"Методика контактного взаимодействия"
методическая разработка

Горохова Галина Николаевна
Каждому учителю, а социальному педагогу и педагогу-психологу чаще всего в своей практике, так или иначе, приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. Для профилактики возникновения трудностей в учебно-воспитательном процессе поможет оказать профессиональную помощь специалисту методика контактного взаимодействия Л.Б.Филонова. В настоящее время данную методику активно применяют в своей практике классные руководители, учителя - предметники, психологи и социальные педагоги, адаптируя её к ученикам начальной школы, старшеклассникам, к трудным подросткам, к работе с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методика контактного взаимодействия

с подростками отклоняющегося поведения».

Подготовила социальный педагог

МБОУ Базинской ООШ им. Н.В. Сутягина

Горохова Г.Н.

Слайд 2.

Цель: Создание условий для актуализации представлений о контактном взаимодействии  с подростками отклоняющегося поведения. Развитие внутреннего потенциала для увеличения способности к открытому и эффективному взаимодействию с подростками.

       Каждому учителю, а социальному педагогу  и педагогу-психологу чаще всего в своей практике, так или иначе, приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать.

Трудно не согласиться с мнением, что общаться с подростками сложно, а общаться с девиантными подростками вдвойне сложно.  Основная характеристика девиантных подростков – всегда противостояние окружающим, нарушение правил, ниспровержение авторитетов. Мы вынуждены принять данный факт и научиться строить отношения с подростками. Кроме того данные отношения должны по максимуму носить конструктивный характер. Безусловно, все мы владеем определенными навыками такого взаимодействия, но сегодня я хотела обсудить с вами  методику контактного взаимодействия  Л.Б.Филонова.

Слайд 3.

В настоящее время данную методику активно применяют в своей практике классные руководители, учителя - предметники, психологи и социальные педагоги, адаптируя её к ученикам начальной школы, старшеклассникам, к трудным подросткам, к работе с родителями.

Я предлагаю  рассмотреть, каким образом используются стадии контактного взаимодействия разными категориями участников общения, чтобы создать своеобразную обобщенную памятку для педагогов, для установления более плодотворных отношений с участниками учебно-воспитательного процесса.

Возникает вопрос: «А с чего же начинать контактное взаимодействие? На что мы должны опираться в первую очередь?» Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее упражнение:

Слайд 4.

Посмотрите, пожалуйста, на матрешку (куклу и т. п.) и опишите то, что вы непосредственно видите.

В данном случае эта матрешка и выступала в роли нашего подростка. Каждый увидел со своей позиции определенную ее сторону. Кто-то предположил, что с другой стороны она выглядит по-другому, а кто-то предположил, что внутри матрешки еще что-то есть. Следовательно, при построении эффективного взаимодействия, на что нам следует опираться в первую очередь, что нам следует учитывать?

Действительно, при построении взаимодействия мы должны «видеть» не только внешнюю оболочку человка, «трудного» подростка, но и учитывать, что он личность, учитывать всевозможные его грани, чувства и внутренние качества. Нам следует помнить, что внутри каждого «колючего» ребенка прячется маленький незащищенный, как в данном случае, скрытый под  множеством оболочек цыпленок.

Слайд 5.

Для профилактики возникновения трудностей в учебно-воспитательном процессе поможет оказать профессиональную помощь специалисту методика контактного взаимодействия Л.Б.Филонова.

Контактное взаимодействие это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в сближении, продолжении общения, в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции. Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

Стадии контактного взаимодействия специально называются по типу предпочитаемого способа воздействия. При прохождении всех шести стадий применяются способы воздействия, различные для каждой из них.

Слайд 6.

  • «Стадия накопления согласий».

Применяются способы воздействия, которые либо вызывают согласие, либо сам инициатор контакта соглашается с собеседником. Естественно, что инициатор контакта сам должен либо постоянно соглашаться с высказываниями собеседника, либо переносить те моменты, темы, проблемы, вопросы, которые могут вызвать несогласие на последующие стадии. Например, к подростку, который только что пришел для того, чтобы рассказать о содеянном, задаются вопросы такого типа: «Тебе неприятно, что тебя вызвали для беседы?», «Ты хочешь, конечно, поскорее закончить беседу?» и т.п. Таким образом, по мере того, как накапливаются согласия, они разрушают барьеры, поскольку человек, приготовившийся к обороне и сопротивлению, не встречает того, против чего ему нужно возражать, и он располагается к общению.

Типичными ошибками педагогов на первой стадии являются предложения «рассказать все как было», а также убеждения и наставления с самого начала общения, подросток «включает» барьеры.

Слайд 7.

  • «Поиск общего интереса».

Инициатор контакта ведет разговор на тему, связанную с каким-либо интересом подростка. На этой стадии нельзя вести разговор относительно того, что составляет содержание, «деловой интерес», т.е. по существу то, по поводу чего должна состояться беседа. Тема интереса всегда вызывает возбуждение у подростка и его стремление высказаться по этой «нейтральной» теме. Кроме того, возбужденный интерес всегда дает возможность вызвать активное стремление человека к общению и сообщению. В результате разговоров на отвлеченные интересы типа «хобби» (увлечение спортом, радиотехникой, играми, рыбной ловлей и т.д.) могут быть теми темами, которые будут представлены как общий интерес в том случае, если инициатор контакта действительно проявит инициативу в разговоре по поводу интереса. Поскольку интерес становится в центре внимания, то это снимает напряжение, которое имело место в начале, вызывает ряд приятных ассоциаций и положительных эмоций.

Слайд 8.

  • «Стадия принятия принципов, предлагаемых для общения».

Необходимо последовательно переключать разговор с темы интереса типа «хобби» на тему интереса к собственной личности. При этом необходимо иметь в виду, что каждый человек стремиться всегда желает выглядеть перед другим человеком в наиболее выгодном для себя свете. Именно поэтому он начинает говорить о некоторых своих принципах, которые, с одной стороны, должны характеризовать его с самой выгодной стороны, он сообщает о своих принципах, на которые он намерен ориентироваться в процессе общения. Как правило, эти принципы отражают индивидуальные характеристики человека. Например, подросток говорит «Я принципиальный», «я справедливый», «я люблю все сразу выяснить» и т.п.

Нередко педагог встречается с теми «заявлениями» о себе, которые не соответствуют действительности. Например, подросток говорит «Я всегда говорю правду», в то время как педагог на основании материала, которым он располагает, знает, что подросток несколько раз обманывал других. Тем не менее, он не должен высказывать своих сомнений. Проведенные опыты говорят о том, что если в этот период педагогом высказывались сомнения о каких либо особенностях характера подростка или недоверие по поводу его способностей, то это прерывало контактное взаимодействие. Это часто становилось поводом к возникновению барьера отчуждения от педагога. Отрицательную роль могут играть также все сообщения о подростке переданные человеком из близкого его окружения. В этой стадии, как правило, подросток очень многое рассказывает о себе только с положительной стороны.

Слайд 9.

  • «Стадия выяснения свойств, опасных для общения».

После того, как установились достаточно прочные отношения, основанные на положительных эмоциях и на принимаемых принципах и качествах, возникает ситуация, когда необходимо вести разговор о тех особенностях, которые могут стать помехой для взаимоприемлемого общения. Например, совершенно спокойно могут быть высказаны сомнения по поводу некоторых суждений, высказанных подростком. Могут быть также высказаны возражения и недоумения. Подросток не удивляется этим возражениям в тех случаях, когда инициатор контакта «сталкивает» противоречия, которые высказал ранее в разговоре о своих суждениях. В этот период рационально также вести споры, высказывать противоречивые суждения. Подросток бывает иногда готов вступить в дискуссии, и сам охотно вступает в них, желая установить более точно какие-то обстоятельства или устранить неясности. Подросток нуждается в беседе, чтобы высказаться о наболевшем и проверить позиции человека, который чем- то ему может помочь, или как избежать приближение опасности.

Слайд 10.

  • «Стадия поиска способов и средств по реализации индивидуального подхода».

Инициатор контакта на материале предыдущих стадий устанавливает некоторые индивидуальные характеристики подростка, а также способы, которые наиболее эффективно на него влияют. У подростка должно сложиться впечатление о том, что по отношению к нему применяются только те средства, которые являются действенными именно для него. В этой ситуации первостепенной задачей для педагога является, внушить подростку, что о нем складывается хорошее мнение о поведении, об отношениях подростка с учителями и родителями. Педагог должен убедить подростка, в том, что «он стал думать о нем не так, как в самом начале». Тем самым подводится как бы итог тому результату, который получен на предыдущих стадиях и в то же время появляется та линия поведения, которая может быть единственно правильной. Подросток ожидает строгих воздействий и готов к ним, поэтому дальнейшая реализация устранений отрицательных привычек и свойств общения будет облегчена. В связи с тем, что инициатор контакта объявляет, что он изменил свои позиции, необходимо также и высказывание о том, что он сам меняет свое отношение к подростку и учитывает все, что достигнуто ими вместе.

Слайд 11.

  • «Стадия установления общих норм поведения и взаимодействия».

Эта стадия в качестве основного средства воздействия предусматривает обращение к нормам, которые установлены всеми участниками вместе. Для этого разрабатываются некоторые общие планы и программы поведения, в которые предусматривают содействие между участниками в построении предполагаемого контакта. Эти планы приобретают характер правил, с которыми соотносится каждый из участников. Поскольку планы и программы предусматривают совместные действия, то учитываются также и особенности, выполняющей роли каждым из участников взаимодействия. В частности, уточняется то, что должен делать каждый в очередном мероприятии, или в дополнительном. Такой подход к отдельным мероприятиям в воздействии на отдельных подростков, или на отдельные правонарушения обеспечивает результат профилактики отклоняющегося поведения подростков в процессе всего взаимодействия. Подросток знает, что те правила и нормы, которые установлены, являются обязательными потому, что в их разработке он принимал участие.

В этот период отчетливо проявляется возможность перевоспитания. Подросток начинает действовать, старательно выполняя нормы, установленные между двумя людьми, а затем начинает ориентироваться на нормы, которые установлены большинством людей. Таким образом, трудновоспитуемый подросток начинает действовать в соответствии с нормами окружающих его людей.

Слайд 12.

Данную методику можно использовать и в здоровом коллективе для профилактики негативных и конфликтных моментов, а так же для работы с трудными подростками, с родителями, имеющими разногласия с педагогами в учебно-воспитательной деятельности. Данная методика применима для работы психологов, социальных педагогов, классных руководителей, воспитателей и других работников образования.

Таким образом, осуществляя взаимодействия с детьми и родителями в условиях ОУ, педагог должен стремиться использовать все педагогические технологии и постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство.

А общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через "минное поле" этих первых секунд, необходимо применить "Правило трех плюсов" (чтобы расположить к себе собеседника, нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Правило трех плюсов - правило построения эффективного общения

1. Улыбка

2. Имя собеседника

3. Комплимент (сначала успехи - потом проблемные стороны ребенка).

Слайд 13.

Подводя итог своего выступления, хочу рассказать вам индийскую притчу «Три фигурки».

"Три фигурки" (индийская притча)

Однажды Акбар, индийский царь, получил в подарок три абсолютно одинаковые золотые фигурки. Дарящий сказал также, что у каждой фигурки - свое значение и своя ценность. Чем же различались они одна от другой? Этот вопрос должны были решить советники царя. Сколько ни искали они различия, но так и не обнаружили их. Один из мудрецов, Бирбал, тем не менее продолжал свои поиски. Наконец, в каждой из фигурок он обнаружил по маленькому отверстию в ухе. В них-то мудрец и продел тонкую золотую нить. Тогда и стало очевидным, что у одной нить вышла из второго уха, у другой - изо рта, а у третьей фигурки нитка вышла через пупок.

Настало время растолковать ценность и значение фигурок. Бирбал так объяснил их царю:

- Решение таково. Первая фигурка - символ человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает нам человека, который, едва выслушав сказанное, спешит рассказать об услышанном другим. Третья фигурка символизирует человека, который, услышав от других что-то, старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка - самая ценная из трех. 

Прощание – «Спасибо!». На одну ладонь положите те эмоции, мысли чувства, с которыми вы пришли сюда, на вторую те, что получили на этом занятии, которые испытываете сейчас. А теперь дружно похлопаем друг другу и скажем громко: СПАСИБО!

Слайд 14.

                              ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Список литературы

  1. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3401//Модель организации контактного взаимодействия педагогов и старшеклассников по предупреждению отклоняющегося поведения подростков. АВТОР: Москаленко Н.И.
  2. http://www.psy.msu.ru/people/filonov.html//Филонов Лев Борисович. Биография.
  3. http://www.studfiles.ru/preview/5601815/page:3//Методика контактного взаимодействия с подростками (по Л.Б.Филонову).
  4. http://www.portal-slovo.ru//Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В.
  5. http://libraryno.ru/3-4-metodika-kontaktnogo-vzaimodeystviya-social-nogo-rabotnika-s-roditelyami-napravlennogo-na-korrekciyu-razvitiya-i-vospitaniya-rebenka-metsocrab//Методика контактного взаимодействия социального работника с родителями, направленного на коррекцию развития и воспитания ребенка
  6. http://www.studfiles.ru/preview/1621699//Никитина Н.Н. Игровой тренинг общения в школьном классе // Классный руководитель. – 2006. - №5. – с.55 – 73. Для чего надо заниматься организацией общения детей в классе?
  7.  А.Н. Орлова «Исцеление словом». – Красноярск, 1989


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика контактного взаимодействия с подростками отклоняющегося поведения р.п. Бутурлино, 2020 Подготовила Горохова Галина Николаевна, социальный педагог

Слайд 2

Методика контактного взаимодействия с подростками отклоняющегося поведения Цель : Создание условий для актуализации представлений о контактном взаимодействии с подростками отклоняющегося поведения . Развитие внутреннего потенциала для увеличения способности к открытому и эффективному взаимодействию с подростками

Слайд 3

Методика контактного взаимодействия Л.Б.Филонова. Филонов Л.Б., ( 01.08.1925 - 11.04.2016) Доктор психологических наук В настоящее время филоновская «методика контакта» применяется в деятельности специальных служб, является основой для выдвижения стратегии и тактики ведения переговоров с террористами, а также используется при нарушении режимов в местах исполнения приговора.

Слайд 4

Опишите то, что вы непосредственно видите.

Слайд 5

Контактное взаимодействие — это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в сближении, продолжении общения, в высказываниях и сообщениях.

Слайд 6

Стадии контактного взаимодействия Стадия взаимодействия Содержание и характер контакта Основная тактика Результат 1. Расположение к общению Использование общепринятых форм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости. Одобрение, согласие, безусловное принятие Принятие согласия

Слайд 7

Стадии контактного взаимодействия Стадия взаимодействия Содержание и характер контакта Основная тактика Результат 2. Поиск общего интереса Поиск нейтрального интереса. Внимательное отношение к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностно значимый интерес. Подчеркивание уникальности личности . От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам. Ровное отношение, заинтересован-ность , подчеркивание уникальности личности. Положи-тельный эмоциональный фон, согласие.

Слайд 8

Стадии контактного взаимодействия Стадия взаимодействия Содержание и характер контакта Основная тактика Результат 3. Выяснение предполагаемых положительных качеств Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск тех или иных качеств у себя. Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием. Создание ситуации безопас-ности , безуслов-ное принятие личности.

Слайд 9

Стадии контактного взаимодействия Стадия взаимодействия Содержание и характер контакта Основная тактика Результат 4. Выяснение предполагаемых опасных качеств Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах. Принятие позитивного без обсуждения, сомнения, возражения. Ситуация доверия, открытости.

Слайд 10

Стадии контактного взаимодействия Стадия взаимодействия Содержание и характер контакта Основная тактика Результат 5. Адаптивное поведение партнеров Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того , что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого.

Слайд 11

Стадии контактного взаимодействия Стадия взаимодействия Содержание и характер контакта Основная тактика Результат 6. Установление оптимальных отношений Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению . Общие намерения. Согласие на выпол-нение принятого плана.

Слайд 14

Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Контактная выставка «Живые тропические бабочки»

Сегодня мы с детьми посетили музей в посёлке Куйтун и с головой окунулись в тропики. Точнее, в тропический мир бабочек. На дворе снег, зима, а в музее настоящие тропики, сказочные цветы, лианы среди к...

Методика оценки уровня готовности обучающихся к учебному взаимодействию

Определение уровня готовности учащихся к учебному сотрудничеству Характеристика уровня готовности учащихся к учебному сотрудничествуна примере 4 класса общеобразовательной средней школы п.Томилин...

Классный час по ЗОЖ со структурами взаимодействия по Сингапурской методике.

Данный фрагмент классного часа по ЗОЖ был представлен на педагогическом совете. Сценарий классного часа составлен с использованием технологий из Сингапурской методики обучения. Вот какие структуры был...

контактные данные педагога-психолога

контактные данные педагога-психолога...

Структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности взаимодействия в образовательном процессе.

Структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности взаимодействия в образовательном процессе....

Доклад на тему «Методика коллективных творческих и групповых дел как средство формирования взаимодействия школьников»

Демократические преобразования в обществе, мобильность и динамичность окружающей действительности, конкурентоспособность и другие современные явления на первое место ставят индивидуальность и неордина...