Конспект занятия по теме: «Музей-квартира А. С. Пушкина на Набережной реки Мойки, дом 12»».
план-конспект

В конспекте комбинированного занятия активизуруются уже имеющиеся у учащихся знания о жизни и творчестве русского поэта А. С. Пушкина и происходит знакомство с музеем -квартирой поэта в Санкт-Петербурге. В число заданий входит работа со сказками А. С. Пушкина и коррекция мелкой моторики младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме:

 «Музей-квартира А. С. Пушкина на Набережной  реки Мойки, дом 12»»

                                                                 Автор – составитель: Журавлева М.А.,

                                                        Воспитатель ГПД школа № 34

                                                                Невского района Санкт-Петербурга

 Санкт-Петербург

2020 г.

  1.Количество обучающихся в группе: 10 чел.

2.Тип занятия: комбинированное.

3.Место проведения занятия: учебный кабинет.

4.Цель:  активизация знаний о личности А. С. Пушкина и его творчестве через знакомство с Музеем-квартирой великого русского поэта по адресу  Набережная реки Мойки, дом 12.

5.Задачи:

1.Образовательные:

-уточнить и закрепить имеющиеся знания  биографии и творчества русского поэта А. С. Пушкина ;

- познакомить с интерьерами и экспонатами Музея-квартиры «Мойка 12»;

- закрепить знаний о сказках поэта, а также о стихотворениях, связанных с Санкт-Петербургом.

 2. Коррекционно- развивающие:

-развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и слуховую память,  наглядно -  образное  мышление, элементы словесно-логического мышления;

 -обогащать и активизировать словарный запас  за счет сказок поэта;

-учить отвечать на поставленные вопросы с опорой и без опоры на наглядность;

- развивать мелкую моторику;

-расширять кругозор учащихся.

3.Воспитательные:

- воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина,

 - сглаживать негативные черты характера (негативизм, пассивность восприятия окружающего, нонконформизм, лень).

-воспитывать положительные черты характера (любознательность, аккуратность, усидчивость).

6.Оборудование и наглядный материал:

Демонстрационный материал:

  • Ноутбук и интерактивная доска,
  • Презентация «Музей-квартира А. С. Пушкина «Мойка 12»»,
  • аудиозапись  стихотворения «У Лукоморья …»;

7.Раздаточный материал:

  • разрезные картинки и пазлы по сказкам А. С. Пушкина,
  • иллюстрации  из жизни А. С. Пушкина и по сказкам поэта.

8.Продолжительность занятия: 40 минут.

Предварительная работа со всей группой:

  • Чтение сказок А. С. Пушкина;
  • Рассматривание иллюстраций по сказкам поэта.

                                             

Ход занятия:

 1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

1. Организационный момент.

    -  Добрый вечер, ребята.  Давайте начнем наше сегодняшнее занятие.

  1. Тема занятия и целеполагание.

Инструкция:

- Для того, чтобы сосредоточиться и узнать тему сегодняшнего занятия, выполните, пожалуйста, предварительное задание. Прослушайте запись одного стихотворение и назовите его автора.

Учащиеся прослушивают аудиозапись отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зелёный…»

- Кто же написал эти замечательные стихи? Верно, автор этих строк знаменитый русский поэт А.С.Пушкин. А, может быть, кто-нибудь знает, из какой поэмы этот отрывок? Правильно, из поэмы «Руслан и Людмила». 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

  - Сегодня вы вспомните, кем же был А. С. Пушкин и как он жил,  а ещё познакомитесь с музеем Санкт-Петербурга, который ему посвящен и вспомните, что же именно он сочинял.

2.1 Работа с презентацией

Педагог  показывает учащимся первую половину презентации о А. С. Пушкине и проводит беседу по вопросам

  1. В каком городе  родился А. С. Пушкин?
  2. Кто познакомил маленького Сашу с русскими сказками?
  3. Где учился А. С. Пушкин?
  4. Чему он научился в Лицее?
  5. Кто присутствовал на выпускном экзамене?
  6. Как Г. Р. Державин отзывался о молодом поэте?
  7. Кто стал женой А. С. Пушкина?
  8. Какие именно произведения писал А. С. Пушкин?

 - Александр Сергеевич был небогат, поэтому с женой и детьми снимал в разное время в городе и пригородах квартиры и дачи. Вот с последней такой квартирой по адресу Набережная реки Мойки дом 12 я вас сегодня и познакомлю. Сейчас там находится музей, посвященный великому русскому поэту А.С.Пушкину.

Учащиеся  смотрят вторую половину презентации и слушают рассказ педагога, который знакомит их с  основными помещениями  квартиры и их интерьерами,  основными экспонатами, в том числе и личными вещами поэта, портретами поэта,  его жены и их детей.

По окончании просмотра учащиеся отвечают на следующие вопросы        

        - Где квартировал поэт в последние годы жизни?

        - Какие комнаты в квартире А. С. Пушкина вам запомнились?

        - Кого из членов семье и близких  поэта вы можете назвать?

        - Какие экспонаты показались наиболее интересными?

       - Какие места в Санкт-Петербурге и пригородах связаны с именем и творчеством А. С. Пушкина?

       - Какие сказки поэта вы можете назвать?

         2 . 2  Игра «Третий лишний»

Из трёх написанных словосочетаний отобрать одно, не имеющее отношения к А.С.Пушкину (в случае затруднения педагог читает написанное).

- Москва, Санкт-Петербург, Суздаль;

- Мойка, Волга, Нева;

- Державин, Ломоносов, Гончарова;

- «Конек- Горбунок», «Сказка о Золотом петушке», «Руслан и Людмила»;

- Выборг, Лицей, Царское Село;

- Библиотека, кабинет, поварня;

2.3. Упражнение «Найди правильную иллюстрацию»

Половина учащихся выбирает из пачки иллюстраций (5-6 штук) изображения, имеющие отношение к жизни и творчеству А.С.Пушкина, а другие выбирают из двух предложенных иллюстрации те, на которых изображены увиденные в фильме достопримечательности, интерьеры, экспонаты (6- 8 пар ).

2.4. Игра «Сказки перепутались»

Учащиеся раскладывают в две стопки перепутанные иллюстрации к двум  предложенным сказкам А.С.Пушкина и в конце говорят, к каким именно сказкам данные иллюстрации (4-5 чел.).

2.5. Игра «Доскажи словечко»

Учащиеся договаривают последнее слово в предложенном отрывке сказки А.С.Пушкина:

- Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого…. (петушка).

Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение …. (волкам).

Там ступа с Бабою-Ягой

Идет, бредет … (сама собой).

Повариха говорит, -

Город у моря стоит!

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью …. (белка).

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем, и ночью

Кот ученый все ходит по цепи … (кругом).

Жил-был поп

Толоконный … (лоб).

Три девицы под окном

Пряли поздно … (вечерком).

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду… (доложи)».

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная … (куда).

«Будь одна из вас ткачиха,

А другая … (повариха)».

С первого щелка

Подпрыгнул поп до …. (потолка).

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты поп за …. (дешевизной)».

«Как бы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки царя

Родила … (богатыря)».

В третий раз закинул он невод,-

Пришел невод с одною … (рыбкой).

И в светлицу входит царь,

Стороны той … (государь).

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, … (старче)»?

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то… (дочь)».

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи … (туч).»

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое … (корыто).

И растет ребенок там

Не по дням, а по … (часам).

«Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место … (обернется)».

В тот же день стал править он

И нарекся: князь … (Гвидон).

Вот проходит 8 дней,

А от войска нет … (вестей).

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых… (парусах).

«Подари ты мне девицу

Шамаханскую … (царицу)».

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать… (велят).

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам … (урок).

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна

К царству славного … (Салтана).

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без … (дверей).

А ткачиха с поварихой,

С Сватьей бабой Бабарихой

Не хотят его пустить

Чудный остров … (навестить).

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно … (служит).

Белка песенки поет

Да орешки всё … (грызет).

Там чудеса там леший бродит,

Русалка на ветвях … (сидит).

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

33 …. (богатыря).

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу … (звезда горит).

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и … (белее)?»

  1. 5. Задания, направленные на коррекцию мелкой моторики.

- сложить разрезные картинки или пазлы  (иллюстрации к сказкам поэта).

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

- Вот и завершилось наше сегодняшнее занятие. С каким музеем мы познакомились? Верно,  Музеем-квартирой А.С.Пушкина. А кем был А.С.Пушкин? Правильно, великим русским поэтом. Что же именно он сочинял? Верно, сказки, стихи, поэмы. Надеюсь, вам понравилось, и вы узнали что-то новое и интересное о нашем замечательном русском поэте и его творчестве. Мне очень понравилось, как вы быстро и правильно отвечали на мои вопросы и выполняли предложенные задания. А на сегодня я с вами прощаюсь.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие на тему: "Где найти витамины зимой и весной?". Внеурочная деятельность.

Занятие получилось интересное. Мы с детьми успели сделать все. Это не одиночное занятие. До него была череда занятий, на которых мы говорили о витаминах. Но оно не является заключитльным, так как в по...

конспект занятия на тему: "Предлог"

Тема:«Предлоги»Цели:Сформировать представление о смысловой значимости предлогов. Дать представление учащимся о предлоге как отдельном слове. Сформировать навык предложного управления. Научить детей пр...

Конспект занятия по теме "Квиллинг. Основные элементы"

Конспект занятия разработан по авторской дополнительной образовательной программе "Мозаика" для группы 3-го года обучения. Предназначен для введения в тему "Квиллинг" рздела "Бумагопластика"....

Конспект занятия по теме: "Введение в образовательную программу"

Конспект занятия на данную тему разработан педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Улемновой И.В.Целью данного занятия является ознакомление с основными направлениями р...

Конспект урока на тему "Времена года А.С. Пушкин и П.И. Чайковский".

Времена года в произведениях А.С. Пушкина и П.И. Чайковского....

Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...