Все для классного руководителя
учебно-методический материал

Мордвинова Снежана Николаевна

Предварительный просмотр:

Извлечения из Закона Республики Татарстан

"О языках народов Республики Татарстан"

(С изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Татарстан от 28 марта 1996 г.)

Настоящий Закон исходит из необходимости всестороннего развития народов Республики Татарстан, их культур и языков, максимального использования творческого потенциала, обычаев и традиций каждого народа в социально-экономическом и духовно-нравственном развитии общества, реализации прав человека.

Статья 2. Свобода пользования языками

На территории Республики Татарстан государством создаются условия каждому народу и личности для сохранения и всестороннего развития родного языка, обеспечивается свобода выбора и использования языка общения.

Статья 3. Правовое положение языков

Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарской и русский языки.

Статья 5. Гарантии прав граждан Республики Татарстан вне зависимости опт знания ими языка

1. Государство гарантирует гражданам Республики Татарстан осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от знания ими какого-либо языка.  Гражданам гарантируется пользование родным языком.

2. Знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения прав граждан Республики Татарстан. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону.

Статья 8. Право на выбор языка общения

Граждане Республики Татарстан свободны в выборе и использовании языка общения.

Статья 9. Право на выбор языка воспитания и обучения

1.  Граждане Республики Татарстан имеют право свободного выбора языка воспитания и обучения. Обучение детей родному языку является гражданским долгом родителей.

2.   Государство  обеспечивает   на  территории  Республики Татарстан   создание   системы   воспитательно-образовательных учреждений,    иных    форм    воспитания    и    обучения    на государственных языках республики и оказывает содействие в организации воспитания и обучения на иных языках народов, проживающих в Республике Татарстан. Граждане Республики Татарстан имеют право на обучение в школе на родном языке.

3. Право выбора воспитательно-образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания, и обучения детей принадлежит родителям или липам, их заменяющим, в соответствии с законодательством Республики Татарстан.

4.  Язык обучения в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних, средних специальных и высших учебных заведениях определяется законодательством Республики Татарстан.

        Статья 10. Изучение и преподавание языков народов Республики Татарстан.

1. Государство обеспечивает гражданам Республики Татарстан условия для изучения и преподавания родного языка и других языков народов Республики Татарстан.

2. Татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан изучаются в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних и средних специальных учебных заведениях в равных объемах.



Предварительный просмотр:

Закон Российской Федерации «Об образовании»

от 10.июля 1992г №3266-1.

Извлечения.

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Статья 1. Государственная политика в области образования

1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Статья 6. Язык (языки) обучения

2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

3. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

граждане, которые уволены с военной службы и поступают в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, на основании рекомендаций командиров воинских частей, а также участники боевых действий.

Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом.

Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады. Победители и призеры олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.

Чемпионы Олимпийских игр, Параолимпийских игр и Сурдоолимпийских игр принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта.

Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование

3. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

4. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

6. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

7. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

2. Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

7. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

15. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.

16. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

19. Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

7. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

(п. 2 введен Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ)

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.



Предварительный просмотр:

Закон Республики Татарстан

«Об утверждении комплексной программы по профилактике

правонарушений в Республике Татарстан на 2007 - 2010 годы»

N 6-ЗРТот 12 января 2007 года.

Извлечения

Цели Программы: формирование системы профилактики правонарушений, укрепление общественного порядка и общественной безопасности, вовлечение в эту деятельность государственных органов, общественных формирований и населения, повышение роли и ответственности органов государственной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью.

Задачи Программы:

снижение уровня преступности на территории Республики Татарстан;

активизация работы по профилактике правонарушений, направленной, прежде всего, на борьбу с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, безнадзорностью несовершеннолетних,  незаконной миграцией; ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

активизация и совершенствование нравственного воспитания населения, прежде всего - молодежи и детей школьного возраста;

совершенствование нормативной правовой базы Республики Татарстан по профилактике правонарушений;

координация деятельности органов государственной власти Республики Татарстан, территориальных органов  федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в вопросах предупреждения правонарушений;

вовлечение в предупреждение правонарушений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также общественных объединений;

повышение уровня правовой осведомленности и правовой культуры граждан;

оперативное реагирование дежурных частей органов внутренних дел на заявления и сообщения граждан о правонарушениях;

обеспечение общественных мест техническими средствами контроля за ситуацией в них;

оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах;

профилактика экстремистских настроений и проявлений, национальной розни, расовой и религиозной нетерпимости;

выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Реализация Программы позволит:

повысить эффективность государственной системы социальной профилактики правонарушений, привлечь к организации деятельности по предупреждению правонарушений предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, а также общественные организации;

улучшить информационное обеспечение деятельности государственных органов и общественных организаций по обеспечению охраны общественного порядка на территории Республики Татарстан;

уменьшить удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, от общего числа расследованных преступлений;

уменьшить темпы роста количества  осужденных несовершеннолетних;

снизить темпы роста количества имущественных  и экономических преступлений;

снизить количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ;

повысить уровень доверия населения к правоохранительным органам.

 Программные мероприятия

3.1.10.    

Организовать     проведение     ежегодного республиканского   конкурса    "Территория Закона" среди предприятий  и  организаций,
учебных заведений и физических лиц, внесших вклад в обеспечение  общественного порядка, правовое воспитание подростков  и молодежи                                  

3.3.2.1.    

Продолжить работу по   дальнейшему   развитию    молодежного правоохранительного движения, в  том числе по созданию  и  укреплению   материального обеспечения  молодежных    (студенческих)формирований   в   городах    и    районах
республики                                

3.4.1.1.    

Оказать   содействие   в   трудоустройстве несовершеннолетних граждан в  возрасте  от 14 до  18  лет  в  свободное  от  учебы  и каникулярное время                        

3.4.1.3.    

Разработать     комплекс     учебных     и специальных   программ   и   методик    по организации и  проведению  патриотического воспитания детей и подростков.  Обеспечить реализацию   мероприятий   соответствующих
федеральных   и    региональных    целевых программ  по патриотическому воспитанию  

3.4.1.5.    

Обеспечить     квотирование     бесплатных путевок в летние  оздоровительные  лагеря, санатории, дома  отдыха  для  детей-сирот, детей,    оставшихся     без     попечения родителей,  детей   из   малообеспеченных, неблагополучных  и  многодетных  семей,  а также состоящих на учете в  подразделениях
по делам несовершеннолетних              

3.4.1.6  

Организовать и провести конкурсы:        

3.4.1.6.1.  

авторских  разработок  и  программ   среди студентов  средних  специальных  и  высших учебных  заведений  по  теме:  "Психолого-социальная     реабилитация     подростков"группы риска"                            

3.4.1.6.2.  

авторских    программ    и    методических разработок  заместителей   директоров   по воспитательной      работе,       классных руководителей               (воспитателей) образовательных       учреждений        по предупреждению    девиантного    поведения учащихся                                  

3.4.1.6.5

на     лучшую     программу     психолого-педагогического  сопровождения   в   сфере профилактики     правонарушений      среди учреждений    социального     обслуживания
системы социальной защиты                

3.4.1.8.    

Организовать:                            

3.4.1.8.1

военно-патриотические лагеря для  учащихся школ и студенчества                      

3.4.1.8.2

военизированную    патриотическую     игру "Зарница"                                

3.4.1.8.3

республиканскую  олимпиаду  учащихся  школ по праву                                  

3.4.1.8.4.  

конкурсные     программы     "А     ну-ка, призывник!"                              

3.4.1.8.7.  

благотворительные акции  для  детей-сирот, детей,    оставшихся     без     попечения родителей, и  лиц  из  числа  детей-сирот, детей,    оставшихся     без     попечения родителей,   обучающихся   в   учреждениях профессионального образования            

3.4.1.9.    

Продолжить    работу     движений     юных помощников   милиции,   юных   инспекторов безопасности дорожного движения, секций  и кружков   по изучению    уголовного    и административного        законодательства,
правил дорожного движения                

3.4.1.11.  

Организовать   в   районах    и    городах Республики Татарстан работу по  подготовке и  проведению  акции   помощи   подростков пожилым и ветеранам                      

3.4.2.4.    

Обеспечить   систематическое    проведение классных    часов    в     образовательных учреждениях  всех   типов   в   Республике Татарстан  по   разъяснению   общественной опасности    любых    форм    экстремизма,
особенно проповедующих  межнациональную  и межрелигиозную вражду                    



Предварительный просмотр:

Из Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях

Статья 2.3 Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

  1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет

Статья 5.35 Неисполнение родителей или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних –

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.1 Мелкое хулиганство

Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, -

Влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.22  Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, транспортном средстве общего пользования, в других  общественных местах –

Влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.



Предварительный просмотр:

Это необходимо учитывать в своей работе

Конвенция о правах ребенка

( принмпа на заседании Генеральной Ассамблеи. ООН 20.11.89, ратифицирована Верховным. Советом СССР 13.06,90)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.   Государство       принимает       на     себя необходимые меры для обеспечения защиты детей.

2.   Образовательные       учреждения    несут ответственность за безопасность детей (ст.З)

3.   Ребенок имеет право на защиту закона от вмешательства и осуществления его права на личную жизнь, незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)

4.   Родители несут основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка,    в пределах    своих способностей  и финансовых возможностей (ст. 27)

5.   Государство   признает   право  ребенка  на образование,   обеспечивая доступность для всех    детей    среднего,    общею     высшею образования (ст. 28)

6.   Школьная дисциплина поддерживается с помощью   методов,   отражающих  уважение человеческого достоинства ребенка (ст.28)

7.   Образование      ребенка     должно      быть направлено на:

-  развитие личности, талантов, умственных и физических способностей;

- воспитание уважения к правам ребенка;

-    воспитание     уважения      к     родителям, самобытности,        языку,        национальным ценностям страны;

-  подготовку ребенка к сознательной жизни в духе мира, терпимости, равноправия (ст. 29)

8.   Право        ребенка        на        отдых        и досуг. Государство    поощряет    право    на всестороннее    участие    в    культурной    и творческой жизни (ст. 31)

9.   Право ребенка на защиту от эксплуатации и работы,    представляющей    опасность    для здоровья и развития (ст. 32)

                                                  РЕКОМЕНДУЕТСЯ

Ознакомление           учащихся,

педагогического и родительского коллектива с основными положениями Конвенции.

-   Соблюдение техники безопасности детей в образовательном учреждении.

- Знакомство " с ' основными положениями нормативных документов через деловые, ролевые игры, конференции по правам ребенка, включение изучение Конвенции в учебно-воспитательный процесс.

Ознакомление родителей об ответственности через такие формы как родительский всеобуч, семейные чтения, беседы.

-   Введение  факультативных занятий.

спецкурса   «Конвенции    по    правам ребенка», «Права человека».

-    Основные    положения    конвенции должны быть закреплены в Уставах, положениях                 образовательных учреждений

•   Ознакомление   с   правами должны осуществляться      на     всех     этапах обучения и воспитания ребенка

  • Разработка и осуществление конкретных проектов, программ по правам человека как через традиционные формы работы (встречи, дискуссии, обмены, поездки, конкурсы, выставки, ярмарки, фестивали), так и нетрадиционные (моделирование, тематические театральные постановки, органнзацнонно-деятельностные, ролевые игры, защита проектов, исследования, наблюдения, экспедиции).



Предварительный просмотр:

ПЕРЕЧЕНЬ

 документов, регламентирующих деятельность

классного руководителя общеобразовательного учреждения.

№ п/п

Наименование документов

Где опубликовано и размещено

1.

Приказ Министерства образования и науки РФ № 21 от 3.02.2006г. «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений

Направлено в отделы образования исполкомов муниципальных образований РТ совместно с приказом МОиН РТ № 318/6 от 03.03.2006г

2.

Приказ МОиН РТ №318/6 от 03.03.2006г. об утверждении положения о классном руководителе общеобразовательного учреж-дения Республики Татарстан.

 

Вестник МОиН РТ №1, 2006 г.,

3.

Письмо МО РТ № 2197/4 от 30.09.2004 г. «Рекомендации к организации деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении»

Направлено в отделы (управления) образования

4.

Инструктивно-методическое письмо МО РФ № 480/30-16 от 21.06. 2001 г. «Методические рекомендации о деятельности классного руководителя»

Сборник инструктивно-методических материалов

в помощь организаторам воспитательной деятельности. Казань, РИЦ «Школа», 2003.

5.

Письмо МОиН РТ № 3209/6 от 31.08.2006г.

О деятельности классных руководителей

Сайт МОиН РТ,

направлено в отделы (управления) образования

 

Все документы размещены также на сайте МОиН РТ в разделе “Нормативно-правовые документы” (www.tatedu.ru).



Предварительный просмотр:

Письмо МОиН РТ №3209/6 от 31.08.2006г.

О деятельности классных руководителей

15 августа 2006 года в Кабинете Министров Республики Татарстан под председательством Первого заместителя Премьер-министра Р.Ф. Муратова состоялось совещание, на котором был рассмотрен вопрос об уменьшении количества отчетности и планирующих документов классных руководителей общеобразовательных школ.

На данном совещании в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 21 от 3.02.2006г. «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений» и приказом МОиН РТ №318/6 от 03.03.2006г. «Об утверждении положения о классном руководителе общеобразовательного учреждения Республики Татарстан» определен перечень документов, обязательный для ведения классным руководителем. К ним отнесены:

1. Классный журнал.

2. План воспитательной работы (разрабатывается на учебный год).

3. Рабочие дневники (тетради наблюдений).

      Требования о ведении документов, не входящих в данный перечень, является недопустимым. Одновременно информируем, что на совещании было признано недопустимым запрашивать с классных руководителей различных видов отчетов о проведении внеклассных мероприятий с учащимися, их родителями, в т.ч. о проведении тематических мероприятий (традиционных всероссийских праздников и международных дней). Не допускается привлечение классных руководителей к проведению и обобщению различных видов анкетирования, опросов, проводимых другими учреждениями, организациями, ведомствами.

         В обязанности кадров сферы воспитания, в том числе классного руководителя не может быть вменено распространение лотерейных билетов, билетов на различные мероприятия.

Приложение:

- Письмо Минобрнауки России № 06-304 от 21.03.2006г. – 1л.;

- Приказ Минобрнауки России №21 от 3.03.2006 г. –8 л.

Заместитель министра А.К. Зиннуров



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1.    ВНЕШНИЙ ВИД УЧАЩЕГОСЯ.

1.1  Учащийся приходит на занятия чистый, опрятный, со второй обувью.

1.2   Форма лицеиста должна быть темного, однотонного цвета (синий, чёрный, серый). Для мальчиков – пиджак, классические брюки, однотонная рубашка, галстук; для девочек- пиджак, юбка средней длины, однотонная блузка.

1.3   Прическа должна соответствовать внешнему виду лицеиста: мальчики – короткая классическая стрижка, у девочек волосы аккуратно прибранные.

1.4   В учебное время лицеисты приходят без косметики и украшений, ногти не должны быть накрашены.

2.    ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ.

2.1 Учащийся приходит в лицей за 15-20 минут до начала занятий, снимает  верхнюю одежду, вешает в гардероб на место, закрепленное за        классом на номер, соответствующий его порядковому номеру в журнале. Проходит в         учебный кабинет, занимает своё рабочее место и готовит все необходимые учебные   принадлежности к предстоящему уроку.

2.1  Нельзя приносить в лицей и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые, взрыво- или огнеопасные вещества.

2.2  Запрещается в лицее и на его территории курить, приносить и употреблять спиртные напитки, наркотики и другие одурманивающие вещества, а так же токсические средства и яды.

2.3  Нельзя без разрешения педагогов уходить из лицея и с его территории в урочное время. В случае пропуска занятий учащийся должен предъявить классному руководителю справку от врача или записку от родителей (лиц, их заменяющих) о причине отсутствия на занятиях. Пропускать занятия без уважительной причине не допускается.

2.4  Учащийся лицея проявляет уважение к старшим. Заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются к друг другу на «Вы». Лицеисты уступают дорогу взрослым, мальчики (юноши)- девочкам (девушкам). Приветствуют учителей, администрацию, взрослых.

2.5  Вне лицея  учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя лицея. Соблюдают кодекс чести и заповеди лицеиста.

2.6  Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу. В случае его порчи принимают совместно с родителями меры по восстановлению  испорченного имущества или приобретают новое.

 

     3.   ПОВЕДЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ.

3.1  При входе в класс педагога учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как педагог, ответив на приветствие, разрешит сесть. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого вошедшего в класс во время занятий.

3.2  Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать своих товарищей от занятий посторонними разговорами, играми или другими не относящимися  к уроку делами. Урочное время должно использоваться учащимися только для учебных целей.

3.3  Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен поднять руку и попросить разрешения педагога.

3.4  Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, то он поднимает руку.

3.5  Звонок об окончании урока дается для учителя. Только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс.

3.6  При выходе учителя или другого взрослого из класса учащиеся встают.

 

4 .  ПОВЕДЕНИЕ ДО НАЧАЛА, В ПЕРЕРЫВАХ И ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЙ.

4.1  Во время перерывов ( перемен) учащийся обязан:

- навести чистоту и порядок на своём рабочем месте;

- выйти из класса;

- подчиняться требованиям педагога и работников школы;

- помочь подготовить класс по просьбе педагога к следующему уроку.

3.2 Учащимся запрещается:

- бегать по лестницам, вблизи оконных проёмов и в других местах, не приспособленных для игр;

- толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу;

- употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать отдыхать другим.

3.3 Дежурный по классу:

- проветривает учебное помещение во время перемены;

- обеспечивает порядок в классе;

помогает педагогу подготовить класс к следующему уроку;

-          после окончания занятий производит уборку кабинета, закрепленного за классом.

-          график дежурства составляется классным руководителем либо активом класса, утверждается на классном часе.

3.4 Учащиеся, находясь в столовой, подчиняются требованиям педагога и работников столовой, аккуратно занимают соответствующие места, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд;

- употребляют еду и напитки, приобретенные в столовой и принесенные с собой , только в столовой;

-убирают за собой посуду после принятия пищи, задвигают стулья.

3.5. При окончании занятий учащиеся под руководством учителя идут на вешалку, где дежурный по классу выдает одежду учащимся. Учащиеся в порядке очередности получают  свою одежду.

3.6 в случае обнаружения пропажи или утери чего-либо учащийся информирует о проишествии классного руководителя, дежурного администратора, который в  свою очередь принимает соответствующие меры. 

4. ДЕЖУРСТВО ПО ШКОЛЕ

4.1 Дежурный класс по лицею приходит к 8.00.

4.2Дежурные по столовой  (5-6 человек)  проходят на вешалку и принимают одежду учащихся, вешая её на соответствующий номер, названный лицеистом. После звонка на первый урок на вешалке остается 1 дежурный, остальные идут на урок. Дежурство в столовой начинается после первого урока и заканчивается пятым уроком, после чего дежурные по столовой  идут на  6, 7 уроки.

 4.2 Дежурный класс  должен иметь отличительный знак «бейджик» с надписью «ДЕЖУРНЫЙ»

4.3 Дежурный класс занимает свои посты и следит за поведением учащихся на переменах, контролирует чистоту и порядок на вверенной ему территории.

5.     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1   Учащиеся не имеют права во время нахождения на территории лицея и при проведении школьных мероприятий совершать действия, опасные для жизни и здоровья самих себя и окружающих.

5.2   Настоящие правила распространяются на территории лицея и на все мероприятия, проводимые лицеем за  его пределами.

5.3   За нарушение правил поведения учащимися администрация лицея обращается к ПДН района с ходатайством о наложении штрафа на родителей учащегося или лиц их заменяющих.



Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНЫЙ  КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Извлечения.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

(в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 N 140-ФЗ, от 27.06.1998 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ, от 03.06.2006 N 71-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Статья 1. Основные начала семейного законодательства

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Статья 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

 Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Статья 62. Права несовершеннолетних родителей

1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

3. Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Статья 69. Лишение родительских прав

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Статья 73. Ограничение родительских прав

1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).

2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

 Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

(в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 32-ФЗ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Пособие для классного руководителя "Правовой портфель классного руководителя"

Предлагаемое пособие содержит пакет нормативно – методических и правовых документов для организации воспитательной работы в школе, права, обязанности, содержание деятельности классного руководителя....

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

Отчёт классного руководителя по воспитательной работе с учащимися 2_А класса МАОУ Гимназия №2г. Балаково Саратовской области за 2014-2015 учебный год. Классный руководитель Иванова Екатерина Семёновна

Классные, общешкольные творческие коллективные мероприятия, проведенные за этот период.Посещение выставок, музеев, кино, театров, библиотек, экскурсии. Работа с родителями: беседы, посещения на д...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...