Нормативно-правовые основы организации деятельности туристско- краеведческого направления
статья

Абайдулина Татьяна Викторовна

Основные специфические особенности детского туризма в Алтайском крае 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1: Нормативно-правовые основы организации деятельности туристско- краеведческого направления

1.Описать основные специфические особенности детского туризма в Алтайском крае (районе края, городе)

         Благодаря своей уникальной нетронутой природе, высоким горам, богатым ягодами лесам, бурным рекам Алтай каждому может предложить тот тип отдыха, который ему больше подходит. Алтайский край в настоящее время можно назвать  крупнейшим туристическим регионом с большими перспективами развития. Алтай – это интересная, красивая богатая, загадочная земля, щедрая ко всем, кто хочет познакомиться с ней поближе. Алтай не похож на многие популярные места отдыха и туризма тем, что здесь сохранились пространства нетронутой природы. Здесь возможны любые путешествия – от автомобильной прогулки до многодневных пеших экспедиций. Туристические комплексы, отели, базы, кемпинги приглашают отдохнуть в самых живописных уголках горной страны.

   Детский туризм на Алтае интересен, разнообразен и безопасен. На сегодняшний день многие турпредприятия специализируются на приеме детских групп, приезжающих на отдых, существуют и специализированные детские турбазы (как правило, в районе предгорий и среднегорья) различного уровня комфорта, летние детские палаточные лагеря в районе нижней Катуни, Телецкого озера и Горного Чарыша, детские туристические стоянки в Чемальской зоне. Разработаны и успешно осуществляются пешие маршруты для детей разных возрастов (самые популярные проходят в Горном Чарыше и левобережье нижней Катуни), детские сплавы по Катуни, Бии, Чарышу, Аную и некоторым другим рекам. Спортивные детские группы принимают альплагеря «Актру» и «Аккем». Возрождаются существовавшие еще в советские времена познавательные, исторические, археологические маршруты и экспедиции, рассчитанные на детей подросткового возраста. Все больше турпредприятий создают условия для отдыха на Алтае с детьми. На турбазах оборудуются детские бассейны и игровые комнаты, предлагаются несложные экскурсионные маршруты и сплавы. В местах развлечений – экстрим-парках, аквапарках – действуют детские зоны. На сегодняшний день отдыхать на Алтае можно с детьми практически любого возраста, от младенцев до подростков.     Согласно концепции детско-юношеского туризма в Алтайском крае – это движение подрастающего поколения, направленное на познание окружающего мира через туристско-краеведческую, экскурсионную, музейную деятельность учащихся в системе непрерывного образования.

    Основной целью детско-юношеского туризма в Алтайском регионе является развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптация к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

  В 2005 году на Алтае праздновалось  100-летие детско-юношеского туризма. Основателем детского туризма на Алтае считается преподаватель Барнаульского реального училища Виктор Иванович Верещагин, который в мае 1905 года с учениками и двумя педагогами совершил переход от Барнаула до Чулышманского монастыря. Историю детско-юношеского туризма в Алтайском крае можно разделить на несколько этапов: I этап – 1905-1935 гг. – деятельность В.И.Верещагина, походы учеников реального училища, написание первых методических рекомендаций и описаний походов с детьми; II этап – 1938-1960 гг. – создание Алтайской краевой детской туристско-экскурсионной станции, развитие централизованной системы отдыха советских школьников, в послевоенные годы широкое распространение приобретают экспедиции школьников по местам боевой славы, оздоровительные походы с целью изучения природы родного края; III этап – 1960-1990 гг. – алтайские туристы впервые участвуют во всесоюзном слете, массовое распространение приобретают краеведческие экскурсии идеологической направленности, создаются школьные краеведческие музеи, получают распространение геологические и археологические походы, организованные совместно со специалистами края; IV этап – с 1990 г. по настоящее время – переход на новые условия хозяйствования, получение статуса государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей, развитие новых экстремальных видов туризма (парусный, пара-, дельтапланеризм, скалолазание), значительные изменения в организации туристско-краеведческой работе в связи с изменениями в законе «Об образовании».

  На сегодняшний день в Алтайском крае существует сеть общеобразовательных учреждений дополнительного образования детей туристкой направленности. Кроме выездов за пределы края они в первую очередь осуществляют туристические маршруты дома, у себя в районах, и не только летом, но и в течение всего года.

     Для тех детей, которые не занимаются на постоянной основе туризмам в этих центрах, звучат регулярные предложения в прессе и по радио приобретать путевки в местные детские оздоровительные лагеря, где проводятся интересные профильные смены с туристским уклоном как на базе стационарных лагерей, так и передвижные туристские лагеря.

В Алтайском крае существуют следующие детские  оздоровительные учреждения:  краевой детский  оздоровительный центра «Алтай» в г. Бийске; четыре оздоровительных учреждений в Алтайском районе: детская туристической база «Селена», детская туристическая база «Детская империя туризма»,  краевая туристско-экологическая база «Уба», спортивно-учебно-оздоровительные  лагеря Алтайского краевого педлицея и туристической стоянки «Фадеев Лог» т.д.

  В последнее время развитию детско-юношеского туризма, летнему отдыху и оздоровлению детей и подростков органами федеральной и муниципальной власти уделяется достаточно много внимания, о чем свидетельствуют данные статистики. В 2010 г. по сравнению с 2005, несмотря на сокращение общей численности детей и подростков в Алтайском крае на 30,4%, число отдохнувших детей увеличилось на 1,1%. Если в 2005г. летним отдыхом и оздоровлением было охвачено всего 18,6% детей от общей численности, то в 2010 г. уже - 26,4%. [4, с.68] Социальная направленность детско-юношеского туризма прослеживается по социальной структуре детей, охваченных системой отдыха и оздоровления: в 2005 г. от общей численности отдохнувших 4% - дети-сироты, 1,5% - дети-инвалиды, 21,9% - дети из многодетных и неполных семей, 0,2% - дети беженцев и вынужденных переселенцев, 2,2% - дети безработных, 1,3% - дети, состоящие на учете в органах внутренних дел. Положительная динамика наблюдается в учреждениях дополнительного образования края с 2000 г. численность обучающихся возросла на 11,5% от общего числа учащихся края, а занятых туристско-краеведческой деятельностью относительно всех обучающихся в учреждениях дополнительного образования на 20,6%.     Таким образом, можно сделать вывод, что детско-юношеский туризм составляет значительную долю в структуре дополнительного образования края  

    Итак, можно сделать вывод, что детско-юношеский туризм составляет значительную долю в структуре дополнительного образования края. С каждым годом популярность туризма среди детей и молодежи растет, получают развитие новые виды, расширяется аудитория, а также география алтайских путешествий. Благодаря квалифицированным руководителям повышается уровень подготовки юных туристов, улучшаются результаты на региональных и всероссийских слетах и соревнованиях. Однако в этой сфере еще много проблем, которые требуют решения, следовательно, необходимы дальнейшие, более масштабные, исследования этого направления, которые позволят выявить тенденции развития, определить перспективы и разработать комплексную программу развития и совершенствования детско-юношеского туризма в Алтайском крае.

ОСОБЕННОСТИ

детского туризма

Основные особенности детского туризма

Финансируется в основном за счет бюджета и различных внебюджетных фондов

Является приоритетным вопросом социальной политики

государства

Для реализации социальной функции предполагает охват максимально широкой детской аудитории

Оказывает значительное влияние на уровень здоровья не только детей, но и всего населения страны

С организационной точки зрения требует обязательного привлечения штата медицинского и педагогического персонала

Предполагает особо тщательный контроль за соблюдением норм питания и санитарно-гигиенических норм средств размещения детей

        Детский  туризм - это вид туризма, потребителями услуг которого являются дети в возрасте 7-17 лет, отправляющиеся в путешествие с целью отдыха, оздоровления, образования и другими целями в сопровождении руководителя туристской группы или инструктора-проводника.

Детский туристский продукт представляет собой совокупность определенного количества и качества товаров и услуг, а также знаний и умений персонала организаций, обслуживающих детей, необходимых для удовлетворения их познавательных или рекреационных потребностей в том или ином туристском регионе, основанных на использовании местных туристско-рекреационных ресурсов.

Анализ становления и развития детского туризма в России позволил выявить, что в 90-е годы XX века детский туризм понес серьезные потери: значительно уменьшилось количество детских оздоровительных учреждений; произошло снижение безопасности детского отдыха в результате пересмотра нормативной базы детского туризма и снятия различных ограничений на организацию детских поездок; сократилось финансирование из бюджета; изменилась структура детского отдыха (большое количество детей стали отдыхать в международных детских лагерях за рубежом); сократилось количество детей, отдыхающих в детских оздоровительных лагерях из-за снижения жизненного уровня основной массы населения. Лишь только к 2000 г. распад детского туризма прекратился, и положение стабилизировалось.

На современном этапе в детском туризме остро стоят следующие проблемы:  

- слабая государственная поддержка развития детского туризма;

- вхождение системы отдыха и оздоровления детей в рыночные отношения, связанное с  большими трудностями, вызванными отсутствием опыта работы;

- слабая дифференциация предлагаемых услуг и отсутствие должного профессионализма для работы в сфере детского оздоровительного туризма;

- хронический дефицит капитальных вложений в развитие туристско-оздоровительных учреждений;

- отсутствие программно-методического и образовательно-воспитательного обеспечения и сопровождения пребывания детей и подростков в данных учреждениях;

- недостаточный уровень квалификации психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания в туристском учреждении.

Нами были сформулированы рекомендации по оптимизации развития детского туризма в Алтайском районе:

  1. разработка районной программы развития детского туризма в Алтайском районе;
  2. повышение качества обслуживания в детских оздоровительных учреждений путем организации краткосрочных семинаров для педагогических кадров и обслуживающего персонала;
  3. участие в развитии детского туризма органов государственной власти в контексте организационно-контрольных функций;
  4. развитие частно-государственного партнерства в организации туристско-экскурсионных маршрутов, строительстве объектов в контексте семейного, детского спортивного, лечебно-оздоровительного и культурно-познавательного отдыха (совершенствование сети детских оздоровительных лагерей, средств размещений семейного типа, молодежных летних туристских стоянок, молодежных спортивно-оздоровительных комплексов);
  5. на базе средств размещений, расположенных в Алтайском районе, развитие семейного отдыха;
  6. организация специализированных детских туристско-экскурсионных маршрутов;
  7. развитие материально-технической базы (Строительство молодежного спортивно-оздоровительного комплекса молодежи в возрасте 14-18 лет «Муха» (гора  «Муха») с проведением туристско-экскурсионных маршрутов (пеших, лыжных, авто).  строительство туристско-спортивного горнолыжного комплекса для детей в возрасте 14-18 лет в районе Каимских прудов; организация семейного туркомплекса на 30 мест в «Сырной деревне» в с. Куяган и т.д.)
  8. разработка и проведение туристско-экскурсионных маршрутов (культурно-познавательные. Экскурсия на Куяганский масло сыр завод (проект, требует инвестиций). Познавательно-оздоровительные. Экскурсия на ООО «БиолитАлтай» (фито-туризм);
  9. организация и проведение на туристских базах Алтайского района (например, «Сердце Алтая», «Детская империя туризма» и других) детских конкурсов, соревнований спортивной и познавательной направленности;
  10. рекомендуется организовать санаторный, профильный, детский спортивный лагерь, лагерь для поддержки одаренных детей и подростков;
  11.  в Алтайском районе возможна организация международных детских слетов.

Нами выявлено, что ресурсная база детского туризма Алтайского района может стать центром обмена опытом по развитию детского туризма, турслетов, реализации частных проектов. Алтайский район может выступить центром детского туризма, располагающего ресурсной базой для проведения спортивных, оздоровительных, культурных и эколого-познавательных программ, мероприятий и маршрутов.

Таким образом, формирование эффективной стратегии развития детского туризма в Алтайском крае тесно связано с планированием новых мест для детского отдыха. Месторасположение, масштаб и характер будущего детского туристского центра должны выбираться с целью достижения лучшей сбалансированности в передвижениях детских туристских потоков, выделению для детского отдыха чистых в экологическом плане территорий, а также способствовать экономическому и социальному развитию различных регионов России путем сбалансированного распределения туристского потенциала страны.

2. Проанализировать сайт КГБУ ДО «АКЦДОТиК «Алтай» (http://doocaltai.ru/doc.html) , раздел Документы и представить письменный анализ ключевых документов в области НПО туристско-краеведческого направления ДО.

 

В разделе представлена документированная информация федерального, краевого значения, Министерства образования и науки Алтайского края, документация Роспотребнадзора и иные нормативные документы. Документированная информация представляет собой изменения в локальных актах, действия и подготовка к проведению различных кампаний, реализации программ и распределение средств на данные программы, рекомендации по организации работы во время различных рисков:

Письмо Министерства здравоохранения РФ №15-з/И-2-7564 «О подготовке и проведении детской летней оздоровительной кампании 2020 года»;

Приказ Министерства здравоохранения РФ №327н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха »;

Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий

Распоряжение Минпросвещения России №Р-121 от 28.11.2019 Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сферы отдыха и оздоровления детей"

Федеральный закон от 16 октября 2019 г. № 338-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”

Приказ МЧС России №42 от 30.01.2019 "Об утверждении Порядка информирования территориальных органов МЧС России о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу, и Порядка хранения, использования и снятия с учета территориальными органами МЧС России информации о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу".

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.08.2018 года №6 "Об утверждении примерной формы договора об организации отдыха и оздоровления ребенка".

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)».

Указ Президента Российской Федерации № 2 от 01 января 2018 года "Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года";

Постановление Правительства Алтайского края от 5 апреля 2017 г. N 110 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Реализация государственной национальной политики в Алтайском крае" на 2017-2021 годы";

Приказ Министерства образования и науки Алтайского края №592 от 09.04.2019 года "О распределении средств краевого бюджета на проведение краевых профильных лагерей и мероприятий по подготовке детской оздоровительной кампании 2019 года".

Письмо Министерства образования и науки Алтайского края №23-п/04/2612 от 11.06.2020 года «О правилах работы детских оздоровительных лагерей Алтайского края в условиях сохранения рисков распространения COVID-19» ;

Письмо Министерства образования и науки Алтайского края №23-04/04/958 от 03.06.2020 года «О подготовке детской оздоровительной кампании»;
Приложение 1 . Рекомендации по организации работы организации отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.
Приложение 2. Рекомендации по организации работы санаторно-курортных учреждений в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.
Приложение 3. М Методические рекомендации  по проведению профильных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе для детей, состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Письмо Министерства образования и науки Алтайского края года №21-02/02/1539 от 07.06.2018  года «О проведении разъяснительной работы об обязательной регистрации, формируемых и отправляемых на территорию Республики Алтай туристических групп».

3. Составить сводную таблицу существующих форм детского туризма в РФ

Гораздо интересней разделять отдых по целям и задачам, тематическим направлениям путешествий:

  • детский оздоровительный туризм – это посещение лечебных процедур и мероприятий, отдых в санаториях. Зачастую такие поездки рекомендованы по медицинским показателям, например, при искривлении осанки врачи выписывают путевки в санатории Липецкой области с лечебными грязями;
  • детский спортивный туризм – это командные соревнования, поездки с целью принять участие в футбольных играх, других видах спорта. Сюда же можно отнести и спелеотуризм, скалолазание;
  • детский познавательный туризм – посещение музеев, исторических объектов и достопримечательностей. Идеально, если детей будет сопровождать гид – человек, знающий историю, интересные факты, увлекательные события;
  • детский образовательный туризм – имеет черты сходства с познавательным отдыхом, ориентирован на путешествие, когда ребенок может узнать что-то новое, чему-то научиться. Например, посещение музея игрушки в Карачеве, где дети пробуют свои силы в мастерстве стеклодувов;
  • детский культурно-познавательный туризм – посещение выставок, объектов культурного наследия, литературных вечеров. Этот отдых больше подходит для детей сознательного возраста – подростков и молодежи;
  • детский экскурсионный туризм – прогулки могут совершаться как на природу, так и в черте города. Среди средств передвижения – лыжи, велосипеды, а также пеший отдых;
  • детский экологический туризм – связан с экскурсиями на луга, поля, в лес, когда ребенку предоставляется возможность познакомиться с разнообразной флорой и фауной;
  • детский водный туризм – это не только плавание, но и прогулки на морском и речном транспорте. Популярными городами для водного туризма являются – Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов-на-Дону;
  • детский активный туризм – подходит для юных непосед. Спорт, экскурсии, безграничные игры на свежем воздухе – сюда можно включить массу направлений отдыха;
  • детский и семейный туризм – находка не только для подростков, но и родителей. Курорт выбирают таким образом, чтобы и ребенок не скучал, и взрослые нашли для себя занятие по душе.

4.Составить краткое описание особенностей организации ТКД в учреждениях дополнительного образования

Туризм как одно из направлений образования и развития детей является комплексным средством всестороннего развития подрастающего поколения, активного познания и освоения окружающего мира.

В последние годы у обучающихся заметно усилился интерес к краеведению, что способствует воспитанию у детей и молодежи уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию. Учебно-тематические экскурсии, однодневные и многодневные походы, туристско-краеведческие мероприятия являются эффективным и действенным средством этого процесса.

Туризм и краеведение способствуют обучению различным методикам исследовательской деятельности, выявлению и сбору конкретных фактов о памятниках истории и культуры, объектах природы и их распространению в обществе путем пополнения фондов наглядных пособий школы, экспозиций музеев и т.п.

Между тем, педагогический потенциал туризма и краеведения даёт обучающимся живой жизненный эмпирический опыт общения с родной природой. В процессе коллективной туристско-краеведческой деятельности у обучающихся формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающей среде как природную, так и социальную.

Пешеходные туристы универсально подготовленные люди. Они владеют элементами многих видов спорта: ориентирования и тяжёлой атлетики (вес рюкзака подчас достигает 45 кг.), лёгкой атлетики (ходьба и бег на длинные дистанции) и скалолазания, плавания и гимнастики. Кроме туристско-технических, они владеют навыками оказания доврачебной помощи, быть биологами, ботаниками и краеведами, историками и геологами.

Основой туризма являются походы. Безопасность и технико-тактический уровень их проведения в значительной мере зависят от предпоходовой подготовки, в которой большую роль играют соревнования. Они способствуют проверке и повышению технико-тактической подготовленности туристов, происходит широкий обмен опытом.

На соревнованиях одним из важнейших видов является полоса препятствий. Различная по технической сложности, она, конечно, ещё несколько лет назад была значительно проще, чем на нынешних соревнованиях. С ростом технической сложности походов возрастают и требования к технической подготовленности современных туристов.

Исходя из вышесказанного становится ясно, что основной формой являются учебно-тренировочные занятия, в ходе которых отрабатываются до автоматизма умения и навыки, чтобы на соревнованиях учащиеся могли их выполнять технически быстро и правильно. Кроме этого необходимо знать способы ориентирования. Под техникой спортивного ориентирования мы понимаем приёмы и методы работы с компасом и картой, а также измерения расстояний с целью определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности.

На занятиях педагоги дополнительного образования использую целый спектр разнообразных форм и методов. Так, при ознакомлении с новым материалом и разучивании относительно простых упражнений, не требующих особой страховки и помощи, а также при совершенствовании в выполнении хорошо освоенных движений применяется фронтальный способ организации труда. Его достоинства – максимальный охват ребят   двигательной деятельностью и, следовательно, большая моторная плотность занятия.

На этапе повторения двигательных действий используется групповой способ, позволяющий лучше наблюдать за выполнением заданий, точнее дозировать нагрузку и исправлять ошибки.

На тренировках широко используются и индивидуальные способы организации учебного труда. Применение этого способа помогает ребятам овладеть умением самостоятельно заниматься физическими упражнениями, что особенно важно для предсоревновательной подготовки.

Каждые туристские соревнования – это взрыв эмоций. Ребята с большим интересом и желанием преодолевают различные переправы и препятствия, ищут контрольные пункты (КП), вяжут узлы, поддерживают друг друга и помогают.

С огромным энтузиазмом проходят ежегодные одно - или двухдневные походы. Зимние соревнования по спортивному ориентированию. Маршруты походов самые разнообразные и направлены на развитие чувства коллективизма и взаимопомощи, любви к родной природе, уважения и сохранения памятников истории и архитектуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки» (программа туристско-краеведческой направленности, реализуемая в условиях ЛДП)

Программа лагеря дневного пребывания «Истоки»(программа туристско-краеведческой направленности,реализуемая в условиях ЛДП ) Календарно-тематическое планирование. расчитана на 21 день....

материал для атестации по программе туристско-краеведческой направленности "Азбука туризма"

Этот материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, руководителям кружков туристско-краеведческой направленности...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня предназначена для  первичного ознакомления...

Конспект открытого занятия по туристско-краеведческой направленности "По одежке встречают"

Занятие для детей  в возрасте: 8-10 лет, по программе туристско-краеведческой  направленности  «Мой город», 2 года обучения.Цель: Познакомить обучающихся элементами традицио...

Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности " По тропам Тамбовского края"

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА1. Учреждение:Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Ю.А.Гагарина»2. Полное название программы: «По т...

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Наш Кужебар, храни себя, храни»

Программа по краеведению «Наш Кужебар, храни себя, храни» направлена на организацию деятельности учащихся по изучению родного края.Изучение истории родного края по данной программе предпол...

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деятельности.

Портфель компетенций педагога дополнительного образования туристско- краеведческой направленности. Особенности и условия формирования образовательной среды для реализации туристско-краеведческой деяте...