Внеклассное мероприятие в 1 классе «Семейные чтения. В. А. Осеева, рассказ «Почему?»».
методическая разработка (1 класс)

Кудрявцева Лариса Геннадьевна

   Основной  мыслью авторов разработки  является показать родителям формы и приёмы работы с художественным произведением дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_chteniya._v.a.oseeva_rasskaz_pochemu.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №511

Пушкинского района города Санкт-Петербурга

Внеклассное мероприятие в 1 классе

«Семейные чтения. В. А. Осеева, рассказ «Почему?»».

                                                                       

                                                                    Авторы-составители:

                                          классные руководители  

                                      1- х классов

                                                                 Литовченко Марина Владимировна,

                                                          Кудрявцева Лариса Геннадьевна

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка.

  1. Актуальность выбранной темы.

 Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. В этом плане богатым источником для воспитания культуры толерантности являются уроки литературного чтения, а именно, семейные чтения. Часто мы говорим: "Книга - это открытие мира". Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.  Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Через эти уроки пробуждается интерес к общечеловеческим ценностям, развиваются нравственные качества и эмоциональная сфера личности ребёнка. Дети учатся высказывать свою  точку зрения, свои мысли и переживания. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".  Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка -  школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.  Именно в начальной школе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность, связать всех в единое целое.

Примером такого взаимодействия стали уроки  семейного чтения.

  1. Идея

   Основной  мыслью авторов является показать родителям формы и приёмы работы с художественным произведением дома.

  1. Цель и задачи

Цель:

 Приобщить детей и родителей к семейному чтению.

Задачи:

  • Учить анализировать поступки героев и оценивать свои, отличать хорошее от плохого.
  • Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
  • Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
  • Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки, любовь к чтению.

  1. Особенности реализации воспитательного мероприятия

ГБОУ СОШ №511, 45 минут, учащиеся класса и их родители.

  1. Подготовка мероприятия

К мероприятию были напечатаны тексты рассказа В.А.Осеевой «Почему?» для каждого участника, родители приглашены заранее, подготовлены атрибуты (стол, настольная лампа, книги), музыкальное сопровождение: песни «Родительский дом», «Пропала собака», «Песенка друзей».

  1. Необходимое материально-техническое оснащение

- музыкальный центр.

  1. Особенности художественного, музыкального оформления, реквизиты, костюмы и т.п.

- портрет В.А.Осеевой, её книги;

- текст рассказа для каждого участника;

- реквизиты: стол, скатерть, настольная лампа;

- сердечки – пазлы;

- репродукция картины И.Левитана  «Дождь. Буря».

- цветные карандаши.

Сценарий  мероприятия.

  1. Организационный этап.

(Коллектив заранее разделён на 6 групп, в состав каждой группы входят учащиеся, родители, бабушки, дедушки. Для проведения урока потребуются: запись песни «Родительский дом», текст рассказа В. Осеевой «Почему» (каждому участнику урока))

Придумано кем-то

Просто и мудро-

При встрече здороваться: «Доброе утро!

Доброе утро, и солнцу, и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

  1. Актуализация знаний.  Мотивация к деятельности.

 

-Здравствуйте, ребята, мамы, папы! Мы рады вас приветствовать на нашем совместном мероприятии. И мы  начнём наше мероприятие с песни. Вслушайтесь в слова этой песни и попробуйте спеть припев все вместе.

(Звучит песня «Родительский дом»)

    -Как вы понимаете слова припева? О чём думал автор, когда писал эти стихи?

    -А как вы думаете , детство ваших пап , мам, бабушек и дедушек  похоже на ваше?

     -А давайте  спросим у взрослых. Ведь неслучайно мы сегодня пригласили  пап и мам.

        (Воспоминания родителей)

- Каждая историческая  эпоха имеет свои обычаи, правила жизни, но есть вещи, которые сохраняются в жизни семьи  на несколько поколений. Это традиции.

   -Как вы думаете, что такое традиции?

                    (Ответы детей.)

   - Посмотрим толкование слова « традиция» (Словарь: множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение)

    -А какие традиции  есть в ваших семьях?

    Ну а сейчас гасим свет, включаем лампу.

    -Представьте, вечер дома. Все дела сделаны, дети выполнили домашнее задание. Чем же семья занималась по  вечерам? (Не было компьютеров, не было мобильных телефонов)

             (Предположения детей)

     -Может нам подскажут взрослые?

      (Воспоминания бабушек и дедушек)

     - Действительно любимым занятием было чтение. Читали вместе, вслух, всей семьёй одну книгу и обсуждали прочитанное!

- Мы с вами читали много рассказов. Посмотрите на доску:

«Три товарища»

«Синие листья»

«Волшебное слово»

«Сыновья»

«Просто старушка»

-Что это за записи? (Названия рассказов)

Что объединяет все эти рассказы? (У них один автор, Валентина Александровна Осеева)

- А знаете ли вы, что Осеева Валентина Александровна родилась 28 апреля 1902 года.
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой, онако стала воспитателем. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.
Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения учат вежливости, честности, уважению к людям.

  1. Сообщение темы  и цели мероприятия.

-И сегодня я предлагаю вам продолжить традицию семейного чтения и познакомиться с рассказом В.А.Осеевой, который называется «Почему?»

- Интересное название. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе? (автор нам объяснит какую-то причину, мы должны дать какой-то ответ на этот вопрос).

- Перед чтением рассказа я хотела бы поговорить с вами…. Я предлагаю вам послушать песню.

(Звучит песня «Пропала собака»)

- О чём эта песня? (Пропала собака)

-От чьего лица идёт в песне речь? (Маленького человека)

- Что у него случилось? (Горе)

- В каком состоянии находится ребёнок? (Плачет)

-Почему? Кем являлась собака для него? (Другом)

-А разве бывает такая дружба?

-  А ведь действительно, дружба бывает не только между людьми. Дружба может быть и между человеком и животным.

- А что для вас означает это понятие «дружба»?  Может быть нам взрослые подскажут?

(дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, слова Ожегова) Дружба не имеет возрастных ограничений, это понятие всегда  актуально и важно.

  1. Физминутка.

  1. Основная часть.

  1. Чтение рассказа с комментированием.

(Чтение начинает учитель, продолжают родители, дети)

- Какие чувства испытывали при чтении рассказа. Не было ощущения, что хочется плакать. Почему? (Предательство друга)

  1. Творческое применение добывания знаний.

На доске слово «Природа» и репродукция картины  И.Левитана  «Дождь. Буря».

- Есть ли в тексте отрывок описания природы, который можно было бы сравнить с данной картиной? Прочитайте его.

- Ребята, какое настроение вызывает у вас эта картина?

- Как выдумаете с чем связано такое настроение картины? (с настроением мальчика).

- Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?

- Какие цвета будем использовать? (Тёмные)

(Дети рисуют. Учитель вывешивает работы на доске с анализом.)

-Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика? (Душу)

-А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.

- Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)

- Обратимся теперь к карандашам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?

-А сейчас какие цвета будем использовать? (Светлые и яркие)

(Дети рисуют)

-Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)

-Почему иллюстрации получились разными?

Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.

  1. Обсуждение названия рассказа.

- Давайте подумаем, почему рассказ называется «Почему?» Сколько раз этот вопрос прозвучал в тексте?  Какие ответы мы дали на эти вопросы? (Мальчику – испугался, собаке- она не поняла предательства, маме - правда сразу)

- Что бы мы могли посоветовать, пожелать главному герою?

- А родители что бы пожелали нашему герою?

  1. Рефлексия.

Дети с родителями собирают «частички сердца» (пазлы).

- Вы рады за героя, что он нашёл в себе силы сознаться?

-Ну а теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. Давайте пожелаем друг другу, чтобы у нас у всех  было большое, отзывчивое сердце.

  1. Итог мероприятия.

-И мы заканчиваем наше мероприятие песней о дружбе.

(«Друг в беде не бросит»)

Список использованной литературы

  1. В.А.Осеева, рассказ «Почему?»
  2. Интернет ресурсы (поиск музыкального сопровождения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по предмету литературное чтение "Брейн-ринг "Наши любимые сказки", 2 класс

Разработка сценария мероприятия, проводимого с целью формирования сознательного отношения к учению и развития познавательной активности....

Внеклассное мероприятие " Литературная гостиная,посвященная творчеству В.А. Осеевой"

Данное мероприятие направлено на учащихся началной школы. Содержит постановку по произведениям В.А. Осеевой и основные сведения об авторе....

Внеурочное мероприятие 2 класс"Семейный бюджет"

Внеурочное мероприятие "Семейный бюджет"  пмогает детям познакомиться с понятиями экономика, бюджет, расходы....

Конспект урока внеклассного чтения в 1 классе "Рассказы В.А. Осеевой"

Конспект урока внеклассного чтения в 1 классе"Рассказы В.А. Осеевой"...

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».

Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....

внеклассное мероприятие в рамках недели чтения "Путешествие по рассказам М.М. Пришвина"

Конспект разработан на основе конспекта: Медведевой С.Л. (Подольск, Мосовская область, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», учитель начальных классов 1 категории); Глазыриной...