Программа внеурочной деятельности кружок "Эрудит" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Стрельцова Анна Алексеевна

Программа по внеурочной деятельности кружка «Эрудит» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д.

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Эрудит» в начальной школе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». – Москва: Издательство РОСТ, 2019 г., также авторской программы  Блохиной. Ю. А. «Логика в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon streltsova_a.a._kruzhok_erudit.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

Новоселезнёвская средняя  общеобразовательная школа

п. Новоселезнёво, Казанского района, Тюменской области.

Рассмотрено на заседании ШМО

протокол № 1  от « 27» 08  2020 г

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

________/Е.М. Исайкина

 «27» августа 2020г

«Утверждаю»

директор МАОУ Новоселезнёвская СОШ

____________/Е.А. Дубынина

« 27» августа 2020г

Приказ № 127-ОД  от  «27» августа 2020г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности  кружка «Эрудит»

4класс

2019-2020 учебный год

Составитель:

Стрельцова А. А. .

учитель начальных классов

п. Новоселезнёво, 2020 г.

1. Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности кружка «Эрудит» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д.

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Эрудит» в начальной школе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». – Москва: Издательство РОСТ, 2019 г., также авторской программы  Блохиной. Ю. А. «Логика в начальной школе» 

Цели программы: 

  • формирование приемов и умственных действий (сравнение, обобщение, анализ).
  • развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • воспитание интереса к предмету, стремления использовать знания в повседневной жизни.

Задачи программы:

 Познавательная:

  • научить младших школьников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, рассуждать и делать выводы.
  •  формировать у обучающихся целостное представление о логике в многообразии её межпредметных связей;

Развивающие:

  • развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции;
  • углубить, обобщить ранее приобретенные знания по программным предметам;

Воспитательные:

- способствовать реализации интереса ребенка к выбранному предмету;

- способствовать формированию информационной культуры, развитию алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся;

В результате освоения программы по внеурочной деятельности кружка «Эрудит» у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.

Основные формы и методы обучения

Реализация программы предполагает освоение и внедрение личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания: игровые технологии; технология коллективного взаимообучения; технология проблемного обучения, технология критического мышления.

Организация деятельности школьников на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного и индивидуального обучения.

Изучение курса осуществляется посредством активного вовлечения учащихся в различные виды и формы деятельности:

  • введение нового материала в форме дискуссии;
  • занятия, которые проводятся в форме игры, путешествия и т. д.;
  • занятия, на которых повторяются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях. На таких уроках ученик получает возможность побывать в роли учителя и ученика и оценит свой ответ и ответ соседа по парте;
  • самостоятельное решение логических заданий в форме индивидуальной, групповой работы с последующим обсуждением;
  • самостоятельное выполнение отдельных заданий, включение учащихся в поисковую и творческую деятельность, предоставляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, что даёт возможность развивать интуицию, без которой немыслимо творчество.

Формы работы:

1. Занятие

2. Игра

3. Коллективная работа

4. Индивидуальная работа

5. Групповая работа

6. Беседа

7. Нестандартные:

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия,- так и практические занятия: рисование, создание аппликаций из геометрических фигур, конкурсов, диагностических заданий.

2. Общая характеристика программы

Актуальность

Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому программа по внеурочной деятельности кружка «Эрудит», развивающая логическое мышление, формирующая соответствующий стиль мышления, является важной и актуальной.

Актуальность курса заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Как нельзя лучше решению этих задач может способствовать курс «Эрудит». Значение логики велико. Это определяется тем, что ребенок поступает в первый класс и для успешного обучения в школе ему необходимо помочь в развитии  его психических процессов, становлении психических функций.

Ведь известно, что до 70 % личностных качеств закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать — вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Это еще раз доказывает об актуальности этого курса.

Занятия на «Эрудите» способствуют повышению успеваемости всех обучающихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников в выбранном курсе создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.

Программа составлена для 4 класса для  обучения по одному часу в неделю – 34 часа в год, для  обучающихся 10 - 11 лет. Занятия проходят по четвергам с 13:00 до 13:45.

3. Личностные и метапредметные результаты

В результате изучения данной программы в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
  • формировать личностный смысл учения;
  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

Познавательные УУД;

  • осознанно строить речевое высказывание;
  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации  в соответствии с задачами.

Коммуникативные УУД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
  • формировать мотивацию к работе на результат;
  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;
  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;
  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

4. Содержание

Задания повышенной сложности

Развивает и тренирует основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Больше внимания уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.

Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.

Нестандартные задачи

Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.

Тренировка внимания

Материал ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей.

Тренировка слуховой памяти

Также в четвертом классе большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Поиск закономерностей

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. 

5. Тематическое планирование

№ п/п урока

Тема

Кол-во часов

Вид занятия

Форма контроля

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

Теоретическое/практическое занятие

Диагностическая работа. Выполнение теста

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

2

Теоретическое/практическое занятие

Использовать различные приемы для решения и составления задач, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания.

3

Интеллектуальные игры. Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы)

2

Теоретическое/практическое занятие

Уметь разгадывать шарады, работать с составом слова.

4

Интеллектуальные игры. Игры с текстом.

2

Теоретическое/практическое занятие

Знать состав текста, уметь делить его на части, работать с этими частями.

5

Интеллектуальные игры. Игры со словами (антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы. Пословицы).

3

Теоретическое/практическое занятие

Знать что такое антонимы синонимы, омонимы, фразеологизмы, работать с составом слова. Размышлять о значении пословицы.

6

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

2

Теоретическое/практическое занятие

Использовать различные приемы для решения и составления задач, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания.

7

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

2+

Теоретическое/практическое занятие

Развитие слуховой памяти через комплекс упражнений.

8

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

2+

Теоретическое/практическое занятие

Развитие сенсорных процессов, психомоторики, развитие зрительной памяти через комплекс упражнений.

9

Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

3

Теоретическое/практическое занятие

Использовать различные приемы для решения и составления задач, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания.

10

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

2

Теоретическое/практическое занятие

Научиться приемам решения изобретательских и творческих задач.

11

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

3

Теоретическое/практическое занятие

Развитие быстроты реакции через комплекс упражнений.

12

Развитие умения классифицировать

2

Теоретическое/практическое занятие

Умение делить целое на части по определенным признакам.

13

Викторина «Что? Где? Когда?»

2

Теоретическое/практическое занятие

Уметь находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт.

14

Интеллектуальный марафон

2

Теоретическое/практическое занятие

Уметь находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт.

15

Логически –поисковые задания

3

Теоретическое/практическое занятие

Ориентироваться в системе знаний, уметь нестандартно подходить к решению заданий.

16

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

Теоретическое/практическое занятие

Диагностическая работа. Выполнение теста

Итого

34 часа

Формы контроля

Обучение безотметочное. Оценка овладения  учениками  логических операций мышления отслеживается по тестам, диагностическим заданиям.

После изучения каждого раздела предлагается проверочная работа для определения степени овладения детьми логическими операциями мышления, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование способов самоконтроля.

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

1. Кабинет

  • В помещении должно быть естественное и электрическое освещение, водопровод.
  • В учебном помещении столы располагаются с таким расчетом, чтобы обучающиеся при работе не мешали друг другу.

2. Инструменты и приспособления.

  • тетради, ручки, ножницы, линейка, треугольник, циркуль, простой карандаш, цветные карандаши, клей, картон, фломастеры;

3. Используемые материалы.

  • тетрадь
  • альбомный лист
  • копировальная бумага

4. Методический фонд

  • конверты с чертежами, схемами,
  • наглядные пособия
  • стенды, папки
  • методическая литература
  • журналы, статьи, публикации с логическими задачами
  • ИКТ

Юным умникам и умница, Методическое пособие, 4 класс, Холодова О. А., 2019 г.

Рабочие тетради «Юным умникам и умницам», 4 класс, Холодова О. А., 2019 г.

7. Список литературы

  1. Наглядная геометрия как средство развития мышления младших школьника/ А.В. Белошистая// Нач. школа: плюс – минус.- 2002.- №1
  2. Развиваем способности детей/ Н.К. Винокурова.- М.: РОСМЭН, 2003
  3. Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления: Пособия для начальных классов/ М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало; Под ред. А.М. Пышкало.- М.: Антал, 2000.
  4. Работаем над развитием мышления школьников/ М.Карпова// Сельская школа.- 2006.- №2.- Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления/ Коротенко Г.А.// Нач.шк.- 2006.- №9
  5. Развивающая геометрия в начальной школе/ Ж.И. Пазушко// Нач. школа.- 1999.- №1
  6. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления/ В.Ю. Савкуева// Нач.школа. плюс-минус.- 2004.- №7
  7. Развитие умственных способностей младших школьников. /Зак А.З. М.: Просвещение, Владос, 1994.
  8. Нетрадиционный курс "Развивающие игры с элементами логики" для первых классов начальной школы. /Бабкина Н.В. // Психологическое обозрение. 1996. № 2 (3)  
  9. Развитие логического мышления на уроках математики / Липина И. // Начальная школа. – 1999. - № 8.
  10. Методика обучения математике в 1-3 кл. / Моро М.И., Пышкало А.И.// - М.: Просвещение, 1988.
  11. Учитесь мыслить нестандартно: Кн. для учащихся. /Абдрашитов Б. М., Абдрашитов Т. М., Шлихунов В. Н. – М.: Просвещение; АО «Учеб. лит.», 1996.
  12. Проверьте свои способности/ Айзенк Г. – Кишинев: Гриф, 1992.
  13. Учись играя. /  Барташникова И. А., Барташников А. А.  – М.: Фолио, 1997.
  14. Я начинаю учиться: Вып. 2. Логическое мышление. /Вагурина Л., Кряжева А. – М.: Линор, 1995.
  15. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие родителей и педагогов./ Васильева Н. Н., Новотворцева Н. В. – Ярославль: Академия развития, 1996
  16. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет./ Зак А. З. – М.: Новая школа, 1996. –  
  17. Учись! Твори! Развивайся!1.: Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. / Зельцерман Б. Рогалева Н. – Рига, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...