"Каждый может победить себя"
классный час (4 класс)

Наталья Викторовна Серегина

личностно-ориентированный классный час в 4 классе с применением технологии кейсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kl.chas_.docx23.21 КБ
Файл situatsii.docx15.08 КБ
Файл prezentatsiya_k_klchasu.pptx82.04 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

«Каждый может победить себя»

4 класс

Разработала учитель начальных классов МКОУ «Хвастовиская средняя общеобразовательная школа» Серегина Наталья Викторовна

Цель: создание условий для формирования у учащихся осознанной потребности в самопознании и самосовершенствовании.

Задачи:

  • организовать деятельность, способствующую формированию нравственного развития обучающихся;
  • развивать потребности к самоанализу, осмыслению понятия «человек – личность»;
  • расширять представления о себе, о важных сторонах своей личности;
  • осознанию значимости определения ценностных приоритетов, жизненных целей.

Оборудование: интерактивный комплекс, чистые листы, ручки,.

«Всегда мечтайте и стремитесь к большему, чем вы знаете, что можете достигнуть. Не трудитесь быть лучше своих предшественников или современников. Старайтесь быть лучше самих себя.» Уильям Фолкнер

«Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень, и свою неуверенность.» Виктор Суворов.

1. Психологический настрой

Здравствуйте те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью!
Здравствуйте те, кто молчит!

Возьмитесь за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему насколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо мне очень приятно». Затем он дарит комплимент своему соседу. Вы подарили друг другу хорошее настроение.
2. Постановка проблемы.  Решение проблемной ситуации (кейс-технология). Работать мы будем в группах, которые вы сформировали сами. Что объединило вас?

Я хочу вам предложить поговорить сегодня о нас. Но для начала давайте разберёмся с тремя ситуациями, которые происходят с другими детьми и, которые нуждаются в нашей помощи. Трём группам будут даны разные ситуации. Вам необходимо изучить их и дать мудрый свой совет. В помощь я даю вам трёх экспертов- учеников нашего класса, они вам помогут подвести итог.

  1. Прочитай историю.

Тима Куролесов – ученик 4 класса. По русскому языку за вторую четверть учительница ему вывела двойку. А как же он старался не стать двоечником! Сначала были непонятны падежи, но Тима думал, что он выучит их чуть позже. Но тут появилось склонение, да не одно, а целых три! Как же всё это запомнить? И как назло залили каток, Тима туда бежал сразу после школы и возвращался домой только к ужину. На выходные приезжал брат и закачал новую компьютерную игру. Как же хотелось Тиме улучшить свой результат в игре, для этого нужны постоянные тренировки. А времени у него мало, целый час папа и мама делают с ним домашнее задание! Уже глаза слипаются, играть совсем некогда. Но ничего, перед сном он успеет пройти ещё один тур. В школу ходить совсем не хочется: каждый день вызывают к доске, как будто Тимка один в классе. Да и Танька, соседка по парте навязывается с помощью. Влюбилась что ли? Нет, Тимка не из таких. Сам со всем справится. До конца четверти ещё далеко. Он успеет выучить и падежи, и склонения. Вот и лёд на катке тает, и игра начинает надоедать.

  1. Ответь на вопросы:

- Почему Тима стал двоечником? Старался ли он исправится? Что ему мешало?

3.  Дайте Тиме совет как «победить» свою двойку.

Эксперт: Человек средних дарований использует лишь 4% своих нервных клеток. Талантливыми и гениальными людьми становятся те, кому удается пробудить и вовлечь в работу хотя бы часть своих дремлющих клеток. У каждого есть возможность сделаться в 5, 10, 20 раз умнее и способнее, особенно если с самого раннего детства начинать развитие своих способностей.

  1. Прочитай историю.

Вова Слабушкин часто болеет. Как бы он не остерегался, но все вирусы и болезнетворные бактерии липнут к нему как мухи на мёд. Наступили холода, Вова на улицу не выходит, как бы не переохладить организм, папа в школу его на машине везёт, а забирает брат тоже на машине, ведь так быстрее и теплее. Форточку перед сном Вова не открывает, ветер так и норовит нагнать холод в комнату. Но это не помогает, Вова всё равно умудряется заболеть. От уроков физкультуры его врач освобождает всё чаще и чаще, ведь после болезни организм и так ослаблен, так что физические нагрузки противопоказаны. Бегать ему тяжело, мышцы слабые, урок высидеть становится всё труднее. Да и пропусков уроков стало больше.

  1. Ответь на вопросы:

- Почему Вова стал болезненным мальчиком? Старался ли он исправится?

3.  Дайте Вове совет как «победить» свою болезненность.

Эксперт: Чтобы лучше понять скрытые возможности своего организма, послушайте историю. Этот мальчик в детстве был хилым, малорослым, болезненным. Он хотел стать великим полководцем, таким, как Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, своим идеалом считал Петра I. Мальчик составил программу самовоспитания: занимался физическими упражнениями, закалял себя, обливался холодной колодезной водой и босой бегал по снегу, скакал на коне в одной рубашке, навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Все это помогло будущему полководцу воспитать в себе исключительную выносливость, давшую ему возможность не только преодолевать тяготы военных походов, но и личным примером воодушевлять русских «чудо-богатырей». Много внимания уделял своему образованию. Серьезно занимался математикой, военной историей, выучил 8 языков, сам писал стихи. Мальчик этот не только стал великим полководцем, но и создал армию, достойную себя. Этот мальчик - великий полководец Александр Васильевич Суворов.

  1. Прочитай историю.

У Миши Грубиянова не складываются отношения с окружающими. Толя не ходит больше с ним в школу, наверное, не понравилось, что Мишка его называет по-дружески «Толик- кролик», шуток не понимает. Девочки отходят в сторонку, видать боятся, что Мишка их будет дёргать за косички. Эти весёлые косички с разноцветными резиночками, которые так и тянет дёрнуть! Соседка тётя Зина жалуется Мишиной маме, что мальчик грубияном растёт, ни «здрасьте», ни «спасибо». А Миша все правила этикета знает, с учителями и родителями он вежлив, а с остальными быть вежливым необязательно. Так что тётя Зина напрасно на него наговаривает.

  1. Ответь на вопросы:

- Почему у Миши не складываются отношения с окружающими?  Старался ли он исправится? Что ему мешало?

3.  Дайте Мише совет как «победить» свою невоспитанность.

Эксперт: В православии существует Золотое правило этики. Оно гласит: «Как хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и ты к ним относись». Если ты груб и резок с окружающими, не жди доброго отношения к себе. Правила этикета формировались на протяжении всего времени существования человечества. В них отражён опыт многих поколений людей, в них – традиции наших предков. Не соблюдая правила этикета, ты не уважаешь прежде всего самого себя.

3. Вывод: Никто не рождается великим учёным или спортсменом, музыкантом или поэтом, не рождается воспитанным, культурным, добрым, милосердным… Человек формируется на протяжении всей своей жизни. Чтоб стать лучше Тиме, Вове и Мише нужно было победить свои слабые качества. В силах каждого из вас сделать себя лучше, если мы будем заниматься самовоспитанием. Как вы понимаете это слово? (ответы детей). Самовоспитание- это способность бороться со своими внутренними недостатками6 ленью, неорганизованностью, грубостью, бескультурьем. Из чего же складывается система самовоспитания? Прежде всего, необходимо выбрать себе достойную цель. Только она придаст смысл всем вашим усилиям, направит в одну сторону ваши помыслы и деяния. Даже если спустя какое-то время ваши жизненные планы изменятся, вы к этому моменту уже успеете обрести очень важное качество-целеустремленность. Именно целеустремленность позволяет держать все системы нашего организма в состоянии высокой активности. И, наоборот, бесцельно живущие люди быстро стареют, их способности рано гаснут.

Для самовоспитания, помимо целеустремленности, необходимо развитие воли. Воля – наш главный инструмент в борьбе за себя. Волевые люди средних способностей нередко достигают многого. Безвольные таланты, как правило, остаются ни с чем. Что же такое воля? Умение делать то, что надо. И тренировать ее можно, как мышцы, методом всё нарастающих нагрузок, начиная с минимальных. Не хочется что-то делать- делайте через силу. Вскоре вы с удивлением обнаружите: стоит вам приказать самому себе – и какой-то механизм внутри вас быстро, даже радостно выполнит команду.

4. Тест «Сильная ли у тебя воля?»

Сейчас попробуйте ответить себе на вопрос, волевой ли вы человек и насколько развита ваша воля. В столбик запишите номера вoпросов, а через черточку номер выбранного ответа (он соответствует количеству баллов)

1.Делаешь ли ты зарядку по утрам?

1) нет                 2) иногда                  3) да

2.Кто тебя будит по утрам?

1) родители                 2) будильник               3) встаю сам

3.Если тебе приходится выбирать между тем, что надо делать (уроки), и тем, что интересно( фильм),что ты выбираешь?

1) делаю то, что интересно          2) когда как          3) делаю дело

4. Можешь ли ты отказаться пойти в кино с друзьями, например на каток, если у тебя запланировано другое занятие?

1) не могу                     2) иногда могу               3) могу

5.Всегда ли выполняешь свои обещания?

1) нет                            2) иногда                        3) да

6.Можешь ли ты заставить себя сдержаться, если кто-то тебя обидел?

1) нет                           2) иногда                          3) да

Подведение итогов: нужно сложить все полученные баллы. Если сумма меньше 12, то ученику необходимо укреплять свою волю. Для этого нужно понять, что вам мешает стать лучше, с каким качеством своего характера нужно начать борьбу.

5. Игра «Аукцион качеств».

Я вам предлагаю принять участие в аукционе качеств. Задумайтесь, какое качество вы хотели бы победить в себе, запишите его на листке. На доске в сундучке собраны те качества, которых, возможно, вам не хватает. У вас сегодня есть уникальная возможность обменять своё «плохое» качество на «хорошее» Запишите на листочке своё качество, которое вам, по вашему мнению, мешает и обменяйте его на то, которое хотели бы преобрести.

Дети выходят к доске и выбирают одно из качеств со словами «Меняю…. на …»

6. Памятка «Как победить себя»

 Начинать борьбу со своими недостатками лучше с простых программ, например, соблюдать режим дня, преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника, всегда держать слово, не конфликтовать с другими. Кому не знакома ситуация «с понедельника возьмусь …»? Самовоспитание и состоит в том, чтобы развить в себе способности заставить себя делать то, чего не хочется, преодолеть себя ради достижения целей.

Давайте попробуем составить памятку «Как победить себя»

  1. Выяви качество, которое тебе мешает стать лучше.
  2. Начни бороться с этим качеством.
  3. Составить план действий на день, неделю, месяц.
  4. Убеждать себя, что это тебе необходимо и полезно.
  5. Следи, какие результаты приносит эта борьба.
  6. Если борьба не приносит положительного результата, измени план действий.
  7. Если результаты положительные, продолжай борьбу.
  8. Тебе удалось победить своё «плохое» качество. Поздравь себя с этой победой.
  9. Не останавливайся на достигнутом, продолжай самосовершенствоваться.

7. Подведение итогов.

Был ли полезен для вас классный час?

Чем он был полезен?

Что было интересным?

Что было непонятным?

Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?



Предварительный просмотр:

  1. Прочитай историю.

Тима Куролесов – ученик 4 класса. По русскому языку за вторую четверть учительницу ему вывела двойку. А как же он старался не стать двоечником. Сначала были непонятны падежи, но Тима думал, что он выучит их чуть позже. Но тут появилось склонение, да не одно, а целых три! Как же всё это запомнить? А тут как назло залили каток, Тима туда бежал сразу после школы и возвращался домой только к ужину. На выходные приезжал брат и закачал новую компьютерную игру. Как же хотелось Тиме улучшить свой результат в игре, для этого нужны постоянные тренировки. А времени у него мало, целый час папа и мама делают с ним домашнее задание! Уже глаза слипаются, играть совсем некогда. Но ничего, перед сном он успеет пройти ещё один тур. В школу ходить совсем не хочется: каждый день вызывают к доске, как будто Тимка один в классе. Да и Танька, соседка по парте навязывается с помощью. Влюбилась что ли? Нет, Тимка не из таких. Сам со всем справится. До конца четверти ещё далеко. Он успеет выучить и падежи, и склонения. Вот и лёд на катке тает, и игра начинает надоедать.

  1. Ответь на вопросы:

- Почему Тима стал двоечником?

- Старался ли он исправится? Что ему мешало?

3.  Дайте Тиме совет как «победить» свою двойку.

  1. Прочитай историю.

Вова Слабушкин часто болеет. Как бы он не остерегался, но все вирусы и болезнетворные бактерии липнут к нему как мухи на мёд. Наступили холода, Вова на улицу не выходит, как бы не переохладить организм, папа в школу его на машине везёт, а забирает брат тоже на машине, ведь так быстрее и теплее. Форточку перед сном Вова не открывает, ветер так и норовит нагнать холод в комнату. Но это не помогает, Вова всё равно умудряется заболеть. От уроков физкультуры его врач освобождает всё чаще и чаще, ведь после болезни организм и так ослаблен, так что физические нагрузки противопоказаны. Бегать ему тяжело, мышцы слабые, урок высидеть становится всё труднее. Да и пропусков уроков стало больше.

  1. Ответь на вопросы:

- Почему Вова стал болезненным мальчиком?

- Старался ли он исправится?

3.  Дайте Вове совет как «победить» свою болезненность.

  1. Прочитай историю.

У Миши Грубиянова не складываются отношения с окружающими. Толя не ходит больше с ним в школу, наверное, не понравилось, что Мишка его называет по-дружески «Толик- кролик», шуток не понимает. Девочки отходят в сторонку, видать боятся, что Мишка их будет дёргать за косички. Эти весёлые косички с разноцветными резиночками, которые так и тянет дёрнуть! Соседка тётя Зина жалуется Мишиной маме, что мальчик грубияном растёт, ни «здрасьте», ни «спасибо». А Миша все правила этикета знает, с учителями и родителями он вежлив, а с остальными быть вежливым необязательно. Так что тётя Зина напрасно на него наговаривает.

  1. Ответь на вопросы:

- Почему у Миши не складываются отношения с окружающими?

- Старался ли он исправится? Что ему мешало?

3.  Дайте Мише совет как «победить» свою невоспитанность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каждый может победить себя Классный час Разработала учитель начальных классов МКОУ « Хвастовиская средняя общеобразовательная школа» Серегина Наталья Викторовна 4 класс

Слайд 2

«Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя» Виктор Суворов

Слайд 3

Самовоспитание это способность бороться со своими внутренними недостатками, ленью, неорганизованностью, грубостью, бескультурьем. ЦЕЛЬ ВОЛЯ

Слайд 4

Тест «Сильная ли у тебя воля?» 1 . Делаешь ли ты зарядку по утрам? 1) нет 2) иногда 3) да 2 . Кто тебя будит по утрам? 1) родители 2) будильник 3 ) встаю сам 3 . Если тебе приходится выбирать между тем, что надо делать, и тем, что интересно, что ты выбираешь? 1) делаю то, что интересно 2 ) когда как 3 ) делаю дело

Слайд 5

Тест «Сильная ли у тебя воля?» 4. Можешь ли ты отказаться пойти с друзьями на каток, если у тебя запланировано другое занятие? 1) не могу 2 ) иногда могу 3) могу 5.Всегда ли выполняешь свои обещания? 1) нет 2) иногда 3 ) да 6.Можешь ли ты заставить себя сдержаться, если кто-то тебя обидел? 1) нет 2) иногда 3) да

Слайд 6

Итог: Сложи все полученные баллы. Если сумма меньше 12, то тебе необходимо укреплять свою волю. Для этого нужно понять, что вам мешает стать лучше, с каким качеством своего характера нужно начать борьбу.

Слайд 7

«Аукцион качеств »

Слайд 8

Памятка «Как победить себя» 1. Выяви качество, которое тебе мешает стать лучше. 2. Начни бороться с этим качеством. 3. Составить план действий на день, неделю, месяц. 4. Убеждать себя, что это тебе необходимо и полезно. 5. Следи, какие результаты приносит эта борьба. 6. Если борьба не приносит положительного результата, измени план действий. 7. Если результаты положительные, продолжай борьбу. 8. Тебе удалось победить своё «плохое» качество. Поздравь себя с этой победой. 9. Не останавливайся на достигнутом, продолжай самосовершенствоваться.

Слайд 9

Был ли полезен для вас классный час? Чем он был полезен? Что было интересным? Что было непонятным? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?

Слайд 10

«Всегда мечтайте и стремитесь к большему, чем вы знаете, что можете достигнуть. Не трудитесь быть лучше своих предшественников или современников. Старайтесь быть лучше самих себя» Уильям Фолкнер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинять физкультминутки может каждый.

В статье рассказывается о проекте "Сочинять физкультминутки может каждый"....

Технологическая карта урока. «Каждый ли клёст может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин») (3 класс).

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности + презентация  к уроку....

Каждый человек может добиться поставленной цели!

Каждый человек может добиться поставленной цели!...

Экологический проект "Сберечь планету может каждый!"

Проблема утилизации отходов, несомненно, является одной из важных в современном обществе. Улучшить экологическую обстановку и извлечь выгоду в качестве дешёвого вторсырья поможет раздельный сбор мусор...

Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности «Маленький художник», или рисовать может каждый

В данной статье представлен опыт организации духовно-нравственного воспитания, творческого развития младших школьников, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов на занятиях курса вне...

Доклад Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта «Победи себя» (на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева)

Доклад "Повышение уровня индивидуальных способностей младших школьников посредством проекта «Победи себя» (на примере 2 класса Тумульской СОШ им. В.М.Прокопьева) представляе...

Артикуляционная гимнастика. Выполнять может каждый!

В данной публикации представлены артикуляционные упражнения, которые выполнять может каждый!...