Классный час в 1 классе "Что такое дружба?"
план-конспект занятия (1 класс)

Иванова Мария Алексеевна

Классный час познакомит учащихся с законами дружбы.Дети вспомнят пословицы и поговорки о дружбе. Учащиеся создадут дерево дружбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_druzhba.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Что такое дружба?»

У каждого ребёнка на столе звёздочки из картона жёлтого и синего цвета.

Учитель:Ребята, я очень рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

С каким настроением вы  начинаете наш классный час? Поднимите, пожалуйста, одну из двух карточек. Жёлтая карточка обозначает ваше хорошее настроение, синяя карточка – не очень хорошее (цвет можно изменить по выбору учителя). (Дети поднимают карточку – «настроение).

Учитель. Я вижу, что у вас сегодня хорошее настроение. Что ж, тогда начнем.

А чтобы тему классного часа узнать,Нужно нам  кроссворд отгадать.Кроссворд – на листе ватмана или на доске.

Кроссворд:

1.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке ледяной.

2.Одной ручкой всех встречает,

А другой провожает.

3.В лесу у пня с утра беготня,

Народ рабочий с утра хлопочет

4.С неба звездой,в ладошку –водой.

5.Стоит Антошка на одной ножке.

6.Из горячего колодца через нос водица льется

м

е

д

в

е

д

ь

д

в

е

р

ь

м

у

р

а

в

ь

и

с

н

е

ж

и

н

к

а

г

р

и

б

ч

а

й

н

и

к

Ответ: Дружба.

Учитель: Молодцы! Тема нашего классного часа«Что такое дружба?»

(Слайд 1).

Звучит в записи песня В.Шаинского “ Дружба крепкая не сломается” (приложение).

Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?»

После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.

Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

Учитель.В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба:

«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Говорят: «Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения»).

(Слайд 2 – читают значение слова «дружба»).

Учитель. Давайте послушаем стихотворение о дружбе.

Ученик: Дружба – главное чудо всегда,

               Сто открытий для всех настоящее,

               И любая беда – не беда,

               Если рядом друзья настоящие.

Учитель: Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у  доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Учитель читает рассказ Н. Чабаевского“Одинаковые”.

(Можно разыграть по ролям):

Жили две неразлучные подружки. Обе они были очень похожи.  Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.

- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы  уже совсем не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!

- Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

ВОПРОСЫ:

1.За что мама осудила Соню?

2.Что бы вы сказали Соне?

3.Как ей надо было поступить?

Хотели бы вы иметь такую подругу?

Учитель. Многие пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, посвящены дружбе. Давайте мы вспомним их.

Детям предлагаются разрезанные карточки, на одних написано начало пословицы, а на другой конец. Дети берут по одной карточке и ищут к ней пару (другого ребёнка) и встают парами.

Примеры пословиц и поговорок:

Вместе тесно,

а врозь скучно.

Птица сильна крыльями,

а человек дружбой.

Без друга

в жизни туго

Друга ищи,

а найдёшь - береги

Верному другу

цены нет

Легко друзей найти,

да трудно сохранить

Легче друга потерять,

чем найти

Не имей сто рублей,

а имей сто друзей

Человек без дружбы,

что дерево без корней

Дружба, как стекло -

разобьёшь - не сложишь

Один за всех,

и все за одного!

Где дружба прочна,

там хорошо идут дела.

Старый друг

лучше новых двух

Новых друзей наживай,

А старых не теряй!

Слайд 3 –  сверяют собранные пословицы и поговорки.

Физкультминутка:

 Я  твой  друг  и  ты  мой  друг

 Влево, вправо  повернитесь

 И  друг  другу  улыбнитесь.

Руки  к  солнцу  протянули

Солнца лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

С  этим  лучиком  в  груди  

Ты  на  мир  ясней  гляди!

А можно станцевать ритмичный танец под фонограмму «Когда мои друзья со мной» (приложение).

Учитель: Ребята, а теперь нам нужно выяснить, каким должен быть настоящий верный друг?

Я предлагаю вам карточки со словами. Выберите только те качества, которыми должен обладать друг.

Дети работают в группах. На карточках записаны слова:

  • скромность,
  • доброжелательность,
  • настойчивость,
  • общительность,
  • отзывчивость,
  • зависть,
  • эгоизм,
  • равнодушие,
  • хвастовство,
  • злоба
  • готовность прийти на помощь в любую минуту
  • вежливость
  • забота
  • чуткость

Какие качества вы выбрали? Почему?

Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?

Слайд 4. Читают слова на слайде.

Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

Слайд 5 – подсказка «Литературные герои».

Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.

– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?

Учитель. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость.

Придумай продолжение рассказа, как девочки помогли своей подруге:

Мама сегодня задерживалась на работе и ещё утром попросила Наташу помочь ей. Надо было забрать младшую сестрёнку из детского сада, купить хлеб и молоко.  Наташа всё успела. После школы она пообедала, сделала уроки и вовремя пришла за сестрой Олей в детский сад. По дороге Оля раскапризничалась, а в это время им повстречались Наташины подруги из школы…

Прочитай басню и ответь на вопросы:

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не утопила. Голубка несла ветку; она увидела – Муравей тонет и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Потом охотник расставил сеть на Голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу: охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Вопрос: Какими качествами обладают Муравей и Голубка? Какие они (добрые, смелые, благородные) или о них можно сказать другими словами, более подходящими к этому случаю?

Ученики: 1.Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!

2. Настоящий друг везде верен: в счастье и в беде.

И всегда, без лишних слов он помочь тебе готов!

Учитель. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

И любую работу в одиночку тоже выполнять не просто и тяжело. А когда все вместе стараются её выполнить и делают это дружно, тогда всё получается.

Учитель. Сейчас мы поиграем в игру «Волшебная рука» (Слайд 6).

Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.

- А теперь свои ладошки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.

Учитель. Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ. (Слайд 7)

1.Будь вежлив и спокоен со своими друзьями, не забывай их благодарить, используя «волшебные слова», здоровайся при встрече с их родителями.

2.Не обзывай и не унижай своего друга.

3.Не спорь с другом по пустякам, не ссорься, старайся быть ровным в обращении с ним.

4.Не ябедничай. Если ты считаешь, что друг в чём-то не прав, скажи ему об этом сразу, останови. Если он занимается чем-то плохим.

5.Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

6. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

7.Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

8.Будь внимателен к своему другу.

9.Умей уступать своему другу.

10. Радуйтесь вместе с друзьями.

11. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

12. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

Творческая работа «Дерево дружбы».

Давайте придумаем свои правила и напишем их на листочке дерева (раздать каждому ребёнку), а потом листочек прикрепим к большому дереву (силуэт дерева нарисован и прикреплён к стене или доске). Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.

Правила друзей (записываются на доске или на листе ватмана):

Будь верным и надёжным другом.

Храни дружбу, не ссорься по мелочам.

Не перекладывай свою работу на товарища.

Помоги другу, если ему трудно.

Порадуйся вместе с ним его успехам.

Дружба рождается в совместных делах.

Учитель. Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

Учитель. У меня есть волшебный клубочек. Давайте встанем в круг и поиграем.

Дети по очереди называют имена друг друга со словами: «Я рад, Женя, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.

Ученик читает стихотворение:

М. Садовский

Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!

Учитель.Наш сегодняшний классный час о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:– Ребята, давайте жить дружно!

Слайд 9.

Звучит песня «Улыбка» или «Если с другом вышел в путь», все подпевают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы все такие разные"

Классный час рассматривает вопросы толлерантности, дружбы в классе, взаимоотношения в семье....

Классный час. Тема: Что такое зависть?

Цели: 1. Раскрыть понятие нравственной категории «зависть»;2. Воспитывать умение радоваться успехам окружающих людей;3. Развивать речь детей....

Классный час «У меня такая МАМА …»

Цель классного часа : воспитание чувства гордости за свою маму, желания делиться с ней всеми радостями и невзгодами, узнать больше о праздновании «Дня Матери» в нашей стране и в других странах, ...

Классный час "Кто я такой"

Классный час на тему "Кто я такой"...

Классный час "Мама одна такая - любимая и родная"

Классный час посвящён Дню матери, который отмечался в этом году 24 ноября. Цель: поднять престиж матерей в глазах их детей; воспитывать бережное отношение к матери....

Классный час "Я не такой как все"

Классный час по теме "Я не такой как все"...

Классный час "Мы все такие разные"

Классный час "Мы все такие разные" посвящен к всемирному дню толерантности....