Конспект открытого занятия по туристско-краеведческой направленности "По одежке встречают"
план-конспект занятия (2 класс)

Алексеева Евгения Викторовна

Занятие для детей  в возрасте: 8-10 лет, по программе туристско-краеведческой  направленности  «Мой город», 2 года обучения.

Цель: Познакомить обучающихся элементами традиционного русского народного костюма Тюменского края 19-20 века.

Задачи:

Образовательные

1. Продолжать рассказывать детям об истории создания русского костюма, предназначение и роли в жизни человека

2. Познакомить с основными элементами  традиционного русского народного костюма Тюменского края 19-20 века.

3. Оформить на основе заготовки, сарафан  в русском стиле, с элементами аппликации

4. Повторить традиционные народные игры и заклички.

Развивающие

1 Развивать познавательный интерес к традиционной культуре своего народа.

2. Развивать  мелкую моторику рук.

3. Способствовать развитию творческих способностей и быть заинтересованными к созданию красивых вещей.

Воспитательные

1. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к традициям своего народа,

2. Формировать у обучающихся трудолюбие, аккуратность, ответственность.

3. Воспитывать, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно-прикладном и музыкальном творчестве народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrutogo_zanyatiya_po_odezhke_vstrechayut.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  учреждение дополнительного образования

Центр  эстетического воспитания детей «В доме Буркова» города Тюмени

Конспект открытого занятия

Тема:

«По одежке встречают…»

Педагог дополнительного  образования

Курицына Евгения Викторовна

Место проведения: МАУ ДО  ЦЭВД

 «В доме Буркова» города Тюмени

2019 г.

Автор: Курицына Евгения Викторовна, педагог дополнительного образования.

Программа «Мой город» -2 года обучения.

Дата проведения занятия: 16.05.2019г. на базе МАУ ДО ЦЭВД «В Доме Буркова» города Тюмени, ул. Дзержинского ,32

Возраст: 8-10 лет, 2 год обучения

Присутствовало: 12 человек

Тема учебного занятия согласно календарному плану «Русский народный костюм».

Тип занятия: комбинированный

Форма обучения: коллективная

Методы обучения: словесный (рассказ, объяснение, диалог, обсуждение), наглядный, практический (работа с раздаточным материалом, русские народные игры).

Время проведения занятия: 45 мин.

Наглядность, материально-техническое обеспечение: иллюстрации, картины, схемы, вышитые изделия, раздаточный материал (загадки, пословицы и поговорки), заготовки к творческой работе

Цель: Познакомить обучающихся элементами традиционного русского народного костюма Тюменского края 19-20 века.

Задачи:

Образовательные

1. Продолжать рассказывать детям об истории создания русского костюма, предназначение и роли в жизни человека

2. Познакомить с основными элементами  традиционного русского народного костюма Тюменского края 19-20 века.

3. Оформить на основе заготовки, сарафан  в русском стиле, с элементами аппликации

4. Повторить традиционные народные игры и заклички.

Развивающие

1 Развивать познавательный интерес к традиционной культуре своего народа.

2. Развивать  мелкую моторику рук.

3. Способствовать развитию творческих способностей и быть заинтересованными к созданию красивых вещей.

Воспитательные

1. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к традициям своего народа,

2. Формировать у обучающихся трудолюбие, аккуратность, ответственность.

3. Воспитывать, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно-прикладном и музыкальном творчестве народа.

Оборудование: мультимедийное оборудование, элементы костюмов женского и мужского, рубаха, пояс - тканный и плетеный, сарафан, гайтан, фартук, налобная повязка, фотографии, иллюстрации 


Ход занятия

  1. Организационно - подготовительный.

(1 слайд)

Педагог в национальном (русском) костюме приветствует ребят и гостей:

- Добрый день, дорогие друзья!
Вас снова рада видеть я.
Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать
И полученные знания в своей работе применять.

- К нам на сегодня на занятие пришли гости, поприветствуйте их. Да и мы с вами выглядим, как то не обычно. Значит и занятие будет не обычным.

  1. Актуализация знаний.

( 2 слайд).

Игра «Уж вы пташечки щебетушечки»»

Птичья закличка «Уж вы пташечки, щебетушечки…»

Уж вы, пташечки - щебетушечки, прилетите!                машут руками

Весну красную, весну теплую, принесите!                    руки вытягивают вперед ладони вверх

Галки-галки, принесите по палке!                                   разводят ладони, отмеряют

Вьюрочки-вьюрочки, принесите по клубочку!           вытягивают вперед сжатые кулачки - «клубочки»

Синицы-синицы, принесите по спице!                  поднимают указательные пальцы, покачивают ими

Чечетки-чечетки, принесите по щетке!                          потирают ладони друг о друга

Утки-утки, принесите по дудке!                                       «играют» на дудочке

- Для чего же нужны эти предметы?.

О:- для изготовления  одежды.

П-Правильно одежда, но, что бы узнать о какой одежде будем говорить на занятии

прослушайте эти строчки: (народный костюм)

Рубаха, красный сарафан

и яркий праздничный кафтан.

Всё это - часть нашей страны,

которой так гордимся мы!

П:- На территории Тюмени проживают разные народности: Татары, Белорусы, Ханты, Манси, Украинцы. И у каждого народа своя одежда- народная. Сегодня мы остановимся на одежде русского населения Тюменской области XIX в.

П: II. Основной этап.

(3 слайд)

П:- Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется этот элемент  одежды?

О:- Рубахи.

П:-Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой?

О:- Длинная и короткая – женская и мужская.

П:Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.

Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.

Рубаха была неразлучная с телом человека (а надевалась она прямо на голое тело), рубаха в глазах наших предков обладала колдовской силой. Свою рубаху нельзя было продавать: это значило продать свое счастье, свою удачу: «Своя рубаха ближе к телу». При помощи колдовства над рубахой можно было «навести порчу» на её владелицу. А чтобы этого не случилось, крестьянки оберегали рубаху: покрывали её вышивкой с оберегом, узорным ткачеством, блестками, вставками и другим материалом.

Украшали вышивкой,  такие детали как: ворот, подол и рукава. И это не случайно, ведь ворот находился рядом с лицом и шеей, рукава оставляли открытыми кисти рук, подол оканчивался у открытых ступней ног. А эти части тела человека были особенно незащищены, и вот оберегали их с помощью колдовской силы, которую женщины вкладывали в вышивку.

(4 слайд)

П:- А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан- это второй основной элемент женского русского костюма. Сарафан- это безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. Украшали вышивкой, лентами, тесьмой. Сарафаны были разные по крою: косоклинный сарафан – у него был разрез впереди, вдоль которого расположен ряд пуговиц и петель, разрез зашит, петли и пуговицы только имитируют застежку, по бокам вшивались клинья, отсюда название- «клиник»; прямой или круглый сарафан- шили его из куска ткани, соединяли швом, с одной стороны делали сборку, обрабатывали край и пришивали плечевые полоски. Сарафанный комплекс был завезен в Сибирь переселенцами европейской части России в начале 19 века. Сарафан, так же, как и рубаха, подпоясывалась поясом или лентами. 
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год. 

(5 слайд)

П:- А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.

Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток. Заправлялись в сапоги. Мужские штаны - порты- завязывались на шнурке вокруг талии. Крой этих штанов намного отличался от кроя современных штанов. Чем?

О: Вставка в середине штанов. Такие штаны не сковывали движений.

(6 слайд)

П:- Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он был либо плетеным, либо тканым. Праздничные пояса богато орнаментировались. Пояс на рубахи надевали. Им себя от зла остерегали. В старину считалось, что ходить  без пояса, грешно. Еще использовался как карман, к нему подвешивались нож, ложка, гребень.

 (7 слайд)

П: Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка?

О: Шапка.

П: Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. Эта шапка называется колпак с отворотами и без.

П: А как называется фуражка с козырьком? (картуз)

О:  Кепка, бейсболка, снепбек (варианты ответов)

П: Картуз это мужской головной убор с жестким козырьком; неформенная фуражка.

П- Что вы можете рассказать о женском головном уборе? Во  внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными  в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку.

(8 слайд)

П. Обувь- лапти в Тюмени не носили, а носили кожаную обувь, так как было кожевенное производство. Сапоги, чарки.

(9 слайд)

П:- А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме. Мужчины поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети. Женщины носили  душегреи, телогреи, шубы.

Физминутка

Игра «Золотые ворота» 

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

(10 слайд)

Закрепление новых знаний

Практическая работа

 Кукла « Берегиня»

Выполнение практической работы сопровождается звучанием русской народной  музыки.

Во время практического задания педагог консультирует обучающихся по композиционному и цветовому решению.

П: Предлагаю вам сегодня выступить в роли модельеров и создать эскиз русского костюма для кукол. В какой последовательности будем работать?

Этапы работы:

  • выбрать вариант костюма;
  • построить общую форму костюма;
  • наметить места украшений и орнамента;
  • определить колорит (цвет) костюма;

(11 слайд)

Подведение итогов и анализ занятия

П- Где же в настоящее время мы можем  встретить или увидеть такую одежду?

О: Театры, музеи, фольклорные ансамбли.

П- Сейчас постарайтесь объяснить смысл пословицы: «По одежке встречают, по уму провожают». 
П- Молодцы! А как вы справитесь со старинными загадками об одежде: 
1. У бедного толстая, у богатого тонкая, всегда при себе. (рубаха). 
2. Днем как обруч, ночью как уж, кто отгадает, будет мой муж. (пояс). 
3. Пустое стоит, полное- ходит. (обувь). 
4. Шел по дороге, нашел две дороги и по обоим пошел. (штаны). 

Рефлексия:

мне было интересно, я узнал много нового…

все было как обычно, ничего нового я не узнал

мне было не интересно, скучно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...

Конспект открытого занятия интенсивной каникулярной школы «Литературные театральные встречи» на тему: «Подснежники. Модуль «Трилистник"

Мастер класс по изготовлению цветов поднежников для декорации к сказке С.Я.Маршака "12 месяцев"...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности в 4 классе Тема занятия : " Зимний пейзаж"

Конспект открытого занятия по внеурочнойдеятельности в 4 классеТема занятия : " Зимний пейзаж" Цели: формирование духовной культуры учащихся; приобщение ккультурным ценностям челов...

Конспект внеклассного занятия для 1 класса «Мартиничка» - кукла встречи весны

Цели занятия:Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых кукол,Развивающая: развивать познавательный интерес ...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...