Патриотическое воспитание школьников.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Удовиченко Наталья Сергеевна

Важность внедрения в воспитательную программу младших школьников аспектов патриотической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx465.3 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ  СЕМИНАР. ТЕМА: «Патриотическое воспитание школьников»

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня мое выступление посвящено приоритетному аспекту моей работы на поприще педагога, в частности моей направленности в ведении воспитательной работы с учащимися. Мой выбор – это патриотическое воспитание младших школьников.

 В начале позвольте представить некоторые официальные базовые выкладки. Определяющие причины ведения работы по  патриотическому воспитанию  в школе в том числе. 

 «Начиная с 2001 года, постановлениями Правительства Российской Федерации, каждые пять лет вводится в действие обновлённая Государственная программа патриотического воспитания граждан. В своём содержании Программа предусматривает единый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан России».

Как показывает практика, на современном этапе развития отечественной образовательной системы, — той сферой, которая позволяет педагогам наиболее успешно реализовать программы патриотического воспитания учащейся молодёжи, часто выступает внеклассная и внеурочная работа.

В своем сегодняшнем вступлении я бы хотела представить некоторые методические выкладки из мною в данный момент разрабатываемой  пилотной программы по патриотическому воспитанию младших школьников, которая называется «В юном сердце горит огонек», Данная программа позволяет патриотическую воспитательную работу направить на повышение общей успеваемости ребенка, позволяя формировать верную и стабильную мотивацию на основных учебных предметах, преподаваемых в начальной школе. А верная мотивация, как мы с вами знаем, является одной из основных составляющих успеха.

С чего же начинается данная глобальная работа, рассчитанная на успешную преемственность с переходом ребенка из начальной школы в среднюю, а в дальнейшем и старшую школу.

Древняя китайская поговорка гласит:

https://pbs.twimg.com/media/DT5jkaAW0AAg0T-.jpg:large

 Выше было уже сказано о глобальных целях патриотического воспитания молодежи, представленных высокопарными словами о воспитании гражданственности, формировании консолидации общества, об упрочении единства и дружбы народов многонациональной России.» Эти цели верны и прекрасны. Но мы говорим о детях 6-7 лет, закончивших вчера детский сад и пришедших первый раз в школьный класс.
Работать по данной направленности начинать нужно с самого первого дня знакомства с детьми, которые станут Вашими учениками. Такая встреча во многих школьных учреждениях проходит накануне 1 сентября и как правило, проходит в виде ознакомительной экскурсии по школе. Тут  и наступает монент истины. Наша задача завладеть интересом детей, провести не просто формальную экскурсию, а открыть ворота в удивительный мир, где , проходя по школьному коридору, дети не просто проходят определенный маршрут, а остановившись у мемориальной доски, они услышат историю о парне, учившимся в этой школе, отдавшем жизнь на поле брани в наше казалось бы мирное время. Увидят не просто памятник напротив школы, услышат не формальное сообщение учителя, что школа названа в честь летчика, Героя Советского Союза. Наша задача в данной ситуации выступить шедевральным рассказчиком, своеобразным Оле Лукое, если хотите, подать этот материал так, чтобы пошла ответная реакция. Мы с Вами достаточно опытны, чтобы эту реакцию распознать и увидеть. Это - тишина во время Вашего рассказа, дополнительные вопросы детей, порой касающиеся мелких деталей повествования.  Это когда дети ждут с нетерпением вашу фразу: «Я бы хотела сегодня вам рассказать про…» и уже глаза горят, сердечко открыто, они Ваши. Они ваши зрители, Ваши преданные слушатели, Ваш пластилин, из которого именно вы, учитель ваяете ежедневно Людей с большой буквы. Мы с вами сродни хирургам. Как виртуозно и тонко управляется хирург со скальпелем, также тонко и порой на грани мы выполняем свою работу. Мы касаемся самого сокровенного в ребенке, его души, его внутреннего мира, мы имеем доступ к тонкой душевной организации маленького человека.

Выкладка из личного опыта. На ознакомительном этапе, даже не преступив к учебным занятиям, заведя детей в класс, вы можете провести уже первое анкетирование. Как говорит народная мудрость: «Напитав молодую почву, можно сажать первые саженцы». Спросите детей, что они хотели бы получить, придя учиться в школу, что бы хотели узнать, что самое важное, по их мнению, должно произойти, когда они станут учениками, кем видят себя в данный момент. Поверьте, после первой же экскурсии ответы вполне будут интересны. От «хорошо учиться» и «получать пятерки» до «узнать еще про летчиков и летчиц», до «стать военными», до вопроса «а мы военный класс?» Причем на последний вопрос захотели услышать положительный ответ большинство детей. Из всей моей беседы с ними  они, как не парадоксально, сделали такой вывод. Старательно взывая к патриотическим чувствам моих учеников, я вызвала  вот такую ассоциацию себя с военным классом. Это очень интересно и для меня также является ценным опытом.

Далее наступают реалии  учебных будней, время адаптации, первых диагностических работ, первых трудностей, первых побед и разочарований. Наступает момент, когда определенный этап урока или ситуация, позволяет нам перейти к следующей стадии внедрения элементов патриотического воспитания на учебных уроках в целях повышения общей мотивации к обучению. Всем нам известна ситуация, когда ученик сообщает, что забыл пенал (или ручка не пишет), в данной ситуации возможно проведение психологической игры «Ручка помощи».  Учащимся предлагается поиграть в игру. Желающие поделиться запасной ручкой встают к доске, держа в руках ручки, нуждающийся в помощи выходит к ним. Закрывает глаза или отворачивается, произносит слова: 

«Помоги мне, помоги,

Ручку в помощь протяни!»

Ребята за ним меняются местами, протягивая ручки, приговаривают:

 «Ручку помощи тяну.

Друга выручить могу!»

Случайный выбор делает наш забывчивый друг.

Ситуация может пойти по разным сценариям. На сообщение учащегося о неимении ручки откликнуться может малое количество учащихся, а то и вовсе не последует предложений о помощи. Тогда сообщение учителя о предстоящей игре смотивирует учащихся на более активные действия. И как показала практика, восторг от игры вполне предсказуем. Вплоть до хитрости, …Ой, я, кажется, сегодня ручку забыл…» Данная игра не занимает много времени, и может использоваться как физминутка на уроке.

     Данную ситуацию с забытой ручкой можно представить и исправить в ином ракурсе. Когда предлагается помощь своему однокласснику, снова приходит нам в помощь талан учителя- рассказчика, умеющего вовремя сказать «живое слово». Похвалить детей, старающихся помочь, указать на дружбу в классе. Указать на то, что поделиться ручкой казалось бы пустяк. Но любое малое добро может обернуться большей пользой.  Воспользоваться пословицами о взаимовыручке.

Без друга в жизни туго.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Настоящий друг познаётся в беде.

Для друга ничего не жаль.

Рассказать детям о солдатской взаимовыручке, зачастую являющейся настоящим героизмом. Таких историй множество, выбрав момент, поведайте детям об этом.  

https://fs00.infourok.ru/images/doc/249/254038/img18.jpg

        Такая работа сплачивает детский коллектив, дает возможность прислушиваться друг к другу, быть неравнодушными.  

 Любая работа с детьми патриотической направленности предполагает наличие некоего инструментария, ловко орудуя которым дети с вашей помощью  пытаются обрести критериальный набор некоторых качеств характера, моральных эталонов, которым они желают соответствовать. Постоянно слыша и практикуясь в различных патриотически ценных  аспектах, учащиеся желают быть схожи с теми персонажами, которые освещены в ваших рассказах. Учащиеся проявляют себя с разных сторон. Начиная от внешнего вида, будь то ежедневное пребывание на уроках или торжественное мероприятие в школе, вид хотят иметь подтянутый, бравый, ухоженный. Ведь именно вы рассказывали детям о том, что солдатский мундир – это лицо солдата, форма  всегда с честью носилась военными любой эпохи. А мы с честью носим свою форму, являя лицо ученика, его уважение к себе и другим.

  Мы не хватаем звезд с неба, мы работаем в реалиях повседневной жизни. И произнеся слово «патриотизм» еще раз скажу, начинаем с малого, с фундамента, с подготовки к дальнейшим внедрениям и надеюсь успехам. Для нас патриотизм звучит в различных его проявлениях, и на школьных глобальных мероприятиях, в желании , несмотря на совсем еще юный возраст в них участвовать.  В желании детей узнать о подвигах Героев, в вопросах, бывает совершенно наивных, в общей фотографии 1 сентября на фоне нашей школы, в желании участвовать в серьезных школьных мероприятиях и проектах, в исполнении современных  и не менее прекрасных и патриотичных детских песен, веселых и грустных, в том, как горят глаза, с каким удовольствием поют они. Какое старание проявляют дети и терпение на репетициях нашего хора, в том, что когда один учащийся говорит, что забыл синюю ручку со всех сторон в классе протягивают ему «ручки помощи» одновременно все 32 человека,  в  том, что есть ученик  в классе, учащийся с ОВЗ, который до сих пор не умеет читать, а мы уже второклассники,  и никто, никогда не посмеялся над этим, кроме него все умеют читать, никто никогда не задает компрометирующих вопросов, почему Максим делает иногда совершенно другие задания, почему так плохо говорит на устных уроках (нарушения речи), почему кушает два раза, а не один в день. Вот что такое наш патриотизм, наша маленькая победа.

Я всегда придерживалась мнения, что авторитет современного учителя в его собственных руках, не нужно пенять на современные реалии, что нет в обществе  и в массах былого благоговения и уважения к профессии. Все дело в нас, в нашем желании и осознании верного выбранного пути,  как тонко мы подходим к работе, чем сами, лично мы мотивированны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Патриотическое воспитание школьников.

Патриотическое воспитание школьников....

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Патриотическое воспитание школьников.

В своём выступлении я делюсь опытом работы....

Задачи и содержание патриотического воспитания школьников

Сложность патриотического воспитания современных школьников обусловлена следующими факторами...

Сборник мероприятий, посвященных военно-патриотическому воспитанию школьников

В сборнике прелставлены классные часы, уроки - мужества, внеклассные мероприятия, исследовательские работы учащихся, посвященные месячнику оборонно - массовой и спортивной работы...