Методика "Карта одарённости"
методическая разработка

Дашеева Александра Андреевна

Данная методика используется для оценки предпочтений и способностей учащегося, выявления типа одарённости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_karta_odarennosti.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Методика "Карта одаренности"
Автор: А.И.Савенков, доктором педагогических наук (на основе методики Хаана и Каффа)
Инструкция: перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенкупо каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

++

если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто

+

свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно

0

оцениваемое свойство личности выражено нечетко, проявляется редко; оцениваемое и
противоположное свойство в поведении и деятельности ребенка уравновешивают друг друга

-

более ярко выражено и чаще проявляется противоположное свойство личности

                                                           Лист вопросов.
Интеллектуальная
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
3. Умеет хорошо излагать своп мысли, имеет большой словарный запас.
4. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
6. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
7. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова.
8. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
Творческая
9. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения
10. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
11. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не
только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства)
12. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
13. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
14. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
15. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов
16. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение, конструирование и др.), способен
предложить большое количество разнообразных идей и решений.
Академическая (научная)
17. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
18. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много
времени на то, что нужно запомнить.
19. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают
20. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен учиться в более
старшем классе, чем учится сейчас.
21. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
22. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на
два.
23. Умеет делать выводы и обобщения.
24. В свободное время любит читать научно-популярные издания, детские энциклопедии, делает это с
большим интересом, чем читает художественные книги.
Художественно-изобразительная
25. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжета, обычно изображает много разных
предметов, людей, ситуаций.
26. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит
необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь
27. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д
28. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в
строительстве детских домиков на игровой площадке.
29. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение, без побуждения
взрослых.
30. Обращается к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства и настроения.
31. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, бумагой, клеем.
32. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то,
что ему понравилось в своем собственном рисунке, игрушке, скульптуре.
Музыкальная
33. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
34. Чутко реагирует на характер и настроение музыки
35. Хорошо поет.
36. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

37. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
38. Хорошо играет на каком-либо инструменте.
39. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
40. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Литературная
41. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи
42. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и заканчивая разрешением какого-либо
конфликта.
43. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную
мысль
44. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное
отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
45. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние
героев, их переживания и чувства.
46. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно
не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий.
47. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чемто уже знакомом и известном.
48. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства,
настроение.
Артистическая
49. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др
50. Интересуется актерской игрой.
51. Меняет тональность и выражение голоса, изображая другого человека.
52. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
53. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
54. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением
рассказывает.
55. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
56. Любит игры-драматизации.
Техническая
57. Интересуется механизмами и машинами.
58. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых
поделок игрушек, приборов
59. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопрос ы
на "поиск".
60. Любит рисовать чертежи и схемы.
61. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин и др.
62. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
63. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели
летательных аппаратов, автомобилей и др.)
64. Быстро и легко осваивает компьютер.
Лидерская
65. Инициативен в общении со сверстниками.
66. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей
67. Легко общается с детьми и взрослыми.
68. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает
недосказанное.
69. Часто руководит играми и занятиями других детей.
70. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки возраста.
71. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
72. Обладает даром убеждения, способен внушить свои идеи другим.
Спортивная
73. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движения
74. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях
75. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
76. Бегает быстрее всех в группе.
77. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
78. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
79. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и т.д.).
80. Физически выносливее сверстников
 
Обработка результатов

 Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

 •интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

•творческая (2-й столбец листа ответов);

•академическая (3-й столбец листа ответов);

 •художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);

 •музыкальная (5-й столбец листа ответов);

 •литературная (6-й столбец листа ответов);

•артистическая (7-й столбец листа ответов);

 •техническая (8-й столбец листа ответов);

•лидерская (9-й столбец листа ответов);

 •спортивная (10-й столбец листа ответов).

 ЛИСТ ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».

Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...

Статья: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."

Выступление на МО или педсовете по теме: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."...

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».

Программа внеурочной деятельности педагога,направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗмладшего школьного возраста.Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»....

Статья "Умственная одарённость,её психологические проявления. Воспитание и обучение одарённых детей.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у реб...