Сценарий праздника "Азбука, прощай"
план-конспект занятия (1 класс)

Глуховская Татьяна Петровна

Сценарий праздника "Азбука, прощай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_azbuka_proshchay.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

Глуховская Т.П.

МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я. Поварова»

Сценарий праздника «Азбука, прощай»

Учитель: Сегодня у нас с вами праздник. Догадайтесь, чему он посвящён:

33 родных сестрицы, писаных красавицы в одном городе живут и повсюду славятся.

(Сели на странички 33 сестрички.

                                                Сели рядом не молчат,

             Нам задачки говорят.   ) (Буквы, азбука.)

         Уч-ль: Ребята! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих - первой в жизни книгой, прочитанной самостоятельно - «Русской Азбукой». Мы прощаемся с ней как с добрым, умным другом, который помог нам многое узнать!

Давайте, вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день - 1 сентября.

«Песня о школе»

  1. В день осенний в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

Азбуки (для всех подарок)

На столах своих нашли.

  1. Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли.

  1. Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

 А теперь на книжной полке

Нас другие книжки ждут.

  1. Смех и слёзы, радость и печаль

За год довелось нам испытать.

Но стараний наших нам не жаль –

Книги нам легко теперь читать!

  1. Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего.

Уч-ль: А помогла нам  в этом наша самая первая школьная  книга. Это - …    .    

                                                                                                      (ХОРОМ: Азбука.)

Песня «Азбука, азбука!»

           Уч-ль: Ой, смотрите, кто это к нам пришёл в гости? (Азбука)

АЗБУКА: Здравствуйте,  мои юные друзья!

        Я – Азбука. Учу читать.

        Меня не знать нельзя никак.

        Меня изучишь хорошо –

        И сможешь ты тогда

        Любую книжку прочитать

        Без всякого труда!

Сегодня я пришла к вам, чтобы узнать, хорошо ли вы изучили мою книжку, что открыли для себя нового. А для этого предлагаю интересный маршрут – путешествие  в г. Буквоград. Согласны?

(ВБЕГАЕТ  НЕЗНАЙКА)

        Уч-ль: Здравствуй, НЕЗНАЙКА!

        НЕЗНАЙКА: Здравствуйте, а куда это вы едете?

        Уч-ль: Мы отправляемся в путешествие по станциям Букв. А ты что такой грустный?

НЕЗНАЙКА:   Распустили злые слухи

Про меня мои друзья,

Говорят, слона от мухи

Отличить не в силах я.

Эти странные слова

Мне обидно слушать,

Всем известно: у слона,

Вместо крыльев - уши!

Что за смех?  Смеются снова

Надо мной  мои друзья.

     Ведь я - Незнайка! Что ж такого?

     Научусь всему и я!

Незнайка: - Я очень спешил к вам. И для вашего праздника из букв я составил слово, но я в спешке рассыпал его. Помогите составить его снова.

(АЗБУКА – название нашей первой книги!)

Незнайка: - Спасибо, ребята, а возьмите меня с собой в путешествие в

г.     Буквоград!     Я так давно мечтаю изучить буквы!

Уч-ль: - Ну, что, ребята, возьмём в наше путешествие  Незнайку? (Возьмём!)

- Тогда садись скорее в наш  веселый поезд.

Уч-ль: Внимание! Поезд отправляется! А чтобы нам весело было ехать споем песенку.

(Дети поют 1 куплет песни «Голубой вагон».)

Наши буквы вам расскажут

                        И, конечно же, покажут,

                        Что нам Азбука дала,

                        Как учила нас она.

И                   Уч-ль: Итак,  остановка первая: СТАНЦИЯ – АЛФАВИТНАЯ!

Которая делится на улицу Гласных твёрдых и улицу Гласных  мягких команд. Ребята, вы не заблудитесь в этих улицах? А мы сейчас проверим. Ну-ка гласные стройся в ряд!

                        

    A.        Буква А, буква А -
        Алфавита голова.
        Знает Вова, знает Света:
        А похожа на ракету.

        Я.  А вы знаете, кто я?

        Вы не знаете , кто я!

        Я не только буква Я,

        Буква, слог и слово!

                                 О. В старом дереве дупло

                                      Ну совсем, как буква О.

   Ё. Е и Ё - родные сестры.

    Различить сестер непросто.

    Но у буквы Ё две точки,

                                     Словно к лесенке гвоздочки.

                                   У. У - сучок. В любом лесу

                                    Ты увидишь букву У.

Ю. Чтобы О не укатилась.

Крепко к столбику прибью.

Ой! Смотри-ка что случилось?

Получилась буква Ю.

      Э. Над полями в синеве

                                       Пролетела буква Э.

                                       Это ласточка весной

           Возвращается домой.

Е. На дворе - какая жалость!

    Наша лесенка сломалась,

    Наша лесенка сломалась,

    Буква Е зато осталась.

                             Ы. Вот топор, полено рядом.

                                  Получилось то, что надо.

                                  Получилась буква Ы,

                                  Все мы знать её должны.

И. На калитку посмотри,

     Чем она не буква И?

     Между двух прямых досок

     Одна легла наискосок.

Хором: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы- И

 Славные сестрицы,        

 Очень просим всех ребят

 С ними подружиться!

        Уч-ль: Ребята, на этой станции есть ещё улица. Сейчас  

                                  мы  к ней приближаемся. Эта улица  Согласных.

        Азбука: А согласные согласны

        Шелестеть, шептать, скрипеть,

        Даже фыркать и шипеть,

        Но не хочется им петь.

Уч-ль: Итак, эта улица самых звучных, самых звонких согласных.

                                     

Р. Буква Р-на мачте парус

                                    Вдаль летит, небес касаясь.

                                                     М. Взявшись за руки, мы встали

                                     И на М похожи стали.

                         Н. Там я букву Н найду,

                              Где гамак висит в саду.

.                                           Л. Алфавит продолжит наш

Бу                                             Буква Л - лесной шалаш.

Й. Эта буква непростая.

    Голос краток и сердит.

    Потому что запятая

   На плечах её висит.

Уч-ль:  - А эта улица Парных Звонких и глухих согласных.

        Б. Буква Б проснулась рано.

    Буква Б - бочонок с краном,

    Умывайся, будь здоров,

    Богатырь Борис Бобров.

                           П. На хоккее, на футболе

                                 Буква П - ворота в поле.

B.        Словно букву В Алена
       Держит трубку телефона.

                               Ф. Все мы знаем без подсказки:

                               Буква Ф, как ключ от сказки.

                               Никогда его у нас

                                Не отнимет Карабас.

Г. Г - крючок обыкновенный,

    Но в труде помощник верный.

    И в косу и в кочергу

    Превратить я Г смогу.

К. Сигнальщик держит два флажка

    С флажками он, как буква К.

Д. Вот стоит, дымок пуская,

     Буква Д - труба печная.

                         Т. Молоток стучит: «Тук-тук,

                               Букве Т я старый друг».

                                 Ж. Если сноп, как пояском,

     Подпоясать колоском,

    Сноп соломы на меже

        Превратится в букву Ж.

                            Ш. На что похожа буква Ш?

                              На зубья этого ковша.

    3. 3 - не просто завитушка,

    3 - пружина, крендель, стружка.

Л

                           С. Полумесяц в небе темном

                             Буквой С повис над домом.

Уч-ль: А сейчас, ребята, мы приближаемся к переулку Непарных Глухих Согласных.

                         

 X. Буква X все ходит, ходит,

                               Места словно не находит.

                            Ц. Стул чинил сегодня мастер,

                                 Клеил он его и красил.

                                 Мастер стул перевернул,

                                  Стал на Ц похожим стул.

                           

                        Ч. Да, вы правильно решили:

                               Ч мы пишем как четыре,

                                Только с цифрами, друзья,

                                 Буквы путать нам нельзя.

                                 Щ. Буква Щ поможет нам

                              Чистить зубы по утрам.

Уч-ль: А это улица твёрдого и мягкого знака.

                          Ъ. Из ведра не просто так

                                 Нам воды напиться:

                                 Нужен ковшик - твердый знак,

                                 Чтобы не облиться.

      Ь. Буква Р перевернулась -

          Мягким знаком обернулась.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В чётком равнении построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

А называется всё – алфавит.

Песня «Азбука»  И.Резник

ИЛИ    (По очереди: А, Б, .., Я!

Вот и все они друзья!..

Вы знакомы с ними, дети!

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!)

Учитель. Вот, ребята, мы и проехали первую станцию Алфавитная.  

Азбука: Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и помощники. Но из букв надо ещё уметь составлять слова. Составить слово – таково моё задание! А какое слово, вы узнаете, получив у меня карточку – задание. На каждой карточке нарисован предмет. Название этого предмета вы должны составить из живых букв.   (ПЕНАЛ, АЛЬБОМ, КРАСКИ).

Уч-ль: Подъезжаем к станции  «Сюрпризная». (Появляется Петрушка)

- Ребята, вы узнали, кто это? (Петрушка)

ПЕТРУШКА:  - Я нёс для вас слова, но вот беда: по дороге я упал и все слова рассыпались.

Учитель. - Не волнуйся, ПЕТРУШКА, ребята соберут из слогов слова.

(Петрушка  раздает всем ребятам конверты со слогами.)

1 ряд:  РО   ТА       ЧУ       ЩА      СВЕ     КРИ        ЩУ      ЧА

(роща, свеча, кричу, тащу)

2 ряд:   ТУ    КРУ     ЧУ      ПИ      ЩУ     ЧА         КА      ЩА

(туча, пища, кручу, щука)

3  ряд:  УГО     ЧУ      ЧА      КУ      ЧА      МОЛ      ЩУ      ЩА

(угощу, чаща, куча, молчу)

(Дети составляют слова из слогов.)

Уч-ль: - А на какие правила принёс нам Петрушка  слова?

Учитель. Ну что, поехали дальше. Следующая остановка «Весёлых загадок!».

  1. Новый дом несу в руке, двери дома на замке,

А живут в доме том: книжки, ручки и альбом (ПОРТФЕЛЬ)

  1. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом поведёт, там заметку кладёт.   (КАРАНДАШ)

  1. Отгадай, что за вещица – острый клювик, а не птица.

Этим клювиком она сеет, сеет семена.

Не на поле, не на грядке – на листах твоей тетрадки!    (РУЧКА)

  1. Хоть и не прачка я,  друзья, Стираю старательно я.   (РЕЗИНКА)
  2. Жмутся в узеньком домишке разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота, там теперь красота!   (ЦВ.  КАРАНДАШИ)

  1. То я в клетку, то в линейку, написать но ним сумей-ка.

Можешь и нарисовать. Что такое я?   (ТЕТРАДЬ)

Уч-ль: Подъезжаем к станции «Смекалка».

Азбука: Загадки вы умеете отгадывать. А умеете ли вы отгадывать ребусы?

  1. КИС. (кисточка)
  2. ВИ 3 НА (ВИТРИНА)
  3. 40 А (СОРОКА)
  4. 7-Я (семья)
  5. 100ЛИЦА (СТОЛИЦА)
  6. ПО 100 ВОЙ (ПОСТОВОЙ).

Уч-ль: Отправляемся дальше. Следующая остановка «Грамотейка». 

- Ой! Нас уже кто-то встречает на ней!

(Вбегает гномик ТОМ, в руках у него шары)

ТОМ:        

Я - веселый гномик ТОМ -

Появился в вашем классе.

И принес с собой шары

Для любимой детворы.

Вам шары я подарю,

Но сначала всем велю

Думать, правильно писать

И друзей не обижать.

Прежде чем отправиться дальше, выполните моё задание:

  1.  ТОМ:   ЕЖЫ, ЕРШЫ, ЩЮКИ, ЧЯЙКИ, ВОЛЧЯТА.

         Догадайтесь-ка, ребята,

         Отчего ежи, ерши,

         Щуки, чайки и волчата

                   Рассмеялись от души.

(Ответы детей.)

Я с ребятами на каждой странице Азбуки побывал, я теперь все буквы знаю, все слова. Я даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?

  1. Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

- Кого-кого? Какое здесь слово должно быть, ребята? Исправьте его!   (ГРАЧЕЙ)

- Подумаешь, разочек ошибся. Слушайте дальше.

  1. Синеет море перед нами,

Летаю майки над волнами…

- Что? Не может быть! Опять ошибся? А как надо?      (ЧАЙКИ)

Понял, понял. Больше не собьюсь!

  1. Врач напомнил дяде Мите,

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном!

- Что примите? Исправляем!   (НЕ ЦАПЕЛЬ, А КАПЕЛЬ)

Уч-ль: - Эх, ТОМ, стихи заучить не так-то просто. Вот послушай, сейчас мы с ребятами будем вспоминать стихи, написанные поэтом А. Шибаевым.

- Дядя Стёпа огорчён.

Рассказал он вот о чём:

«Видел Катю

Я на улице сейчас.

Катя – славная девчонка,

Катя ходит в первый класс!

Но давно уже от Кати

Я не слышу слова…»              (ЗДРАСЬТЕ)

А слово-то какое – очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа.

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но, представьте, зря от Вити

Ждал я слова….                   (ИЗВИНИТЕ)

А слово-то какое – очень дорогое!

Дедушка про внучку говорил:

- Экая досада!

Я портфель ей подарил.

Вижу, очень рада!

Но нельзя ж молчать, как рыба.

Ну сказала бы ……              (СПАСИБО)

А слово-то какое – очень дорогое!

ТОМ: - Молодцы, ребята! Хорошие стихи вы выучили. И слова хорошие, очень нужные в жизни вспомнили.

Уч-ль: - А слова эти  считаются волшебными!. Теперь ты понял, ТОМ, как стихи учить надо? Мы отправляемся дальше и ты вместе с нами. А  впереди у нас следующая остановка.  

Это станция песенная.  Исполняется  Песня «С букварём уселись буквы»

Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами!

Подружились сказки с нами!

Уч-ль: - И вот мы уже на станции «Читаем сами».

Азбука: -  И вы сами сможете сейчас прочитать любые книжки? А мы сейчас проверим! Вот вам каждому книжка – малышка. Попробуйте прочитать, что там написано!

(Дети читают книжки – малышки.)

- Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай ещё страницу!»

Не надо ждать, не надо звать,

А можно взять и почитать!

Уч-ль: - Молодцы, ребята! Мы показали Азбуке, как это здорово уметь читать, как вы хорошо научились читать, подружились с буквами, умеете отгадывать загадки,  составлять слова, дружно работать с другими ребятами. Теперь я не сомневаюсь, что вы готовы к путешествию в страну Литературию. А поведут вас туда ваши любимые сказочные герои. Какие именно? Сейчас узнаем, когда прибудем на станцию «Литературная»

Итак, станция «ЛИТЕРАТУРНАЯ».

- Попробуйте - ка узнайте имена сказочных героев!

  1. Бабушка девочку очень любила.

      Красную шапочку ей подарила.

      Девочка имя забыла свое.

      А ну, подскажите, как звали ее?

( Красная Шапочка. Ш. Перро «Красная шапочка»)

  1.  Всех на свете он добрей,

           Лечит он больных зверей.

           И однажды бегемота

 Вытащил он из болота.

 Он известен, знаменит,

 Это доктор... (Айболит).

(Книга К. Чуковского «Доктор Айболит».)

  1. Работать умела красиво и ловко,       3. У отца был мальчик странный

 В деле любом проявляя сноровку.             Необычный деревянный.

Хлебы пекла, стирала, ткала,                       Он имел предлинный нос.

 Шила рубашки, узор вышивала,                 Что за сказка? Вот вопрос?

Лебедью белой в танце плыла                         (А.К.Толстой. «Приключения Буратино»)

 Кто мастерица эта была?

(Василиса Премудрая. Сказка «Царевна – лягушка»)

  1. Многим долго неизвестный,              4. Ждали маму с молоком,

Стал он каждому дружком.                         А пустили волка.

Всем по сказке интересной                         Кем же были эти маленькие дети?

Мальчик - луковка знаком.                                          (Семеро козлят)

Очень просто и недлинно

Он зовется... (Чиполлино).

(Книга «Приключения Чиполлино» Джанни Родари.)

  1. Я на балу никогда не была.                    5. Убежали от грязнули

Чистила, мыла, варила, пряла.                         Чашки, ложки и кастрюли.

Когда же случилось попасть мне на бал,        Ищет их она, зовёт

То голову принц от любви потерял.                И в дороге слёзы льёт.

 А я башмачок потеряла тогда же.                        («Федорино горе» К.Чуковский)

Кто я такая? Кто тут подскажет?

(Золушка.) (Книга «Золушка» Ш. Перро.)

  1.  Он и весел, и незлобен, этот милый чудачок.  6. А дорога – далека,

 С ним хозяин - мальчик Робин                                    А дорога – нелегка,

И приятель Пятачок.                                                      Сесть бы на пенёк,

Для него прогулка - праздник,                                      Съесть бы пирожок.

И на мед особый нюх.                                                            («Маша и медведь»)

Это плюшевый проказник

 Медвежонок ... (Винни Пух). («Новые приключения Винни Пуха» Александр Милн.)

  1.  Он дружок зверям и детям, он - живое существо.

Но таких на белом свете больше нет ни одного.

Потому что он не птица, не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок. Но заснята на кино,

И известна всем давно эта милая мордашка.

Он зовется ... (Чебурашка).

  1. Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена.

Это Гена ... (Крокодил).

                      (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)

        АЗБУКА:

- Эти литературные герои, а с ними и многие другие поведут теперь вас, ребята, дальше в страну Литературию.

Уч-ль: - А где же эта страна  и  как туда попасть мы узнаем на следующей остановке.

- Итак, Станция «Библиотечная», на которой нас уже встречает библиотекарь нашей школы Ирина Александрова.  Вот она – то  нам сейчас и расскажет об этой удивительной стране - Литературия!  (Слова Ирины Александровны)

Азбука: - Ребята, какую бы книгу вы не взяли, помните, что  всегда рядом с вами будет моя дружина, мои буквы, которые останутся с вами в каждой книжке на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и  открытках, в афишах и на экранах телевизора.

- А я сегодня  прощаюсь с вами. Мне пора спешить к другим ребятам, которые ещё не научились читать.

Уч-ль: - Спасибо, азбука, ты научила наших первоклассников читать.

- Ребята, а  давайте на прощание споём  Азбуке! Песня «До свидания, Азбука!»

Азбука: - До свидания, ребята!

Все: - До свидания, азбука!

Уч-ль: - Вот и подошло к концу наше путешествие в г. Буквоград.  

Конечная остановка Станция «Сещинская».

- Здесь нас уже встречает  хозяйка начальной школы – заместитель директора Коваленко Е.Г. и ваши родители  (папы и мамы, бабушки и дедушки).

Елена Геннадьева сейчас вручит вам первый документ – диплом и поздравит вас.

- Сегодня на нашем празднике присутствуют ваши родители, которые всё это время помогали вам преодолеть все те трудности, с которыми вам приходилось иногда встречаться. Они тоже вместе с вами радуются первой вашей школьной победе и сейчас хотят вас поздравить.

Слово предоставляется родителям. Вручение книг.

- На память о сегодняшнем празднике родители  вручили вам книги, которые помогут вам узнать многие тайны окружающей нас природы.  Их вам теперь предстоит читать самостоятельно.

Учитель: - Наше путешествие было увлекательным и интересным. Желаю вам дружить с Буквами, накапливать знания, и стать грамотными и начитанными людьми. Всего доброго вам!

  1. Беру я азбуку в последний раз,

Несу её в просторный класс,

И говорю:

«Благодарю! Ты книга – первая моя,

Теперь читать умею я,

На свете много книжек есть,

Все книги я смогу прочесть!»

          2.  Праздник наш сегодня завершается,

           С азбукой простились мы сейчас.

           Наши мамы пусть не беспокоятся

           С радостью мы ходим в первый класс!

Песня «Голубой вагон»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Прощай, начальная школа".

Праздник «Прощай, начальная школа» проведён в виде телепередач с использованием компьютерных технологий. ...

Сценарий праздника "Прощай, начальная школа!"

Сценарий прощания с начальной школой. Есть еще и минусовки к нему, но разместить их здесь не смогла (они весят больше 9 МБ). Если заинтересуетесь, пишите - перешлю их Вам как-нибудь иначе....

Павлова Н.В., Кугашева Т.А. Сценарий праздника "Прощай, 1 класс"

Сценарий праздника "Прощай, 1 класс!" включает интересный сказочный сюжет с участием Кикиморы. Также он богат стихами, песнями. Данный праздник не исключает и презентации к песням и танцам....

Сценарий праздника "Прощай, 1 класс!"

Сценарий праздника "Прощай, 1 класс!"...

сценарий праздника "Прощай, начальная школа!"

Как сделать последний день в начальной школе запоминающимся? Как показать достижения каждого ученика? Вам поможет  ответить на эти вопросы этот сценарий....

Сценарий праздника "Прощай , начальная школа!"

Этот сценарий для выпускников 4 класса.Ведущие сами дети.Гости праздника родители, учителя.Подвидение итогов обучения в начальной школе....

Сценарий праздника "Прощай, начальная школа"!

Сценарий праздника "Прощай, начальная школа!"  учителям  начальных классов. В  нём много сценок из школьной жизни....