Выявление способностей и талантов у младших школьников
проект (1 класс)

Ермакова Наталья Владимировна

Выступление на заседании Круглого стола «Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у младших школьников» 

27 апреля 2021 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ермакова Наталья Владимировна,

 учитель начальных классов МБОУ «СШ №4»                                                    г. Десногорска Смоленской области

                           

Выявление способностей и талантов у младших школьников

   «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.      

 Это весьма полезно,

а потому не только не следует этому мешать,

 но нужно принимать меры к тому,

 чтобы всегда у них было, что делать»

Ян Амос Коменский

Одной из главных задач, поставленных президентом РФ В. В. Путиным перед образованием, является задача вхождения   России в топ-10 ведущих стран по качеству общего образования. Такое распоряжение главы государства прописано в указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Среди других целевых показателей: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями.  

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться.

 Работа по выявлению способностей и талантов школьников должна вестись и ведется в начальной школе в системе, ибо бессистемность не приведет к развитию способностей. Какого же ребёнка можно считать одарённым, способным?  Официальная формулировка гласит, что одарённость – это возможность совершать какие-то уникальные достижения с высокими результатами, превышающими норму для данного возраста. Но, исходя из своего многолетнего педагогического опыта, я могу сказать, что детей, у которых вообще отсутствуют таланты и творческие задатки, не бывает. В мире существует огромное множество методик по выявлению способностей детей, но, на мой взгляд, далеко не все методики вызывают интерес у младших школьников (особенно первоклассников), а опросники, содержащие множество вопросов, скорее утомляют детей. В связи с этим на первый план выходят следующие способы выявления талантов и способностей:

-        педагогическое наблюдение на уроках;

-        изучения результатов деятельности (работ обучающихся);

-        наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;

-        интегрированные диагностические работы;

-             наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские работы и т д)

-        психолого-педагогические диагностики в форме игры.

В своей работе с первоклассниками использую методику Е.А. Панько «Придумай игру», которая направлена на определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению возможности более быстрого решения проблем.

                    Инструкция к проведению

Ученик получает задание на 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

В ответах младшего школьника оценивается не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Для выявления креативности я использую специальную методику «Вербальная фантазия» (автор Р. С. Немов).

Инструкция

Школьнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение не более 5 минут (в УМК «Школа России» подобные задания есть в учебнике и тетрадях на печатной основе по «Литературному чтению») На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам:

1) скорость процессов воображения;

2) необычность, оригинальность образов;

3) богатство фантазии;

4) глубина и проработанность (детализированность) образов;

5) впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует;

1балл – данный признак имеется, но выражен слабо;

2балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно.                          Практически судить о способностях можно по совокупности следующих показателей:

1) по быстрому продвижению (темп продвижения) ребенка в овладении соответствующей деятельностью;

2) по качественному уровню его достижений;

3) по сильной, действенной и устойчивой склонности ребенка к занятиям этой деятельностью.

Конечно, это малая часть той работы, которая проводится учителем   на уроках и во внеурочной деятельности. Самое главное, что необходимо реализовать в работе с детьми, это умение идти за ребенком. Методично и последовательно прислушиваться к ожиданиям детей, их стремлениям, их интересам и из этого формировать программу выявления и развития способностей и талантов. В этом учебном году мы с моими учениками реализуем проект «Мир моих увлечений». Он возник по инициативе детей, когда однажды мы смотрели хоккейную игру с участием одного из учеников. «А давайте каждый будет рассказывать о том, чем он любит заниматься»,- предложил один ребенок, классу эта идея понравилась. Обсудив с родителями нашу инициативу, приступили к реализации.  Теперь каждую неделю    в классе оформляется выставка работ кого-либо из учеников, а в пятницу (этот день называется «День Киры» или «День Левы» и т.д.) весь класс, затаив дыхание слушает рассказ о мире увлечений своего одноклассника. Часто этот рассказ сопровождается видеозаписью, так как не все увлечения можно принести в кабинет (Н-р: катание на велосипеде, скейтборде, плаванье и т.д.) После такой само презентации приступаем к не менее интересному этапу. На этом этапе ребята задают вопросы выступающему, высказывают пожелания, благодарят. Заключительный этап называется «Я могу научить…». На этом этапе тот ученик, который рассказывал о своих увлечениях, предлагает научить своих одноклассников чему-то, что он умеет делать хорошо. Это может быть рисование, оригами, бисероплетение, конструирование и, даже, катание на скейтборде (договаривались встретиться в выходной день). Хочу сказать, что мне не менее детей интересны эти дни, эти выставки, эти детские работы. Родителям так же интересно, как же прошла презентация, поэтому все выступления я записываю. От своих учеников я уже слышу пожелание в следующем году продолжить   работу над проектом «Мир моих увлечений», они хотели бы рассказывать о том, чему   научились новому в своих увлечениях.

Чем же помогает проект в выявлении способностей и талантов детей? В первую очередь он пробуждает интерес к творчеству, а творчество основа любого таланта.  Итак…

Цель проекта: развить интерес к творческой исследовательской деятельности.

Задачи:

  • выявить способности детей к тому или иному виду деятельности;                                                                  
  • развить у детей познавательную активность;
  • развить у детей образное мышление, фантазию творческие способности;
  • развить умение обобщать полученные знания, применять их на практике;
  • развить художественно- эстетический вкус;
  • развить и совершенствовать ораторское искусство;
  • обогащать и расширять словарный запас детей.

Планируемые результаты  

Личностные:

  • проявление интереса к познанию;
  • умение самостоятельно организовывать совместную деятельность                          со        сверстниками;                                                                                                                          проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя и других людей).

·Метапредметные:

  • освоение информационно–технологических умений (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах);
  • овладение умениями строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией, учитывать особенности диалога и участников общения; высказывать свою точку зрения);
  • проявление готовности к речевому творчеству;  
  • освоение умениями планировать деятельность (намечать цель; выбирать целесообразные средства достижения цели);
  • овладение умениями анализировать (определять целесообразность действий, операций, средств);

 

В завершение хочу сказать, что несмотря на все усилия государственных органов, выявление и помощь талантливым детям – это наша с вами работа, коллеги, работа тех, кто видит детей каждый день, тех, кто всегда может, заметить искру таланта в ребёнке и сделать так, чтобы эта искра не угасла.

Есть великая формула К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу   тайны рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Список литературы:

 1.Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.

  2. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1982.

 3.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.

4. Дуганов Р.В.. Природа творчества.-М.:Сов.писатель, 1990.-352с.

5. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. М: Наука. 1991.

6. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - №2.

7. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6. - с.33-42.

8. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

9. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. – 1998. - №3.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ермакова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СШ №4» г. Десногорска Смоленской области Выявление способностей и талантов у младших школьников

Слайд 2

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать» Ян Амос Коменский

Слайд 3

Одной из главных задач, поставленных президентом РФ В. В. Путиным перед образованием, является задача вхождения России в топ-10 ведущих стран по качеству общего образования. Такое распоряжение главы государства прописано в указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Слайд 4

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Слайд 5

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться.

Слайд 6

В мире существует огромное множество методик по выявлению способностей детей, но, на мой взгляд, далеко не все методики вызывают интерес у младших школьников (особенно первоклассников), а опросники, содержащие множество вопросов, скорее утомляют детей. В связи с этим на первый план выходят следующие способы выявления талантов и способностей: - педагогическое наблюдение на уроках; - изучения результатов деятельности (работ обучающихся); - наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности; - интегрированные диагностические работы; - наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские работы и т д) - психолого-педагогические диагностики в форме игры.

Слайд 7

Методика Е.А . Панько «Придумай игру», которая направлена на определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению возможности более быстрого решения проблем. Инструкция к проведению Ученик получает задание на 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора: 1. Как называется игра? 2. В чем она состоит? 3. Сколько человек необходимо для игры? 4. Какие роли получают участники в игре? 5. Как будет проходить игра? 6. Каковы правила игры? 7. Чем должна будет закончиться игра? 8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников? В ответах младшего школьника оценивается не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ. Для выявления креативности я использую специальную методику «Вербальная фантазия» (автор Р. С. Немов ). Инструкция Школьнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение не более 5 минут (в УМК «Школа России» подобные задания есть в учебнике и тетрадях на печатной основе по «Литературному чтению») На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого ребенок приступает к рассказу. В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам: 1) скорость процессов воображения; 2) необычность, оригинальность образов; 3) богатство фантазии; 4) глубина и проработанность ( детализированность ) образов; 5) впечатлительность, эмоциональность образов. По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов. 0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует; 1балл – данный признак имеется, но выражен слабо; 2балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно.

Слайд 8

«Мир моих увлечений Цель проекта: развить интерес к творческой исследовательской деятельности. Задачи: o выявить способности детей к тому или иному виду деятельности; o развить у детей познавательную активность; o развить у детей образное мышление, фантазию творческие способности; o развить умение обобщать полученные знания, применять их на практике; o развить художественно- эстетический вкус; o развить и совершенствовать ораторское искусство; o обогащать и расширять словарный запас детей. Планируемые результаты Личностные: o проявление интереса к познанию; o умение самостоятельно организовывать совместную деятельность со сверстниками; проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя и других людей). · Метапредметные : o освоение информационно–технологических умений (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах); o овладение умениями строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией, учитывать особенности диалога и участников общения; высказывать свою точку зрения); o проявление готовности к речевому творчеству; o освоение умениями планировать деятельность (намечать цель; выбирать целесообразные средства достижения цели); o овладение умениями анализировать (определять целесообразность действий, операций, средств);

Слайд 10

Есть великая формула К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу тайны рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему:Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников

Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей. Целью опы...

ПРЕДМЕТНО - ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРЕДМЕТНО - ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.

С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...

Анкета на выявление уровня сформированности нравственного воспитания младших школьников

Анкета на выявление уровня сформированности нравственного воспитания младших школьников...

"Выявление и развитие талантов детей младшего школьного возраста"

Система диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости....

Литературное чтение как способ развития таланта у младших школьников

Цели: Изучение проблемы развития творческих способностей младших школьников в урочное и внеурочное время, а именно тех её аспектов , знание которых необходимо для практической деятельности.»Зада...

Выявление и коррекция дислексии у младших школьников.

Родители первоклассников сталкиваются с множеством проблем в связи с началом учебной деятельности своего малыша. Это касается не только материальных и временных затрат на подготовку к школе, но и част...