Рабочая программа кружка "Лукошко" 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Яхонтова Елена Павловна

Программа внеурочной деятельности по дальневосточной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukoshko.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                                               «Основная общеобразовательная школа с.Полевое»

      СОГЛАСОВАНА                                                                                           УТВЕРЖДЕНА

     Зам. директора по ВР                                                                      Приказ директора школы

______Р.М. Михайличенко                                                             «  25  »  06 2020 г .№ 130           

«25  »  06           2020 г

Программа внеурочной деятельности

«Лукошко»

для учащихся 3 класса

на 2020-2021учебный год

Составитель: Яхонтова Е.П. – учитель начальных классов.

с. Полевое, 2020 г.

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе регионального компонента литературного образования с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературному чтению, что позволяет соотнести содержание данной программы с ведущими аспектами программы по литературному чтению для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений, в качестве внеурочной деятельности, рекомендованной министерством образования Хабаровского края для дополнительного чтения.  

      Рабочая программа составлена  с учетом следующих нормативных, инструктивных и методических документов, обеспечивающих организацию образовательного процесса:

  • "Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).
  • "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  • "О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  • "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях" / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  • "Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
  •  Письма  Комитета образования ЕАО от 06.05.2020 №14-2163"Об организации образовательной деятельности в 2020-2021 учебном году"
  • Приказ МКОУ "ООШ с.Полевое" от 25.06.2020 г №130 "Об утверждении ООП на 2020-2021 учебный год"

Программа внеурочной деятельности «Лукошко» построена на основе авторской программы М. Н. Ходаковской, знакомит учащихся с творчеством писателей Хабаровского края, получившими известность за пределами региона, а также с творчеством коренных народов Дальнего Востока.

Программа рассчитана на проведение занятий во внеучебной деятельности в  3 классе  - 1 час в неделю, всего 34 часа в год. В связи с праздничными днями и неполными рабочими неделями произошло уплотнение материала: объединены занятия №17 и № 18 «Работа с выставкой книг по разделу»   и «А.Костенко «Медвежонок Морошка»; »№23 и №24 «Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора»» и «Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора».; №25 и №26 «Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора»» и «Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора»;№ 27 и №28 А. Максимов «Петрушина Застава» и «А. Максимов «Петрушина Застава»; №29 и №30 «В.Иванов «Золотой бурундук» и «В.Иванов «Золотой бурундук»; №31 и № 32 «В.Иванов «Золотой бурундук» и «В.Иванов «Золотой бурундук».

Цель программы: формирование читательской компетенции младшего школьника через познание лучших образцов искусства слова Хабаровского края и о Хабаровском крае, через нравственно-эстетическое сопереживание; помочь школьнику ориентироваться в изменяющемся мире, обогатив его духовно- нравственный опыт литературными образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, расширить его эстетический, краеведческий и исторический кругозор, способствовать пробуждению тяги к самосовершенствовании, самовоспитанию, саморазвитию.

       Цель программы определяет характер конкретных задач, которые решаются на занятиях внеурочной деятельности «Лукошко».

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Формы проведения занятий

Для формирования интереса к чтению  используются  разные формы организации занятий:

занятие-спектакль;

занятие-интервью;

устный журнал;

конкурсы;

литературные встречи;

литературная гостиная;

литературный ринг и т. д.

Личностными результатами изучения курса «Лукошко» являются следующие умения:

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

     Метапредметными результатами изучения курса «Лукошко» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

     Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

     Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

     Предметными результатами  является сформированность следующих умений:

-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

-понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

-делить текст на части, озаглавливать части;

-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

-подробно и выборочно пересказывать текст;

-составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

-размышлять о характере и поступках героя;

-относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

-находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

-относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Планируемые результаты:

     Обучающиеся научатся:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

     Обучающиеся получат возможность научиться:

• воспринимать художественную литературу как вид искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

• работать в группе, создавая инсценировки по произведению,

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).

К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

  • прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;
  • воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
  • выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
  • излагать личное мнение о литературном произведении;
  • организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
  • основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, повести, стихотворения);
  • пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;

«Живи сказка» -8ч.  «Хозяин моря» (Сказки эскимосов).Александр Лепетухин «Хехцирские сказки». Николай Наволочкин «Полудница Акуля».

«Моя малая родина» -8ч.  Галина Долинина Стихи.  В. Коржиков «Волны словно кенгуру».

В.Арсеньев «Возвращение к морю».Е. Кохан «Тайга». Л.Гемма «На лугу».

«Живое вокруг нас» -10ч.  А.Костенко «Медвежонок Морошка». В.Захаров «Харза».

З.Лихачёва «Белая Шкурка».  Н.Рыжих «Лебеди».К.Любицкая «Танец стерхов». В.Захаров «Воробей». В.Шадрин «Будь здоров, воробышек»!

Содержание программы

Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора».

«Детям о детях» -8ч.  А. Максимов «Петрушина Застава».В.Иванов «Золотой бурундук».

Е. Добровенская «Хохотательский английский».   А.Краснов «Чудеса».

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

«Живи сказка»

8

2

«Моя малая родина»

8

3

«Живое вокруг нас»

10

4

«Детям о детях»

8

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Название темы

Дата по плану

Дата по факту

«Живи сказка»

1

Вводный урок. Обращение к третьекласснику. Работа с выставкой книг по разделу.

7.09

2

«Хозяин моря» (Сказки эскимосов)

14.09

3

Александр Лепетухин  «Хехцирские сказки».

21.09

4

Николай Наволочкин «Полудница Акуля».

28.09

5

Николай Наволочкин «Полудница Акуля».

5.10

6

Николай Наволочкин «Полудница Акуля».

12.10

7

Николай Наволочкин «Полудница Акуля».

19.10

8

Николай Наволочкин «Полудница Акуля».

09.11

«Моя малая родина»

9

Работа с выставкой книг по разделу.

Галина Долинина Стихи.

16.11

10

В. Коржиков «Волны словно кенгуру».

23.11

11

В. Коржиков «Волны словно кенгуру».

30.11

12

В. Коржиков «Волны словно кенгуру».

07.12

13

В. Коржиков «Волны словно кенгуру».

14.12

14

В. Коржиков «Волны словно кенгуру».

21.12

15

В. Коржиков «Волны словно кенгуру».

11.01

16

В.Арсеньев «Возвращение к морю», Е. Кохан «Тайга»,  Л.Гемма  «На лугу».

18.01

«Живое вокруг нас»

17

Работа с выставкой книг по разделу.

25.01

18

А.Костенко «Медвежонок Морошка».

19

А.Костенко «Медвежонок Морошка».

01.02

20

В.Захаров «Харза», З.Лихачёва «Белая Шкурка».

08.02

21

Н.Рыжих «Лебеди», К.Любицкая «Танец стерхов».

15.02

22

В.Захаров «Воробей», В.Шадрин «Будь здоров, воробышек»!

22.02

23

Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора».

01.03

24

Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора».

25

Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора».

15.03

26

Н.Наволочкин «Знакомые кота Егора».

«Детям о детях»

27

А. Максимов «Петрушина Застава».

05.04

28

А. Максимов «Петрушина Застава».

29

В.Иванов «Золотой бурундук».

12.04

30

В.Иванов «Золотой бурундук».

31

В.Иванов «Золотой бурундук».

19.04

32

В.Иванов «Золотой бурундук».

33

В.Иванов «Золотой бурундук».

26.04

34

Е. Добровенская «Хохотательский английский», А.Краснов «Чудеса».

17.05

Материально- техническое обеспечение

Методические и учебные пособия.

1.Ходаковская М. Н. «Лукошко» 3 класс: Хрестоматия по дальневосточной литературе, - Хабаровск, издательский дом «Приамурские ведомости»,  2008 г.

Технические средства обучения:

1.Компьютер.

2.Проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...