Программа по курсу "Азбука безопасности" 2 класс.
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Ливенцова Ольга Викторовна

Примерная программа по курсу "Азбука безопасности" для 2 класса поможет учителю в проведении внеклассной работы по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_bezopasnosti_2_klass.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

В современном мире возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Формулируя правила безопасного поведения, следует подробно объяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, осознанное поведение. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей внеурочной деятельности  является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.

     Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука безопасности»включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры, правила и  нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья  и осознанного поведения. Внеурочные занятия  призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.Данная программа включает в себя,  как теоретическую – изучение правил безопасного поведения,  так и практическую части – организация подвижных, сюжетно-ролевых  игр.

Данный курс предназначен для учащихся 2 классов. Программа  составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и  примерного содержания программы по ОБЖ для 2 класса, авторы Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова, соответствует  требованиям нормативных документов: ФЗ - 273 «Об образовании в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения».  

   

   Основная цель программы:

овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.

Задачи программы:

  • организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты,  по возможности оказывать первую медицинскую помощь;
  • пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся, а так же следующие  формы обучения: уроки-беседы, решение ситуативных задач, экскурсии, практические занятия с выходом в общественные места, тематическое спортивное ориентирование, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, агитбригады.    

Ведущие технологии: деятельностный метод и диалог. Это позволит вовлечь в работу всех обучающихся, учить их делиться опытом, впечатлениями, объяснять поступки.  Новый материал школьники будут узнавать не только от учителя, но и «открывать» в ходе поиска решения проблемной ситуации.

Программа рассчитана на 34учебные недели - 34учебных часа.

      К числу планируемых результатов освоения  программы «Азбука безопасности» отнесены:

  • Личностные результаты –общие представления о мире, чувство ответственности за личную безопасность;
  • Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при рассмотрении и анализе разных ситуаций и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
  • Предметные результаты – овладение начальными представлениями об окружающем мире.

    Реализация программы «Азбука безопасности»позволит:

  • привить учащимся начальные знания в области безопасности и их осознанное применение в повседневной  жизни;
  • сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработать необходимые качества для безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и ЧС;
  • наметить преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе

Для успешной реализации программы «Азбука безопасности» используется оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор, принтер и колонки; для учащихся - настольные игры по ПДД; диски с видео и мультипликационными сюжетами: «Азбука безопасности. Смешарики», «Уроки осторожности», «Уроки хорошего поведения» и другие; демонстрационные таблицы по основам безопасности жизнедеятельности; Интернет-ресурсы,  разработки внеклассных  мероприятий, презентации, видеоролики и  т.п.

Планируемые  результаты.

        В ходе реализации содержания программы, обучающиеся должны овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми, использовать приобретенный в школе опыт  об основных понятиях здоровья и факторах, влияющих на него в реальной и повседневной  жизни.

Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» в первом классе у учащихся формируются УУД и предметные результаты:

  • применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющих на него;
  • иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности;
  • знать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
  • уметь использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной  жизни для:

- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- пользования бытовыми приборами;

- использования по назначению лекарственных препаратов;

- пользования бытовыми приборами;

- соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;

- соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;

- вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы проводится в ходе занятий "Учимся решать жизненные задачи", направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. Тематическое спортивное ориентирование предполагает ориентирование на местности  с остановками, на которых необходимо ответить на вопросы или выполнить задания на предполагаемую тему и получить маршрут движения далее. Прохождение всего маршрутадвижения воспитанниками  предполагает положительную оценку сформированности УУД по данной теме (разделу). Таким образом, руководитель приобретает необходимые диагностические сведения, а кружковцы с удовольствием их демонстрируют в игровой форме.

Уровень удовлетворенности кружковцев определяется по результатам анкетирования «Семь причин» в конце учебного года. Обучающимся предлагается ответить на вопрос «Почему ты посещаешь кружок «Азбука безопасности»?» путем выборатолько шести причин, а седьмую дописывают сами. Анкетирование родителей проводится на родительском собрании или в заочной форме через кружковцев, а так же среди родителей, пришедших на итоговое спортивное ориентирование по станциямпо приглашению руководителя кружка и обучающихся. Анкета состоит из нескольких вопросов без ответов и вопросов с выбором ответа (временной промежуток посещения кружка ребенком;делится ли обучающийся информацией, полученной на занятиях; какие эмоции испытывает; где знания могут пригодиться или уже пригодились и т. п.)   и просьбы об отзыве о работе кружка «Азбука безопасности».

Содержание программы

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях  

Что такое безопасность? Знакомство с возможными опасностями и возможностями их предвидеть. Что такое чрезвычайная ситуация?  Возможные способы выхода из ЧС. Подвижные игры на развитие наблюдательности и ловкости.

Улица полна неожиданностей

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Как правильно переходить дорогу. Наиболее безопасный путь в школу и из школы. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.  Сигналы регулирования дорожного движения. Виды перекрёстков. Знакомство с дорожными знаками.  Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения  пассажиров в транспорте. Сюжетно-ролевые игры по ПДД.

Безопасность на воде  

Выявление возможных опасных ситуаций на воде в разное время года. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в разные временные периоды. Знакомство с правилами поведения во время купания в специально отведенных местах, составление памяток на летний период.  Знакомство с основными спасательными средствами. Посещение бассейна. Уроки плавания. Спортивное ориентирование с заданиями по соблюдению основных правил на водоемах.

Безопасность в помещении

Безопасность в доме. Выяснить, как могут стать опасными домашние вещи. Огонь в доме. Детские шалости с огнём. Составление маршрута действий при обнаружении пожара дома, в школе, в транспорте. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.  Беседа о роли лекарств и витаминов в жизни человека. Какие опасности кроются в домашней аптечке? Спортивное ориентирование с заданиями по основным правилам безопасности в помещении.

Безопасность в разных жизненных ситуациях

Безопасность при отдыхе на природе. Первая помощь при укусах насекомых, домашних и диких животных.  Правила общения с незнакомыми людьми. Заключительная игра с движением по станциям с препятствиями в виде вопросов и заданий по безопасности.

Календарно- тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Планируемые результаты (личностные и метапредметные). Характеристика деятельности.

1

Что такое безопасность?

Формировать  и  развивать  у  учащихся целостное    восприятие    окружающей дорожной   среды,   наблюдательность.  

Л: учебно-познавательные мотивы;

П:с помощью учителя формулирует познавательную цель;
Р:с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи;
К:с помощью учителя создаёт устные высказывания в соответствии с поставленными задачами.

2-3

Улица полна неожиданностей

Город, в  котором  мы  живем. Познакомить  с  основными  улицами  в микрорайоне школы.
Объяснить,  почему  на  улице  опасно. Для   чего   надо   знать   и   выполнять Правила дорожного движения.

Л:спомощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П:выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
Р:с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное;
К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предлагаемые способы её разрешения.

4

Практическое занятие (экскурсия, настольные игры).

Рассмотреть наиболее безопасный путь первоклассника в школу и домой.
Провести обучающие игры по ПДД.

Л:освоение с помощью учителя безопасного способа пути;
П: с помощью учителя использовать знаково-символические средства;
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предполагаемые способы её разрешения.

5.

Остановочный путь и скорость движения.

Почему  опасно  внезапно  выбегать  на проезжую          часть.          Автомобиль мгновенно остановить невозможно.
Остановочный путь автомобиля.

Л: с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала;
П: с помощью учителя устанавливает причинно-следственные связи;
Р: с помощью учителя оценивать сложившуюся ситуацию на дороге;
К: с помощью учителя формулировать собственное мнение и позицию.

6.

Пешеходные переходы.

Объяснить значение новых терминов
«тротуар», «пешеходная дорожка»,
«обочина», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.

Л:спомощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П:с помощью учителя создаёт модель поведения, отображающую учебную задачу;
Р:с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
К:с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему.

7.

Практическое занятие. Пешеходные переходы.

Закрепить полученные знания, уметь правильно переходить дорогу.

Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
П: с помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний;
Р: волевая саморегуляция;
К: с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему.

8.

Проект «Добрый светофор».

Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором.

П: умение структурировать материал

Л:направленность на усвоение новых знаний и способов действий.

К: Слушать и слышать друг друга.

9.

Как могут стать опасными обычные домашние вещи.

Общее знакомство с домом, предметами мебели, приборами и техникой

П: с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
Р: с помощью учителя планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия;
К: с помощью учителя выявлять проблему и оценивать способы её разрешения.

10

14. «Опасные» предметы в доме.

Обращение с колющими, режущими предметами. Хранение ножниц, иголок и т.д.

Л: с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

П: самостоятельно или с помощью учителя работать со знаково- символическими средствами;

Р: учитывать  установленные правила в планировании и контроле способа решения;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

11

Как подружиться с электричеством

Электроприборы и обращение с ними. Неисправная техника.

Л:внутренняя позиция школьника на уровне принятия учебной задачи; П:с помощью учителя устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

К: Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.

12

Что делать при запахе газа

Что такое газ? Газовая плита, Утечка газа. Газовая служба.

13

Огонь - враг или друг.

Использование огня человеком. Электроприборы, их правильная  эксплуатация. Спички.

14.

Сказочный урок безопасности. Учимся с домовёнком Кузей.

1 ч

Домашняя аптечка. Лекарства и бытовая химия.

П: умение структурировать материал

Л:направленность на усвоение новых знаний и способов действий.

К: Слушать и слышать друг друга.

15

Разговор по телефону

1 ч

Какую информацию можно передавать в разговоре

16

Если кто-то звонит в твою дверь

1 ч

Что делать, если за дверью незнакомец. Мой дом – моя крепость.

17-18

Обобщающее занятие «Безопасный дом».

Проектная деятельность.

П: умение структурировать материал

Л:направленность на усвоение новых знаний и способов действий.

К: Слушать и слышать друг друга.

19

Здоровый человек – кто это?

1 ч

Здоровье. Здоровый образ жизни. Личная гигиена. Красота издоровье.

Л: с помощью учителя подбирать аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы;

П: с помощью учителя выстраивать иерархию имеющихся знаний; Р:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

К:с помощью учителя адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

20

Правильное питание. Витамины-наши друзья

1 ч

Здоровое питание. Рацион школьника. Продукты питания. Виды витаминов. Польза витаминов для организма человека.

21

Режим дня. Чем важен сон?

1 ч

Что такое режим дня? Сон.

22.

Спорт и активный отдых.

1 ч

Спорт и виды спорта. Спортсмен. Спортивный дух. Спорт и дети.

23.

Обобщающее занятие «Моё здоровье в моих руках».

1 ч

Проектная деятельность. Защита детьми странички книги «Мой безопасный мир».

П: умение структурировать материал

Л:направленность на усвоение новых знаний и способов действий.

К: Слушать и слышать друг друга.

24-25

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Общее понятие о природе и её важной роли в жизни человека. Как природе беречь и приумножать богатства природы. Защита окружающей среды.

Л:с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; П:выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;

Р:с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное;

К:с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предлагаемые способы её разрешения.

26

Как не заблудиться в лесу.

Стороны света. Ориентиры в лесу. Правила безопасности в лесу

27.

Ядовитые растения и грибы

1 ч

Понятие о ядовитых и съедобных грибах

28

Правила безопасности на воде.

1 ч

Правила безопасного поведения на воде.

29

Обобщающее занятие «Природа и мы».

1 ч

Проектнаядеятельность. Защита детьми странички книги «Мойбезопасный мир».

П: умение структурировать материал

Л:направленность на усвоение новых знаний и способов действий.

К: Слушать и слышать друг друга.

30

Где можно и где нельзя играть

1 ч

Безопасные места для игр детей

Л: с помощью учителя подбирать аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы;

П: с помощью учителя выстраивать иерархию имеющихся знаний; Р:учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

К:с помощью учителя адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

31

Правила поведения в транспорте

1 ч

Виды транспорта.

32-33

Правила безопасного поведения во время каникул

1 ч

Знать  основы поведения в доме, школе, в общественных местах.

34

День защиты детей (праздник)

1 ч

Подведение итогов года

П: умение структурировать материал

Л:направленность на усвоение новых знаний и способов действий.

К: Слушать и слышать друг друга.

Источники

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - С.П., 2014.

2.  Анастасова  Л.П., Ижевский П.В., Иванова  Н.В.Программа по основам безопасности жизнедеятельности «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности» - М.,2014.

3. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 2014.

4. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.,2014.

5.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В.Григорьев, П. В. Степанов -М.:Просвещение,2014.

6. «365 уроков безопасности». Л.Логинова-«Айрис Пресс», Москва. 2014.

7. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги,  Москва, 2014.

8. DVD  «Уроки осторожности»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2014.

9.DVD  «Уроки хорошего поведения»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2014.

10. DVD«Азбука безопасности.Смешарики» - ООО «Смешарики», концепция сериала и персонажи, 2014-2015.

Интернет-ресурсы

1. numi.ru/download.php?id=35025.Педагогический проект. «Безопасность шаг за шагом».

2. nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti.../metodicheskie-rekomendatsii-...

3. http://summercamp.ru/index.php?title=Подвижные_игры_для_детей_младшего_

возраста_(7–10_лет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ИЗО 2 класс на основе Программы для ОУ «Изобразительное искусство 1-4 классов» Б.М. Неменского– М.Дрофа, 2010

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработ...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...