Программа по внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности»
рабочая программа (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
педагогическим советом приказом директора
от 23.05.2019 №6 от 28.05.2019 № 110-Д
Программа
по внеурочной деятельности
«Основы компьютерной грамотности»
(срок реализации 1 год)
Разработала:
Ренина О.В.,
учитель начальных классов
2019 год
Пояснительная записка
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, и их запросы и интересы, кто любит и отдает им себя.
Программа “Основы компьютерной грамотности” представляет среду для изучения универсальных компьютерных технологий (графический, текстовые редакторы, электронные книги и игры на развитие логического мышления, памяти, воображения, используемых для накопления навыков работы с информацией различных видов) Теоретические знания для младших классов даются на занятиях в виде беседы с демонстрацией на компьютере или при использовании наглядных пособий.
Включение компьютерной обучающей программы в процесс обучения младших школьников позволяет повысить эффективность обучения. Компьютерная программа для детей младшего возраста – это, прежде всего, обучающие игры, в которых активно используются зрительные образы, а также активные формы работы самого ребенка ,т к в начальной школе игровая форма деятельности является ведущей и имеет для детей огромное значение. Занятие информационной технологии у младших школьников подобно другому занятию в начальной школе использует многочисленные формы: беседу, опрос, игры, конкурсы. Однако каждая из традиционных форм проведения занятия кроме своего частного назначения, предусмотренного планом занятия, служит подготовкой к кульминационному моменту занятия - компьютерному упражнению или творческой работе.
Цели и задачи программы.
Цель программы: формирование первичных элементов информационной культуры и получение первоначальных практических умений и навыков работы на компьютере, необходимых в дальнейшей учебной деятельности младших школьников.
Задачи:
- дать учащимся общее представление об информационной картине мира, способах получения хранения обработки и передачи информации человеком.
-способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления.
-выработать навыки культурно-продуктивного общения.
-научить использованию компьютера для получения новых знаний.
Средства достижения.
-проведение творческих работ стимулирующих интерес и активность ребят
- применение наглядных пособий и электронных развивающих книг и игр
-включение игровых и конкурсных элементов в ходе занятия.
Организационные условия реализации программы:
- общее количество часов- 33;
- периодичность занятий - 1 раз в неделю;
- различные формы организации работы: групповая, индивидуальная;
- санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности.
Ресурсное обеспечение:
- наличие индивидуальных компьютеров для возможности индивидуальной работы каждого ученика.
- операционная система Windows XP/7/8.
- программа PowerPoint.
- возможность выхода в Интернет.
Направление: общеинтеллектуальное
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются особенности и возможности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от развития и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Кабинет, в котором проводятся занятия кружка, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.
Кабинет оборудован согласно правилам пожарной безопасности.
Методические условия реализации программы.
Типы занятий:
- комбинированный;
- первичного ознакомления с материалом;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний и умений на практике;
- закрепления, повторения;
- итоговое.
Форма и методы организации учебного занятия:
- Словесные методы (рассказ, беседа.).
- Наглядные методы (фото- видеоматериалы, слайдовые презентации).
- Практические методы (работа с различного вида программами)
- Методы контроля (теоретические и практические зачеты, наблюдения, анкетирование, практические работы).
Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся должны знать.
-Правила ТБ при работе с компьютером.
- Понятия “информация”,“компьютер”,“программа”,“меню”,“рабочий стол”, значок “графический редактор”.
-что устройствами информации являются клавиатура и манипулятор “мышь”
-основные инструменты текстового редактора
-основные инструменты графического редактора
Учащиеся должны уметь.
- пользоваться буквенными и цифровыми блоками клавиатуры
- использовать манипулятор “мышь”
-работать с командами открыть и закрыть меню- файл
- создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.
Курс «Основы компьютерной грамотности» раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия | ||
У ученика будут сформированы: | Ученик получит возможность для формирования: | |
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; •ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей); • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • установка на здоровый образ жизни. | • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; •адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках. | |
Регулятивные универсальные учебные действия | ||
У ученика будут сформированы: | Ученик получит возможность для формирования: | |
• ставить учебные цели, использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном, вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью. | • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; •проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; •самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; •осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | |
Познавательные универсальные учебные действия | ||
У ученика будут сформированы: | Ученик получит возможность для формирования: | |
•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные). | • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • строить логическое рассуждение. | |
Коммуникативные универсальные учебные действия | ||
У ученика будут сформированы: | Ученик получит возможность для формирования: | |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия. | • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Тематическое планирование 1 класс (33ч)
№/п | Раздел | Количество часов |
1. | Введение в информатику. Правила поведения и работа с компьютером | 2 ч |
2. | Компьютер и его устройство. Программы | 3 ч |
3. | Графический редактор Paint. Составление рисунков на заданные темы | 14 ч |
4. | Графический редактор Tux Paint. Составление рисунков на заданные темы | 14 ч |
Список источников информации для учителя.
- Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html
- А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
- О.П. Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
- Из опыта работы по формированию информационной среды образовательного учреждения//Информационные технологии в образовании (ИТО-2002)
- Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.2006-2007
- Программа Intel «Путь к успеху»/ Книга для учителя.2006-2007
- Программа Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».2006-2007
- Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы
- Виват, мультимедиа!//Цифровая школьная четверть. Материалы Международного педагогического мастер-класса программы Intel «Обучение для будущего» г. Пушкин, 2003 – с.46-47
- Сайты в помощь учителю информатики:
- www.klyaksa.net
- www.metod-kopilka.ru
- www.pedsovet.org
- www.uroki.net
- www.intel.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/23/picture-604302-1490251526.jpg)
Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности в начальной школе», 3 класс
Данный курс реализует интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/12/picture-761182-1457769686.jpg)
Внеурочная деятельность "Основы финансовой грамотности"
Программавнеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»Социальное направление...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-1190983-1574350457.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-995879-1516019637.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Основы финансовой грамотности" 4 класс
Программа составлена в соотвестсвии ФГОС НОО, на основе авторской программы Ю. Корлюговой, Е. Гоппе «Финансовая грамотность»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-516030-1522677368.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/22/picture-217337-1671707171.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/28/picture-1454589-1677553310.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс...