Из истории портфеля
статья (1 класс)

Бойцова Елена Геннадьевна

Из истории портфеля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_parta.docx205 КБ

Предварительный просмотр:

http://photo.qip.ru/photo/dinka2009/200686049/large/211949762.jpg


Мы привыкли, что в школе стоит специальная школьная мебель. Но первый, кто занялся специально этой проблемой, был ученый, профессор Московского университета, специализировавшийся на гигиене человека, Федор Федорович Эрисман.
В работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870) он и предложил конструкцию новой для своего времени школьной парты.
Но парты Эрисмана поначалу делались одноместными. С одной стороны, это хорошо: никто ни у кого не мог списать, никто никому не мешал. Только вот стоили такие парты довольно дорого и занимали в классе много места.
Поэтому в большинстве школ XX века использовались парты на двоих. Именно такой вариант предложил в конце XIX столетия бывший петербургский студент Петр Феоктистович Коротков, сосланный за участие в народовольческой организации «Земля и воля» в далекое уральское село Брусняты. Учителей не хватало, и ссыльному студенту разрешили заниматься с деревенскими мальчиками и девочками. Его проект школьной парты был удостоен в 1887 году серебряной медали на Урало-Сибирской кустарно-промышленной выставке. Коротков получил за парту диплом и патент.
Предложенная Эрисманом и усовершенствованная (точнее, изобретенная заново) Коротковым школьная парта – это:
конструкция из дубовых (очень прочных) досок, в которой школьный стол был прочно соединен со скамейкой.
Наклонная крышка парты откидывалась.
Под столом была подставка для ног.
Скамейка поддерживала спину ученика, заставляя держать ее прямо. Нужная высота спинки, поддерживавшей именно поясницу... Правильно рассчитанный уровень высоты подножки, точное расстояние до нее от переднего края сиденья, правильный угол наклона столешницы и т.д. А для того, чтобы парты как теперь говорят, росли вместе с учеником, — они выпускались в четырех типоразмерах.
Со временем такие парты обзавелись отверстиями для чернильницы, книгодержателем и другими приспособлениями.
Весь низ парты окрашивался натуральной и безвредной масляной краской в светло коричневый цвет, а столешница — в черный, который сменился светло зеленым только в начале 60-х годов прошлого века. 
Все детали, из которых была склеена парта, не имели никаких острых ребер и углов.

http://photo.qip.ru/photo/dinka2009/200682131/large/211951181.jpg
Почему такие парты вдруг исчезли?
Такая парта имеет несколько существенных недостатков. Один из них — встать из-за нее можно было, только откинув крышку. И учителя каждый раз, первого сентября, вновь и вновь тренировали классы вставать из-за парт не создавая оглушительного грохота.
Если ученик, вызванный к доске, вставал, то учебник или его большая тетрадь сдвигались поднятой крышкой вперед, цепляли чернильницу, и все ее содержимое выливалось на спину сидящего впереди.
Но главная трудность состояла в уборке помещения. Парты, соединенные в один продольный ряд и сцепленные между собой выступающими концами своих полозьев — неприступная конструкция, почти недоступная для веника и тряпки. Ведь, когда после революции ликвидировали должность уборщиц, и в действие вступил чеховский лозунг: «чисто не там, где метут …», — уборку доверили самим школьникам. В результате, настоящая очистка пола стала производиться только летом — при его новой покраске...
А в России, кстати, есть уже памятник школьной парте. Его установили накануне начала нового учебного года в Воронежской области, во дворе школы в Подгоренском районе. Памятник неслучайно установили во дворе сельской школы, так как именно сельский учитель Петр Феоктистович Коротков в 1897 году изобрел и запатентовал первую школьную парту в России.
Памятник состоит из двух частей - самой школьной парты, за которой все желающие могут посидеть, и отдельной скамьи с лежащими на ней портфелем, кедами и мячом.
287 (250x316, 12Kb)

http://photo.qip.ru/photo/dinka2009/200682131/large/211951183.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила сбора портфеля

Для детей и родителей  первоклассников....

Портфель достижений

Представление одной из форм оценивания достижений учащихся начальной школы....

Внеклассное мероприятие "Приключения волшебного портфеля".

Праздник открытия школы будущего первоклассника....

Говорящий портфель

Данный классный час способствует формированию бережного отношения к учебным принадлежностям....

презентация История портфеля

презентация к классному часу в начальной школе История портфеля...

История школьного портфеля

На уроке английского языка мы изучали слова, обозначающие школьные принадлежности. Составляли рассказ, как мы собираем портфель в школу, какие школьные принадлежности кладем в портфель. А портфе...

Теоретические основы технологии «языковой портфель». Использование языкового портфеля в начальной школе.

История введения понятия "языковой портфель". Языковой портфель по чтению в начальной школе является инструментом формирования и развития регулятивного универсального учебного действия &nda...