Классный час "Масленица".
классный час (1 класс)

Матвеева Галина Евгеньевна

Цель: Познакомить детей с историей празднования масленицы; учить их чтить и уважать традиции русского народа; воспитывать любовь к Родине, народной  культуре.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения  праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Масленица".

Цель: Познакомить детей с историей празднования масленицы; учить их чтить и уважать традиции русского народа; воспитывать любовь к Родине, народной  культуре.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения  праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Воспитание бережного и уважительного отношения к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.

Ход  занятия.

Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Учитель

 Каждому народу дороги его традиции, праздники. Историк древности Геродот сказал так: «Если бы предоставить всем народам на свете, выбирать самые лучшие обычаи и нравы, то каждый народ выбрал бы свои собственные, так как каждый народ убежден, что его собственные обычаи и образ жизни лучшие». Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить, порадоваться, позабавиться, как наши деды забавлялись .

- Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям?

- О масленице! Мы сегодня Масленицу  встречаем, зиму провожаем,  весну закликаем!

Собирайся, народ!

 Весна красная идет!

Надо зимушку спровадить,  

Дружно Масленицу сладить!

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью огромной милостью.

Со льном большим, с корнем глубоким,

С хлебом великим!

История праздника

Учитель.     Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой   девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.

Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то  с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок. Первые три дня – Узкая Масленица, а последующие дни – Широкая Масленица.

       Празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя урожая, гуляньями, играми, различными забавами. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. Праздник масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Круглые, горячие, золотистые блины представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", писал А. Куприн. Продолжалась масленица  неделю. Каждый день имел  свой смысл,   назначение и название.

Понедельник — «встреча»

Учитель. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

 Приходили молодцы,

Обрубили все концы.

Всем пенёчкам на пригорке,  

 Даже русским поговоркам.

Нужно предложениям    

Сделать продолжение.

Конкурс «Продолжи пословицу».

Один пирог два раза не… (съешь)

Не вкусив горького, не узнаешь и  … (сладкого)

Сам заварил кашу, сам ее и  … (расхлебывай)

Кашу маслом не … (испортишь)

Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)

Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)

Остатки … (сладки)

От черной курочки да белое … (яичко)

От черной коровы да белое … (молочко)

Вторник — «заигpыш»  

Закончился первый день, встретили мы Масленицу. Наступает второй день недели. А назывался этот день “Заигрыши” С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. Пришло время и нам поиграть, веселою игрою Масленицу потешить.

Собирайся, народ,

Неделя "сырная" идет!

Наступает день второй,

Весь наполненный игрой!

День потех и угощений,

Смеха, песен и веселья!

Подходи, торопись,

Вместе с нами веселись!

 

Конкурс  «Отгадай загадку».

1. С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,

2. Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос
Ведь на улице… (мороз)

3. Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла …(весна)

4. Масленица – объеденье!
Напечём блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, …(икра)

5. С икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны-
Наши солнышки – …(блины)

6. Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот!(Блин)

7. Всю неделю отдыхаем,
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем.(Масленица)

8. Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем.(Масленица)

9. Зиму с ней мы провожаем,
И Весну-Красну встречаем,
Ей блины вкусны пекут,
Даму эту как зовут?(Масленица)

Среда — «лакомка»  

Учитель

Нынче Лакомка у нас!

Угощенье это раз!

Объеденье это два!

Пляски прямо у стола!

Угощаемся блинами,

Заедаем пирогом!

Мы ни крошки не оставим,

Посидевши за столом!

Учитель.       В среду теща приглашала на блины зятя.

Вы знаете, кого называют тещей?  (ответы детей) Теща – это ваша бабушка, мамина мама, а ваш папа для нее зять.

     С первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Блин – это символ солнца (такой же круглый), а солнце – символ возрождающейся жизни (придет весна, все начнет расти). Русские люди ели много блинов на Масленицу, сами над собой потом и подшучивали. О блинах сложено много поговорок:

- Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

- Блин добро не один.

- Блин брюха не портит.

Ой, ты Лакомка-Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины -

Едем к… (теще на блины)!

Четверг — «разгул» (перелом, широкий четверг)

А в четверг раздолный разгуляй  приходит

Ледяные крепости,снежные бои…

Тройки с бубенцами на поля выходят

Парни ищут девушек-суженых своих.

На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои. Не отставали от детей и взрослые. Они тоже ходили от дома к дому и «собирали» на Масленицу. Русский народ щедр на угощенье, а уж детям никогда не отказывали. А если уж какая хозяйка жадничала, ребята обязательно придумывали дразнилку жадным хозяевам:

- У Матрёны  на носу кошки ели колбасу!

- Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

Чисти картошку,

Ешь понемножку!

- Паршивые блины по аршину длины!

 Конкурс «Ням-ням» , «Фу-фу».

Ням-ням”, “ням-ням-ням” говорите коль нравится, “Фу-фу”, “фу-фу-фу”– если вам не понравится.

Ну, что начнём?
Булочки хрустящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Тапки завалящие (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Пирожки слоёные (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Валенки варёные (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Шарики сырные (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Салфетки жирные (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Пряники вкуснящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Яблоки хрустящие (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Селёдочка пряная (“Ням-ням, ням-ням-ням”)
Грибочки поганые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Шишки еловые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Табуретки новые (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Рваные карманы (“Фу-фу, фу-фу-фу”),
Воза три сметаны (“Ням-ням, ням-ням-ням”)

Четверг –«разгуляй»  

Хоть тёщины блинки и сладки, да тёщ на масленицу угощают  зятьки. Если в среду зятья гостили у своих тёщ,  то в пятницу зятья приглашали  тёщу на  блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось страшной обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тёщей.

Игра « Собери блин».

  На  кусочках блина написано начало пословицы, на плакате окончание пословицы. Дети соединяют начало пословицы и её окончание и в итоге получают блин, похожий на солнце.

*Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

*Не житьё,  а Масленица.

*Не всё коту Масленица, будет и  Великий пост.

*Масленица объедуха, деньгам приберуха.

*Блин не клин, живота  не расколет.

*Без блина не Масленица.

*На горах покататься, в блинах поваляться.

*Хоть с себя  что заложить, а Масленицу проводить.

Суббота - “ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ”

Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.

Молодая невестка  приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением были блины.

Масленица - объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

 И, конечно же, … (икра)!

 И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки-… (блины)

Воскресенье - “ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ”

Торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизни над смертью; пепел развивают по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Катанье, песни, звуки гармоники, шум и гам в последний день продолжались до вечера.

Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными  поклонами спросить взаимного прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

- Красные девицы! За обиды нас простите, зла на нас не держите.

-Добрые молодцы, Вас мы прощаем и обижаться  на вас мы не станем. И в свой черёд, вы нас тоже простите, зла на нас не держите.

 Потом   при всём народе сжигали чучело Масленицы. Но прежде, чем сжечь чучело, Масленице пели прощальные песни:

- Прощай, Масленица – пересмешница!

Тырь-тырь – монастырь,    

Ты лежи, лежи, старуха

На осиновых дровах,

Три полена в голове.

Блинов напекла, сама все пожрала,

А нам редьки хвост дала на Пост.

Весело гуляла, песни играла,

Протянула до Поста.

Гори, Сатана!

      Иногда Масленицу называют проводами зимы и встречей весны.

- Как вы думаете, почему ее так называют? (Масленица приходится на конец февраля – последнего месяца зимы. За февралем - март, начало весны).

А теперь загадки загадаем. Отгадавшему блин. 

Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)

Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)

Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)

Мнут и катают, в печи закаляют, а потом за столом нарезают ножом. (Нож).

Лежало на свету, просилось в темноту, да и там покоя нет: как бы вырваться на свет. (Семя)

Стоит изба из кирпича. То холодна. То горяча.(Печь).

По небу ходит маляр без кистей. Краской оранжевой красит людей.(Солнце)

Итог  классного часа.

  1. Первый месяц весны (март)
  2. Название второго дня масленицы (заигрыш)
  3. Что хозяева подавали к блинам (сметана)
  4. Из какого материала делали чучело Масленицы? (солома)
  5. С какого дня начиналась Масленица в старину. (понедельник)
  6. День недели, когда зятья угощали своих тещ блинами (пятница)
  7. Что придумывали ребята, если хозяева жадничали? (дразнилка)
  8. Блин – это символ чего? (солнца)
  9. Последний месяц зимы? (февраль)

С масленицей ласковой поздравляем вас!
Блинчикам повластвовать наступает час. 
Без блинов не сладятся проводы Зимы,
К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.

А теперь давайте будем пробовать блины, которые испекли по самым  разнообразным рецептам наши ребята, они поделятся своими вкусными рецептами.

Масленица прощай!
На тот год опять приезжай!
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...