Игра Путешествие по стране «Правознайка»
план-конспект занятия (2 класс)

Чаунина Ирина Владимировна

Данный материал  используется для  учащихся начальной школы. Можно использовать к праднику "День Конституции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-_puteshestvie.docx43.04 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по стране «Правознайка»

Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся.

Задачи:

- Закрепить знания детей о праве на имя и фамилию, о праве на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, о праве на медицинское обслуживание, о праве на семью;

- Развивать умение рассуждать, делать выводы;

 - Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, умение проявлять помощь нуждающимся.

Ход мероприятия:

Орг.момент.

Эмоциональный настрой.

Упражнение: 

Давай улыбнемся и скажем:

«Привет!» Солнцу привет!

Гостям всем привет!

 Вы готовы поработать? (дети: Да!)

 Вы готовы отвечать? (дети: Да!)

 Вы готовы, если надо,

Что-то вспомнить и узнать? (дети: Да!)

Ну, а главное – готовы

Вы сегодня рассуждать? (дети: Да!) (дети рассаживаются на свои места)

Сообщение темы занятия.

Педагог: -Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но прежде, чем попасть туда, нам необходимо отгадать кроссворд. Отгадав его, мы узнаем ключевое слово, это и будет темой нашего занятия.

 Разгадывание кроссворда:

«Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?» (петух).

 «Кто пятился задом в басне Крылова « Лебедь, рак и щука» (рак).

«Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей» (айболит).

 «Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?» (волк).

«Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?» (Аленушка).

Педагог: Какое же ключевое слово получилось?

Дети: Права. 

Педагог: Правильно, это слово ПРАВА. И сегодня мы с вами будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. И отправимся в страну «Правознайка»

Пусть девизом сегодняшней нашей встречи будет высказывание:

«Жизнь человека полноценна только тогда, когда ее озаряют права человека»

У каждого живущего на свете

Должно быть, право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать свои права,

Чтоб дать отпор лихому проходимцу,

Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем

Не приклонялась наша голова

Начавшийся  месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей.

-Почему?

10 декабря отмечается День прав человека                                                                    12 декабря День Конституции

20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка.

(В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации», «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

  1. Наши права.

Учитель: А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

- А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

Учитель:  Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок – веские права!

А какие права вы имеете, вы вспомните или узнаете в ходе нашего мероприятия.

«Таинственное письмо» Перед детьми чистый лист бумаги. Педагог говорит о том, что на этом листе засекречена очень важная информация. Кроме стаканчика с простыми карандашами рядом ничего нет. Чтоб ее узнать, надо проделать определенные действия (лист бумаги закрасить простым карандашом). На листе восковым мелком или свечой написано имя ребёнка.

Игра «Шляпа знакомств». 

Имя  нам даёт отраду,

Дарит  счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

Педагог: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя и что оно означает.

 «ПРАВО НА ИМЯ»  - Ребята, ещё в далёкие времена, когда люди жили в пещерах, чтобы отличаться, друг от друга, они придумывали себе - клички, например: Зоркий глаз, Верная рука, Доброе сердце… Потом имена стали давать родители. Имена стали короче - так было удобнее обращаться к человеку.

Послушайте и посмотрите на ребус, подумайте о каком праве идёт речь.

Ни на что не променяю!

 К цифре «семь» добавлю «я»

 — Что получится?

Дети (хором): Семья. 

- О каком праве напоминает вам разгадка этой загадки?

-Разгадка этой загадки напоминает нам о том, что каждый имеет право на семью.

Педагог: А что вы знаете об этом праве?

Дети: У каждого человека должны быть папа и мама, бабушка и дедушка, а ещё может быть братик или сестрёнка.

Ребята, а сейчас, я вам расскажу историю про девочку Настю.

Вы, внимательно послушайте и постарайтесь ответить

– Что поняла девочка? .

 Жила-была девочка Настя, очень счастливая, потому что у неё была большая и дружная семья. В семье были (мама, папа, две бабушки, и два дедушки, старший брат, младшая сестра, собачка Тоша и кот Мурзик).

В семье Насти все любили друг друга, помогали, делали подарки, устраивали весёлые праздники и дни рождения.

Однажды налетел Сильный Ветер и унёс девочку на Далекий Остров, где каждый жил сам по себе.

Настя встретила там голодного мальчикадевочку в грязной рваной одежде. Девочка плакала, потому что у них не было семьи и им было холодно и голодно. Не было никого кто бы накормил, согрел, пожалел и приласкал.

И тогда Настя поняла …(так что поняла девочка?) – ответы детей.

Верно, все дети имеют право жить в семье со своими родителями, которые их любят и заботятся о них.

Право на заботу

«Достань подсказку» 

Перед детьми сдутый шарик с подсказкой внутри. Догадываются о том, что достать ее можно только надув и лопнув шарик. На подсказке изображен домик. Вывод: дети имеют право на жилье.

Сундучок

Тут  какой – то волшебный сундучок. Хотите посмотреть, что в нём находится?

Ручка, карандаши, тетрадь, линейка

Где вы используете эти предметы?

Право на образование

Ст. 22 Закона РБ «О правах ребёнка» гласит «Каждый ребёнок имеет право на отдых».

(И мы сейчас воспользуемся этим правом.)

Я буду называть действия ученика на уроке - если вы считаете их правильными (Хлопайте) - если нет (Топайте).

приходить в школу во время (Хлопайте)

* есть конфеты (Топайте)

слушать учителя

* опаздывать на урок

отвечать на вопросы

* спать на уроке

выполнять домашнее задание

* жевать жевательную резинку

* вертеться на уроке.

Послушайте стихотворение и подумайте, о каком праве говорится

 Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач)

Право на медицину

Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

Мои права (стихотворение - шутка)

У ребёнка право есть

Кашу манную не есть,

Да ещё просить при этом

Шоколадную конфету.

Право прыгать и шалить,

На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,

Разбросать свои игрушки.

Исчеркать картинки в книжке,

Дёрнуть за ухо братишку,

Вот как много разных прав!

Разве я, друзья, не прав?

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему?  (Ответы детей)

Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить.

Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у  человека есть,  не только права, но и обязанности.

- Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие  обязанности есть у каждого школьника?

-Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

- Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

-Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

Поиграем в игру

Игра «Разрешается – запрещается»

Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно(разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (
запрещается)

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить –
Это (
разрешается).
Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.
Это (
запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (
разрешается).
Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа

Конечно (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (
разрешается).
Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (
запрещаетс)

На доске 3 листа:

Право на бесплатное образование.

Право на свободный труд, защита от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

Вопросы викторины:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то, какое право они нарушили?

(Дети выбирают из 3 листов ответ

- No 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ No 2 право на свободный труд, защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, каким правом  он не воспользовался? (Ответ - No 1 на бесплатное образование.)

Игра «Путешествие в сказку».

- Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.

(Слайд 5)

1. «Айболит» К. И. Чуковский ( право на получение мед. помощи)

(Слайд 6)

2. «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)

(Слайд 7)

3. «Сказка о попе и работнике его Балде» А. Пушкин. (Право на труд)

 «Правовой цветник»

Ведущий: перед вами лежат по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «права», другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята, правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей.

        На лепестках цветка «право» следующие высказывания:

* Иметь фамилию, имя, отчество

* Иметь игрушки

* Ходить на кружок

*Жить с родителями

* Высказывать свои мысли

* Отдыхать на перемене

        На лепестках цветка «Обязанности»:

* Делать уроки

* Читать книги

* Заботиться о животных

* Мыть посуду

* Делать зарядку

* Посещать школу

* Помогать родителям

Подарить памятки

Рефлексия.

- Спасибо, ребята, что были активны, очень хорошо работали, стремились узнать что- то новое. Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Называется она «Выбери нужное слово…». На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех понравилось. Объясните, почему вы выбрали именно это слово.                      

Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.

- О каком праве идет речь?

1 Мы дошкольниками были

Мы ходили в детский сад,

Мы из глины мастерили

И лошадок, и зайчат…

А теперь, а теперь

Открывай нам, школа дверь!

Нам скорее подари

Расписные буквари. (право на образование)

2 Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.

3 Но, вот пришла лягушка

Прожорливое брюшко,

И съела кузнеца.

Представьте себе,

Прожорливое брюшко.

Представьте себе,

И съела кузнеца. (право на жизнь нарушено)

4 Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я! (право на жизнь)

5.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.

закончить

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок – веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный добрый дом.

Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любимым-

Он на свете не один!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"

Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...

Открытый урок по теме: «Путешествие в страну Правознайку».

 Тема:«Путешествие в страну Правознайку».Цель:ознакомить учащихся с их правами и обязанностями.Задачи:- познакомить учащихся с ООН, показать его роль и значение в мировом сообществе;- познакомить с Вс...

Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран

Данный урок поможет развивать навыки выразительного, беглого чтения, память, внимание, воображение; формировать информационную компетенцию; воспитывать интерес к культуре другого народа. ...

Представление страны на конкурсе "По странам и континентам". Страна "Япония"

Данный материал может быть полезен учителям, воспитателям, организаторам, классным руководителям...

Проект урока по ФГОС по теме " Новый год. Традиции и особенности празднования в англоязычных странах и в нашей стране. " (учебник Верещагиной И.Н. 3 класс, 2 часть).

При освоении новых образовательных стандартов  становится возможным активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущно...

Путешествие в страну Правознайка

Цель: формирование правовой культуры учащихся, профилактика противоправного поведения. Задачи: -знакомство с понятиями «право» и «обязанность», Конвенцией о правах ребенка, основными правами детей; -п...

Методическая разработка по организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Клубный час "По стране Правознайки"

Цель: Познакомить с основным законом – Конституцией России; дать представление о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формиро...