Конспект внеклассного занятия "Шахматы" 2 класс
материал (2 класс)

Сайфуллина Эвелина Ринатовна

Название курса (кружка): Шахматы

Направленность внеурочной деятельности: Общеинтеллектуально-спортивное

Класс / возраст детей:2 класс/8-9лет

Тема: Шахматные фигуры 

Планируемые результаты:

Личностные:  реализация  интеллектуальных возможностей в игре в шахматы, стремление к самообразованию, анализу своих действий, сотрудничество со сверстниками в группах.

Метапредметные:

 Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; определять наиболее эффективные способы игры в шахматы.

Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её достижения.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные: через игру узнать ценность шахматных фигур, использовать полученные знания в практической деятельности.

Цель: Создать условия для выявления значимости или ценности каждой шахматной фигуры по отношению к другим фигурам; познакомить  учащихся   с начальной  позицией  в шахматах, понятиями  «королевский  фланг», «ферзевый  фланг».

Задачи: Приобщение обучающихся детей к интеллектуально-спортивным играм. 

Форма проведения: Кружок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход внеурочного занятия

Этапы

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

 Формируемые умения

( универсальные  учебные действия)

I. Этап самоопределения к деятельности (1-2 мин.)

Настроить  учащихся   на  учебную  деятельность

Тренинг « Импульс»

Добрый  день, рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста.  Давайте  настроимся   на  совместную работу. Для  этого   попрошу  я  вас  дружно  взяться  за  руки. Передайте друг  другу  положительный  импульс. Надеюсь, весь  урок  вы будете   так  же  внимательны  друг  к другу.

Встают, берутся  за руки по  парте  с  соседом, передают  импульс.

(В классе  создан  благоприятный  психологический  настрой).

Личностные:

уметь слушать  в соответствии с целевой  установкой, принимать и сохранять организационные  задачи.

II.Актуализация знаний и мотивация

(5 мин.)

Проверка  усвоения материала;

развитие  умения  формулировать  свои мысли, аргументировать  свое  мнение.

Игра « Вопрос - ответ»

1.Где  происходят  все  шахматные  сражения? (слайд 6)

2.Какой формы  шахматная  доска?

(слайд 7)

3.Какие  линии на  шахматной  доске  нам  уже  известны? (слайд 8)

 

4.Как вы думайте, все ли линии  на  шахматной  доске мы  назвали?

(слайд 9)

5.О чем говорит вам   понятие

 « шахматная  нотация»?

(учащиеся отвечают на  вопросы)

1.Все шахматные сражения   происходят  на  шахматной  доске.

2. Она  квадратная (дети вспоминают из  урока  математики,  что  такое квадрат?). Все  поля   на доске  одинаковы  по  размеру  и располагаются в шахматном  порядке.

3.1.Горизонталь - это восемь полей, расположенных слева направо (дети вспоминают из  урока окружающий мир,  когда солнце  прячется  за край  леса, поля  или моря говорят,  что  солнце  заходит за  горизонт)

3.2. Вертикаль - это восемь  полей,  расположенных снизу  вверх.

4.На шахматной  доске есть линии  состоящие  из  полей  одного  цвета (либо  только  из белых,  либо  только из  черных).

 Диагональ – это ряд   из  полей  одного  цвета, идущей  по  косой  линии. В каждой  горизонтали  и вертикали  по восемь   полей. (Ученик  на шахматной доске  демонстрирует белопольные   и чернопольные  диагонали.)

5. Шахматная нотация - специальная  система  записи ходов шахматной  партии, ее фрагментов  или  расположения  фигур  на  шахматной  доске.

Цифра обозначающая горизонталь  и вертикаль в  совокупности  дает нам «адрес», координаты  поля.

Личностные:

понимают значение  знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют  интерес  к шахматам, понимают его важность.

Коммуникативные: высказывают  свою точку  зрения, выступают в диалог, обмениваются  мнениями.

III.Постановка учебной задачи

(3 мин.)

Развитие умения  анализиро-вать,  делать  вывод;

развитие  мышления  и грамотной   речи  учащихся.

Перед  уроком  учитель расставляет  на демонстрационной  доске  начальную  позицию.

- Ребята, что вы  видите на доске?

- А как  вы думайте, что нам сегодня  предстоит  на  уроке  узнать?

Учитель подводит  учащихся к  формулировке  новой  темы.

Фигуры.

- Выдвигают  свои идеи  и предположения.

- Мы повторим, как называются  шахматные  фигуры, и узнаем  как  они располагаются на  шахматной  доске  перед  началом  партии.

Познавательные:

осуществляют  логические  действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные:

выражают свои мысли  с достаточной  полнотой  и точностью; формулируют  и аргументируют свое  мнение в коммуникации.

Регулятивные:

планируют и контролируют  учебные действия, замечают допущенные ошибки.

IV.Открытие нового знания

(11мин.)

Познакомить с понятиями: «позиция», «начальная позиция»,

«королевский  фланг», «ферзевый  фланг»;

развитие умения анализировать, делать вывод;

развитие мышления  и грамотной  речи уч-ся.

1.Беседа и рассказ

-Ребята, на  прошлом  уроке  мы  с вами  познакомились  с шахматной  нотацией. Давайте  вспомним  все  шахматные  буквы ( слайд 10).

- Как вы думайте, достаточно знать только  букву, чтобы  определить  местоположения  поля  на  шахматной доске?

 

 - Как вы думайте, кто живет  в  этом  волшебном  сундучке? Кто же это сказочные   герои?  (учитель открывает сундучок и потихонечку  вытаскивает шахматные фигурки).  

                                           

КОРОЛЬ - Его  Величество, самый  высокий и самый заметный. На шахматной  доске  он  похож на  человечка с короной  в  виде  пики  или креста. Правда, ручек нет! В каждом войске королей по одному: черный и белый (слайд 11).

Ферзь - чуть  меньше короля. У него на голове  небольшая  круглая  шапочка (корона) с пятью зубцами. В Индии военачальника  называли   визирем  или ферязью. А в европейских странах эта шахматная  фигура стала  королевой  или дамой. Ферзь передвигается по шахматной  доске  разными способами. В каждом войске по одному: черный и белый (слайд 12).

Ладья – напоминает крепостную неприступную башню. Во Франции и других  странах она  так  и называется – ТУРА (башня или крепость). Ладей в каждом  войске  по две (слайд 13).

Слон – на слона  совсем  не похож. Правда, давным-давно шахматный  слон  был  слоном. Со временем появилась  фигура, похожая  на человечка, который  и управлял этим  могучим  животным. Как только  не  называют  эту  фигуру  в  других  странах: и офицером, и стрелком, и гонцом, и даже…шутом!  Слонов  в каждой армии  по  два (слайд 14).

Конь. Коня  никогда  ни  с кем не  перепутаешь. Какое-то  время  конь таскал  своего  наездника на  себе. Потом  решил, что  сам прекрасно  справится. Да еще долгое  время конь  потерял длинные  ноги  и хвост. Осталась  лишь лошадиная  голова. Но она  очень  лихая – прыгает! Шахматных коней  у  противников  по  два (слайд 15).

Пешка – маленький человечек  в  круглом  шлеме. Пехота, пехотинец, пешком  вот почему  она  так  называется. Идет  только  вперед, Их смело  бросают  в  бой на  врага  и  особо не жалеют. Но части  пешек доверяют  особую  почетную  роль -  охрану  его Королевского  Величества. Почти во всех странах пешки – это  воины, солдаты. Пешек  в  каждой  армии больше всего – по  восемь.

Один из противников командует армией светлых фигур. Это БЕЛЫЕ. Другой шахматист командует армией темных фигур (слайд 16).

-Что еще нужно для  того, чтобы  сыграть в шахматы?

- У доски есть один секрет. Кто его знает? ( Слайд 17)

       

 

-А сейчас все очень аккуратно  достаньте  шахматы и положите перед собой шахматную доску.

-Ребята, давайте  прочитаем стихотворение  И.А. Шнайдера

« Шахматная  доска  и расстановка  фигур» и постараемся  его запомнить (слайд 18).

Прежде  чем игру  начать,

Много  правил  надо  знать!

Помни: справа  от тебя

Клетка  белой  быть  должна.

Приготовь  всё  для  игры:

По краям  стоят ладьи,

Рядом  конница  шагает,

Слон  коней  тех  охраняет.

Вот осталось поля два-

Для ферзя и короля.

Пешки – смелые натуры, Прикрывают  все  фигуры.

Заняли свои места,

Начинается  игра!

-Ребята, давайте  уберём все фигуры с ваших шахматных досок и с  помощью  этого  стихотворения  расставим  начальную  позицию. Будьте  внимательны и не  забудьте правило: «Ферзь любит свой  цвет»

2.Работа  в  паре

- А теперь прочитайте  правило  и запомните его (слайд 19).

3.Работа  с учебником.

-Выполните задания 3на  стр.39  из  учебника.

 

Все вместе  вспоминают  считалку, которая  облегчает  запоминание  буквенных  обозначений  вертикалей: Артисту  Биму  Циркуль Дашь, Его Фамилия ЖЭ Аш

-Нужно  знать как  называются  шахматные  фигуры, и как  они располагаются  на шахматной  доске перед началом  партии.

- Шахматные  фигуры.

Шахматными  фигурами  принято  называть короля, ферзя,  ладью,  слона, коня  и  пешку. У  каждого  партнера в  начале  партии имеется  по  16  фигур: 8 пешек, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня, 1 король, 1 ферзь.

Шахматная  доска.

- Доска должна лежать  так, чтобы правое  нижнее поле было белым. И чтобы возле этого поля  была цифра 1. На  доске есть белые шахматные поля, и  черные шахматные поля.

На каждой  парте  по 1 комплекту шахмат.

Читают стихотворение

« Шахматная  доска  и расстановка  фигур»

На своих  шахматных досках расставляют начальную  позицию

Дети открывают учебник на стр.37 и читают правила.

Позиция - расположение  фигур на шахматной доске.

Начальная  позиция - расположение   шахматных  фигур  в  начале  партии до первого  хода.

Один ход -  это  перемещение  одной  из  своих фигур с одного  поля   на другое.

1.На диаграмме  1 ладья  и конь белых стоят  не  на  своих  местах.

2.На диаграмме 2 неправильно расположены кони  и слоны.

3. На диаграмме 3  неверно расположены короли  и ферзи. 4.Диаграмма  4 правильная.

Коммуникативные: учитывают разные  мнения, координируют  в сотрудничестве  разные  позиции; используют  критерии  для  обоснования  своего  суждения; достигают договоренности  и  согласования общего  решения; осуществляют  постановку  вопросов;  адекватно  используют  речевые  средства  для решения  коммуникационных   задач.

Личностные:

осознают ответственность  за  общее дело.

Познавательные:

поиск и выделения  необходимой  информации, выбор наиболее  эффективных способов решения задач, планирование; структурирование  знаний;  осознанно и произвольно строят  речевое  высказывание.

Физкультминутка

(1-2мин.)

Физкультминутка.

Мы ногами  топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами  миг-миг,

Мы плечами  чик-чик.

Раз сюда, два туда,

Повернись  вокруг себя.

Раз – присели, два - привстали,

Руки  кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали,

Ванькой -  встанькой  словно  стали.

(слайд 20)

Ученики  выполняют  физкультминутку  вместе  с   учителем.

Выполняются  движения, описанные  в тексте

Личностные:

Понимание  важности бережного отношения к собственному   здоровью.

V.Первичное  закрепление (3мин.)

Работа  со словарем.

Закрепить знания  по теме,  умение грамотно  формулировать   свои  мысли.

-Ребята, давайте  рассмотрим  такие  шахматные  понятия, как «королевский  фланг» и «ферзевый фланг».

 Если  король и ферзь  поругаются между  собой, то им придется поделить  шахматную  доску  поровну. Как же это сделать? В этом  нам  поможет  учебник. Давайте  рассмотрим  рисунок  на  стр.40. Если мы  представим, что король  и ферзь белых  и король и ферзь  черных  стоят  в  начальном   положении, то, разделив шахматную  доску  пополам, мы  получим, что левая  часть  доски - это  ферзевый  фланг,  а  правая  - королевский. (слайд 21)

Открывают учебник  на стр.40

Комментарии  по  мере  просмотра  иллюстраций.

Королевский  фланг – половина  доски, на  которой в  начале  партии  расположены  короли.

Ферзевый  флаг - половина  доски, на  которой  в начале  партии  расположены  ферзи.

Познавательные:

самостоятельно выделяют  и формулируют цель;  осуществляют  поиск необходимой  информации

(из материалов  учебника и рассказа учителя)

Регулятивные: ориентируются  в учебнике

осуществляют  волевую  саморегуляцию  в ситуации  затруднения.

VI.Самостоятельная работа с проверкой

(7мин.)

Способствовать развитию   внимания,  логического мышления и грамотной  речи учащихся; развивать навыки самостоятельной  работы с учебником.

-А теперь  закрепим эти   понятия. Для этого  поработаем  самостоятельно  и  

выполним  задания  1-3  из рабочей  тетради

-Запишите понятия в словарь.

Ответ:

По углам  доски  стоят  ладьи. Рядом  с ними  кони, затем  слоны. В центре  ферзь и король. Белые  пешки  стоят  на  второй  горизонтали, а черные  пешки – на  седьмой.

Записывают  основные  понятия  в  словарь.

Самопроверка.

Познавательные:

осуществляют  логические действия.

Регулятивные:

при выполнении  самостоятельной  работы следуют ранее  оговоренному  плану.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения  последовательности работы.

VIII.Рефлексия деятельности

 (3мин.)

Определение того, что усвоено  учащимися, что вызвало  затруднения, что привлекло  внимание  детей.

Продолжите  предложения:

*Сегодня   я  познакомился (узнал)….

*Самым  интересным для  меня  …

* Мне  непонятно…

*Я ещё  хотел бы узнать…(слайд 22)

Можно  составить  синквейм по  теме

 

Ответы  учащихся  с примерами.

Принимают  участие в составлении  синквейна.

Познавательные:

ориентируются  в  своей   системе  знаний - отличают  новое  от уже   известного.

Регулятивные:

оценивают  собственную деятельность на уроке.

IX.

Домашнее задание

(1мин.)

Организация   самостоятельной  работы   и творческой   работы учащихся.

1.Прочитать  в  учебнике  материалы   к  уроку №7(стр.36-41), ответить на  вопросы  на стр.38 (слайд 23).

 

2.Индивидуальные  занятия  и  задания    по  желанию:

- сделать  на  альбомном  листе   рисунок  по  теме  урока;

-приготовить  сообщение  о  каком-нибудь фигуре (по выбору).

До  свидания.Спасибо за  внимание! (слайд 24)

Учащиеся  записывают  в  дневник  домашнее  задание.

До свидания.

Регулятивные:

осуществляют  поиск  средств  достижения  поставленных   задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по курсу «Наш край» 3 класс

Внеклассное мероприятие по региональному курсу "Наш край". Расширяет понятие о фольклерной культуре и растениях края....

Конспект внеклассного мероприятия для 1 класса "Прощаемся с первым классом"

Конспект внеклассного мероприятия для 1 класса "Прощаемся с первым классом"...

Методическая разработка: конспект внеклассного занятия в 3 классе для слабослышащих учащихся с нарушением интеллекта (вариант 2.3), 3 класс. Тема: "Что такое дружба".

Конспект для проведения занятия для детей, обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ по АООП (вариант 2.3 для слабослышащих и позднооглохших с лёгкими нарушеними интеллекта). Материалы таккже могут использоваться д...

Конспект внеклассного мероприятия 1 класс на тему "Ценностные ориентации класса"

На тему «Ценностные ориентации класса».Цели:1. Формирование ценностного отношения учащихся к жизни;2. Формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданско...

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...