Классный час к 105-летию С.В. Михалкова
классный час (4 класс)

Миронова Марина Николаевна

Сегодня мы познакомимся с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx968.43 КБ
Файл stsenariy.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что бы делал ученик, если не было бы книг Автор презентации: Миронова М.Н. , учитель начальных классов МОАУ « Моготская СОШ»

Слайд 2

С казки пишут - сказочники Басни сочиняют - баснописцы Переводят с других языков - переводчики Театральные пьесы пишут - драматурги Статьи в газеты и журналы пишут - журналисты

Слайд 3

Сергей Владимирович Михалков Пером – оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу. С. Михалков

Слайд 4

Сергей Владимирович Михалков родился в Москве 13 марта 1913 года Школьные годы Михалков провел в Пятигорске. В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было опубликовано его первое стихотворение «Дорога» В 1930 году Михалков переехал в Москву, где в течение трех лет работал на ткацкой фабрике. Уже тогда стихи Михалкова публиковались в печати, передавались по радио. Затем Михалков обучался в Литературном институте имени Горького. В это же время Михалковым была издана первая книга стихов.

Слайд 5

Дядя Стёпа - милиционер Дядя Стёпа и Егор Дядя Стёпа - ветеран

Слайд 6

В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати. Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен" , - также принадлежат Михалкову. После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность

Слайд 7

Страна Детства

Слайд 8

«ДВОРИК»

Слайд 11

мультипликационная

Слайд 12

ЛЕСНАЯ

Слайд 13

Загадкино

Слайд 14

Музыкальная

Слайд 15

Будьте счастливы!



Предварительный просмотр:

                ЧТО БЫ ДЕЛАЛ УЧЕНИК,
                                          ЕСЛИ НЕ БЫЛО БЫ КНИГ

Цель: дать представление о жизни С.В. Михалкова;

           обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.В. Михалкова;

           расширить круг чтения детей;

           воспитывать интерес к читательской деятельности, бережное отношение к людям;

           воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество и т.д.

Оборудование: портрет С.В. Михалкова, презентация, диск с мультфильмом,  короны для

                              инсценировки.

                                                  Ход классного часа

Организационный момент

Вступительная беседа

        Учитель читает отрывок из стихотворения С.В. Михалкова «Как бы жили мы без книг».

                Ты представь себе на миг,

                Как бы жили мы без книг?

                Что бы делал ученик,

                Если не было бы книг,

                Если всё исчезло разом,

                Что писалось для детей:

                От волшебных добрых сказок

                До весёлых повестей…

                Ты хотел развеять скуку,

                На вопрос найти ответ.

                Протянул за книжкой руку,

                А её на полке нет!

                Нет, нельзя себе представить,

                Чтоб такой момент возник

                И тебя могли оставить

                Все герои детских книг.

        Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как называют людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (писатели)

        Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает? (поэты)

        Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения.

        Н а   э к р а н е:      С л а й д – 2 

                Сказки пишут …  (сказочники)

                Басни сочиняют …   (баснописцы)

                Переводят с других языков …   (переводчики)

                Театральные пьесы пишут …   (драматурги)

                Статьи в газеты и журналы пишут …   (журналисты)

        Подумайте, а может ли один человек делать всё, что мы перечислили?

        Сегодня мы познакомимся с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.      С л а й д – 3 

        Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

        Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. В семье Владимира Александровича и Ольги Михайловны Михалковых было трое детей. Семья жила скромно.   С л а й д – 4 

        Писать стихи Сережа начал рано. Вот как он рассказывает об этом в своей биографии «Сам о себе». «Мне было немногим больше десяти лет, когда беспризорники, проникшие в нашу квартиру, похитили шкатулку с моими «сокровищами», среди которых вместе с перочинным ножом и рогаткой хранилась общая тетрадь с начисто переписанными моими первыми стихотворениями».

        Первоначальное образование Сережа получил в семье. Он много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса.

        По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники.

Его отец послал несколько стихотворений своего сына известному писателю Александру Безыменскому, которому стихи очень понравились. И уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации.   С л а й д – 4

Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не знал творчество этого поэта. За свою долгую жизнь Сергей Владимирович создал много произведений для взрослых и детей. Ваши папы, мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Дядю Степу» – большого человека по прозванию «Каланча». В 1935 году в редакцию журнала «Пионер» пришел худощавый молодой человек и, волнуясь, сказал: «Я принес стихи». Редактор начал читать:

В доме восемь

Дробь один

Жил высокий гражданин

По фамилии Степанов

И по имени Степан.

Редактор, оторвавшись от листка, посмотрел на автора, а так как перед ним стоял высокий юноша, то редактор решил, что он написал стихи про самого себя. «Ваша фамилия Степанов?» - спросил редактор. Но автор ответил: «Михалков Сережа». Дочитав, редактор  сказал: «Отлично, будем печатать в следующем номере, но боюсь, художник не успеет сделать иллюстрации». Подумал и добавил: «Нам не нужен художник, нужен фотограф. Мы сделаем фотоиллюстрации. А снимать будем вас, вы вылитый Дядя Степа». И потом многие думали, что дядя Степа и Михалков – это одно и то же лицо.

        В своем произведении Михалков рассказывает о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль с продолжением:    С л а й д – 5 

«Дядя Степа – милиционер»

«Дядя Степа и Егор»

«Дядя Степа – ветеран»

        В годы Великой Отечественной войны Михалков находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.     С л а й д – 6 

        Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен", - также принадлежит Михалкову.

         После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою литературную деятельность.

Сергей Владимирович был добрым, мудрым человеком. Он писал веселые стихи, хорошо знал детей, понимал, что им нравится, и что они любят.

        Сегодня мы отправимся в путешествие по стране, которую сам писатель назвал Страной  Детства.        С л а й д – 7 

        Первая остановка «Дворик»       С л а й д – 8 

Наше детство проходит во дворах, где часто слышны смех, споры.

- Когда дети хотят сыграть в игру, что они часто используют, чтобы выбрать водящего? Какие считалки знаете вы? С.В. Михалков придумал считалку, которая называется «Котята»

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать;

Родились у нас котята -

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз - котенок самый белый,

Два - котенок самый смелый,

Три - котенок самый умный,

А Четыре - самый шумный.

Пять - похож на Три и Два -

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

А теперь вспомним стихотворение «А что у вас?» В нем Михалков точно подметил, как дети умеют помечтать, повздорить, при случае и прихвастнуть.  Чем же хвастались ребята, сидевшие без дела, и какие профессии мам упоминались в стихотворении? Об этом мы узнаем, посмотрев и послушав стихотворение.

Кто на лавочке сидел,

 Кто на улицу глядел,

 Толя пел,

 Борис молчал,

 Николай ногой качал.

 Дело было вечером,

 Делать было нечего.

 Галка села на заборе,

 Кот забрался на чердак.

 Тут сказал ребятам Боря

 Просто так:

 - А у меня в кармане гвоздь!

 А у вас?

 - А у нас сегодня гость!

 А у вас?

 - А у нас сегодня кошка

 Родила вчера котят.

 Котята выросли немножко,

 А есть из блюдца не хотят!

 - А у нас в квартире газ!

 А у вас?

 - А у нас водопровод!

 Вот!

 - А из нашего окна

 Площадь Красная видна!

 А из вашего окошка

 Только улица немножко.

 - Мы гуляли по Неглинной,

 Заходили на бульвар,

 Нам купили синий-синий

 Презеленый красный шар!

 - А у нас огонь погас -

 Это раз!

 Грузовик привез дрова -

 Это два!

 А в-четвертых - наша мама

 Отправляется в полет,

 Потому что наша мама

 Называется - пилот!

 С лесенки ответил Вова:

 - Мама - летчик?

 Что ж такого?

 Вот у Коли, например,

 Мама - милиционер!

 А у Толи и у Веры

 Обе мамы - инженеры!

 А у Левы мама - повар!

 Мама-летчик?

 Что ж такого!

 - Всех важней,- сказала Ната,-

 Мама - вагоновожатый,

 Потому что до Зацепы

 Водит мама два прицепа.

 И спросила Нина тихо:

 - Разве плохо быть портнихой?

 Кто трусы ребятам шьет?

 Ну, конечно, не пилот!

 Летчик водит самолеты -

 Это очень хорошо!

 Повар делает компоты -

 Это тоже хорошо.

 Доктор лечит нас от кори,

 Есть учительница в школе.

 Мамы разные нужны,

 Мамы разные важны.

 Дело было вечером,

 Спорить было нечего.

- Когда вы бегаете во дворе, каких животных вы встречаете чаще всего?

- А теперь послушаем о проказнике щенке, о его проделках. Щенка звали Трезор. А стихотворение называется «Мой щенок».     С л а й д – 9

На дверях висел

Замок.

Взаперти сидел

Щенок.

 

Все ушли

И одного

В доме

Заперли его.

 

Мы оставили Трезора

Без присмотра,

Без надзора,

И поэтому щенок

Перепортил все, что мог.

 

Разорвал на кукле платье,

Зайцу выдрал шерсти клок,

В коридор из-под кровати

Наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота -

Кот остался без хвоста.

 

Отыскал на кухне угол -

С головой забрался в уголь,

Вылез черный - не узнать.

Влез в кувшин -

Перевернулся,

Чуть совсем не захлебнулся

И улегся на кровать

Спать...

 

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли.

Ни за что теперь его

Не оставим одного!

Продолжим наше путешествие. Следующая остановка «Школьная»    С л а й д – 10 

Помните 1 класс? Было трудно. Правда? Самое сложное наверное было научиться красиво писать. Михалков в своем стихотворении «Чистописание» сумел показать, насколько это трудно.

Писать красиво не легко:

 "Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко".

 За буквой буква, к слогу слог.

 Ну хоть бы кто-нибудь помог!

Сначала "да", потом уж "ёт".

 Уже написано "даёт",

 Уже написано "даёт",

 Но тут перо бумагу рвёт.

Опять испорчена тетрадь -

 Страничку надо вырывать!

 Страничка вырвана, и вот:

 "Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ёт".

"Корова молоко даёт",

 А нужно всё наоборот:

 "Даёт корова молоко"!

Вздохнём сначала глубоко,

 Вздохнём, строку перечеркнём

 И дело заново начнём.

"Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко".

 Перо цепляется за "ко",

 И клякса чёрная, как жук,

 С конца пера сползает вдруг.

Одной секунды не прошло,

 Как скрылись "ко", и "мо", и "ло"...

Ещё одну страничку вон!

А за окном со всех сторон:

 И стук мяча, и лай щенка,

 И звон какого-то звонка, -

 А я сижу, в тетрадь гляжу -

 За буквой букву вывожу:

 "Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко"...

Да! Стать учёным не легко!

Михалков написал много стихов о ваших сверстниках.   Какой кабинет в школе больше всего боятся многие дети? Почему? Стихотворение «Прививка»

— На прививку! Первый класс!

 — Вы слыхали? Это нас!.. —

 Я прививки не боюсь:

 Если надо — уколюсь!

 Ну, подумаешь, укол!

 Укололи и — пошел...

 Это только трус боится

 На укол идти к врачу.

 Лично я при виде шприца

 Улыбаюсь и шучу.

 Я вхожу один из первых

 В медицинский кабинет.

 У меня стальные нервы

 Или вовсе нервов нет!

 Если только кто бы знал бы,

 Что билеты на футбол

 Я охотно променял бы

 На добавочный укол!..

 — На прививку! Первый класс!

 — Вы слыхали? Это нас!.. —

 Почему я встал у стенки?

 У меня... дрожат коленки...

Когда вы слышите выражение «36, 5» - что вы себе представляете? Следующее стихотворение тоже касается нашего здоровья.

 

У меня опять:

 Тридцать шесть и пять!

 Озабоченно и хмуро

 Я на градусник смотрю:

 Где моя температура?

 Почему я не горю?

 Почему я не больной?

 Я здоровый! Что со мной?

 У меня опять:

 Тридцать шесть и пять!

 Живот потрогал - не болит!

 Чихаю - не чихается!

 И кашля нет! И общий вид

 Такой, как полагается!

 И завтра ровно к девяти

 Придется в школу мне идти

 И до обеда там сидеть -

 Читать, писать и даже петь!

 И у доски стоять, молчать,

 Не зная, что мне отвечать...

 У меня опять:

 Тридцать шесть и пять!

 Я быстро градусник беру

 И меж ладоней долго тру,

 Я на него дышу, дышу

 И про себя прошу, прошу:

 'Родная, миленькая ртуть!

 Ну, поднимись еще чуть-чуть!

 Ну, поднимись хоть не совсем -

 Остановись на `тридцать семь`'!

 Прекрасно! Тридцать семь и два!

 Уже кружится голова!

 Пылают щеки (от стыда!)...

 - Ты нездоров, мой мальчик?

 - Да!...

 Я опять лежу в постели -

 Не велели мне вставать.

 А у меня на самом деле -

 Тридцать шесть и пять!

Следующая остановка «Мультипликационная»                  С л а й д – 11 

 С.В. Михалков тесно связан с отечественным телевидением. По его сценариям было поставлено более 30 мультфильмов.

Следующая остановка «Лесная»  С л а й д - 12      

Послушаем стихотворение «Прогулка» и узнаем какая история произошла с ребятами на отдыхе в лесу.   Так как нужно вести себя в лесу?

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

 

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!

 

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

 

Но на солнечной полянке

Тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

 

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

 

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли -

Насорили и ушли!

 

Мы прошли, конечно, мимо...

- Эй, ребята! - крикнул Дима. -

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

 

Мы купались,

Загорали,

Жгли костер,

В футбол играли -

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели...

Отдохнули - и ушли!

 

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки -

Словом, мусора гора!

 

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

В своих стихах поэт высмеивает различные недостатки: лень, зазнайство, глупость, жадность и др.  Какое качество высмеивает автор? (упрямство)

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом,

 

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти -

Ты стоишь мне на пути».

 

Черный брат ответил:

«Ме-е, Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

 

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами...

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

 

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

Все дети любят отгадывать загадки. Зная, это, Михалков сочинил для детей загадки. Остановка «Загадкино» 

Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то грозно бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшке лучший друг...
Угадайте, кто?..
(индюк)

Да, индюк, признайтесь братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо -
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или ...
(собака)

Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.

Посмотрите-ка, ребята,
Тут - лисички, там - опята.
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые ...
(поганки)

Что? Поганки? Неужели?

Но поганки захотели

Стать полезными грибами

И пришли на кухню сами

И сказали: - Как хотите,

Хоть зажарьте, хоть сварите,-

Обожаем поваров!

Ненавидим … Кого? (Докторов)

То, что я сказал ва, - тайна!

Догадались вы случайно,

Это был большой секрет…

Но от вас секретов нет!


Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает... кто?..
(кошка)

Следующая остановка «Музыкальная».

        На стихи поэта часто разные композиторы сочиняли песни. Михалков автор всех 3 гимнов, которые были в нашей стране за последние годы. Проводился конкурс, где были представлены стихи многих поэтов, но трижды выбирали стихи Михалкова.

        Также на стихи Михалкова сочинили много детских песен. И закончить наше путешествие мне бы хотелось «Песенкой друзей». (Звучит музыка)

Подведение итогов

 Закончилось наше путешествие, но не закончилась дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым, с его книгами, которые согреты добрым проникновенным юмором. (Показать книги).

        Я думаю, вы с удовольствием прочтете и другие произведения этого автора. Их много, для разных возрастов. Количество книг Михалкова, изданных на разных языках, насчитывает более 300 млн.

        Желаю вам больше читать и получать радость от прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный день посвящен 100-летию С.В. Михалкова "Весёлый день с Сергеем Михалковым

Урок был проведен с учащимися  начальной школы к 100-летию со дня рождения С.В. Михалкова....

Классный час к 100-летию С.Михалкова

В работе имеются автобиографические сведения, занимательный материал, литературная викторина....

Классный час к 100-летию С.В. Михалкова

Краткий рассказ о жизни и творчестве Михалкова....

К 100-летию С.В. Михалкова

Презентация к внеклассному мероприятию...

Музыкально- литературный праздник, посвященный к 105-летию С.В.Михалкова

Обобщение и систематизирование знаний учащихся о творчестве С.В. Михалкова, формирование интереса к чтению, развитие логического мышления, внимания, читательской памяти, выразительной речи....