходящихся  с его собственным мнением, и обращать  на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выражать  собственное мнение и позицию.

Достигать соглашение  в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы.

Применять  речь для регуляции своего действия.

Грамотно употреблять речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, обладать диалогической формой речи .  

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, вследствие чего и происходит творческое освоение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

Структуру проблемного обучения можно схематически изобразить  как систему проблемных ситуаций, каждая из которых содержит  в себя соответствующую задачу (или вопрос), систему средств обучения и деятельность по реорганизации условий задачи и получению искомых результатов.

Сущность проблемного обучения – в творческом усвоении знаний, когда ученик на уроке осваивает четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний, формирование решения и творческое использование открытых знаний – на этапе воспроизведения.

В поисках решения учебной проблемы применяются методы, которые являются наиболее оптимальными. Это проблемное изложение (использую на уроках изучения нового материала), частично-поисковый метод ( проблемная ситуация разрешается учащимися с помощью учителя, прием- эвристическая беседа), исследовательский метод(использую на обобщающих занятиях), поисковый метод(ученики самостоятельно,  без помощи учителя, открывают и усваивают новые знания).

Чтобы завладеть вниманием современных обучающихся, надо их,   поразить, заинтересовать. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику почувствовать  свою причастность к предмету. Проблемное обучение всегда было основой развивающего урока. Оно в настоящее время становится все более актуальной. За проблемным обучением, будущее современной школы.

Технология развития критического мышления.

Умение добыть необходимую   информацию. Подходить к информации критически, структурировать информацию, фиксировать ее различными способами.  Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной, переводить ее в словесную форму. Производить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.  Устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие. Обосновывать  – значит развивать познавательные универсальные учебные действия, которые успешно могут быть сформированы при применении ТРКМ.  «Механизм критического мышления вводит  мыслительные операции, устанавливающие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он вводит способность использовать базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно причислить умения обнаружения проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего усвоения вопроса, разработки критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений» .Критическое мышление нацелено на развитие творческого, открытого  мышления,  формирующееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Осмысленное  умение отказаться от собственных предубеждений и поиск правильных решений жизненной позиции.

 К технологии критического мышления относятся такие приемы:

Синквейн – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.

Синквейн – пятистрочный стих. Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Конструирование  синквейна требует от ученика способности  отыскивать в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких обобщениях.

Это значит, что автор синквейна должен владеть  глубокими знаниями темы, обладать собственным мнением и высказывать его по установленным правилам.

Способность резюмировать информацию, воспроизводить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что разрешает описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение, заключающееся из пяти строк.  При ознакомлении с синквейнами, сначала разъясняем,   как сочиняются такие стихотворения. Затем предлагаем вниманию  несколько примеров. После этого разрешаем группе написать несколько синквейнов. Для некоторых школьников сначала будет трудно писать синквейны. Действенным  средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Предлагаем  тему для синквейна. Каждому обучающемуся дается 5-7 минут на то, чтобы сочинить синквейн. Затем совместно с  партнером  из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность обсудить о том, что  они написали и еще раз критически проанализировать данную тему. Кроме того, этот метод призовет, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут согласовать со своими вариантами ответов. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть показан обоими авторами. Это способно вызвать дальнейшую дискуссию.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно вырабатывать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда это производится, учение и мышление делаются прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудноуловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому посчастливиться. Когда процессы делаются прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в обусловленном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает школьникам выяснить и уяснить, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

По ходу урока вносится материал, с которым ознакомились на уроке.

В начале урока применяется прием «мозговая атака», и уже на стадии вызова обучающиеся вносят информацию в кластер, остальная информация показывается на стадии осмысления после чтения статьи учебника. Хорошо скомпонованый кластер является, таким образом, опорным конспектом.

Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.

Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Прием “Корзина идей”.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он дозволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по дискутируемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией производится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно обучающимся по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик припоминает и записывает в тетради все, о чем имеет информацию по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем совершается обмен информацией в парах или группах. Школьники делятся друг с другом известным багажом знаний (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики обязаны выяснить, в чем сошлись существующие представления, по поводу чего завязались разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов вносятся учителем в “корзину” идей, даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы. Понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки устраняются далее, по мере овладения новой информации.

Рефлексия. Оценивание друг друга и себя.

Ребёнок учится сравнивать работы с образцом; формировать критерии оценки учебной работы; сравнивать свою оценку с оценкой другого человека; учится давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).

Приведем пример поэтапного развития такого сложного коммуникативного умения, как умение внимательно слушать собеседника. В помощь учителю может быть предложена следующая памятка.

1. Разъяснить младшим школьникам надобность  освоения умения внимательно слушать собеседника, уважительно отвечать на вопросы.

2. Четко и ясно сформулировать правила, которым надо руководствоваться. Например: «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет внимательно слушать»; «Люди будут слушать тебя только после того, как ты выслушал их».

3. Представить напримерах,  как осуществляются действия,  по освоению данным умением. Например:  Во время разговора с собеседником не думай о своем.   Пропустишь, главное  из рассказа.  Старайся вдуматься,  в истину разговора, а не слышать только то, что тебе хочется. Не старайся,  казаться,  умнее своего партнера по общению, выслушай все, что он хочет сказать. Проявляй наибольшее внимание,  при разговоре с близкими тебе людьми.   Развязное общение  с близкими,  влечет за собой,  невнимательность по отношению к ним.  Учись не только слушать, но и слышать.

4. Не стремиться вырабатывать сразу несколько умений или качеств личности.  Определить, какие качества органично сочетаются между собой - например, умения внимательно слушать собеседника и вежливо отвечать на вопросы; сравнивать свои действия, суждения, привычки с интересами партнеров по общению; выражать согласие (несогласие), похвалу (неодобрение).

5. Совершать  постоянный контроль над вырабатыванием умения, который должен сочетаться с самоконтролем .

Успешность и интенсивность развития коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе .

Таким образом,  использование различных форм и методов, обеспечивающих включение детей в деятельность коммуникативной направленности, достигается путем поэтапного формирования коммуникативных умений школьников, на основе расширения их коммуникативных знаний, мотивов, потребностей и постепенно усложняющейся коммуникативной деятельности. Комбинированное использование современных методов является  гарантийным успехом в развитии коммуникативных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"

П л а н       работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая  общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...

Использование эффективных методов и приемов как средство активизации познавательных интересов младших школьников в рамках ФГОС

Метод обучения – последовательное чередование способов взаимодействия учителя и ученика, направленное на достижение определённой цели посредством проработки учебного материала....

План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению"

План работы по самообразованию "Эффективные методы и приемы обучения чтению" ( 2013-2015 г.г.)...

Эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в рамках ФГОС

Доклад -презентация Эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в рамках ФГОС...

Мастер Класс. Эффективные методы и приемы классного руководителя

Эффективные методы и приемы классного руководителя...