Картотека по поликультурному образованию и воспитанию младших школьников
картотека

Анастасия Олеговна Устинова

Картотека по поликультурному образованию и воспитанию младших школьников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_szhataya1.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека по поликультурному образованию и воспитанию младших школьников

Слайд 2

Дидактические игры по воспитанию толерантности Содержание: «Фисташки» «Я тоже» «А я считаю»... «Разговор сквозь стекло» Упражнение «Ассоциации»

Слайд 3

«Фисташки» Цель игры: определить сходства и различие людей. Ход игры: Раздать детям фисташки в скорлупе и попросить ответить на несколько вопросов: Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь? Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело? У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей одинаковые размер и форма? Фисташки одного цвета? А люди одного цвета? Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться? Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи? Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус? Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?

Слайд 4

«Я тоже» Цели игры: - научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею; - осознать уникальность других; - создать атмосферу открытости и доверия. Ход игры: Попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если педагог также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия. Итог: - хорошо ли быть особенным? - каждый ли человек особенный. Почему? - что делает нас особенными?

Слайд 5

«А я считаю»... Цели игры: - осознать возможность сосуществования различных мнений; - осознать ценность собственного мнения, отличного от других; Ход игры: П осреди помещения воображаемая черта. С одной стороны отметите записью на бумаге плюс («согласен»), с другой — минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения. Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен — на сторону «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Примеры утверждений: - Лучше играть в футбол, чем кататься на коньках. - Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор. - Весна лучше осени. - Самый интересный мультик — «Маша и медведь» Самое прекрасное домашнее животное — кошка. Обсуждение: Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?

Слайд 6

«Разговор сквозь стекло» Ход игры: Дети разбиваются на пары. «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что надо купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: вы все равно друг друга не услышите». Цель игры: развитие чувства взаимопонимания между детьми.

Слайд 7

Упражнение «Ассоциации» Один из участников становится ведущим, он выходит из комнаты, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся ведущий может задать группе три вопроса, например: «Если бы этот человек был рыбой (животным, погодой и т.д.), то какой?» Участники по очереди дают свои ассоциации на загаданного человека, после чего ведущий должен угадать, о ком шла речь. Если попытка оказалась неудачной, он может задать еще один вопрос. Затем ведущий может смениться Цель: получение обратной связи, развитие навыка размышлять о свойствах других людей, сравнивая их с другими объектами.

Слайд 8

Подвижные игры разных народов мира Содержание: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «БУБЕНЦЫ» БЕЛОРУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛЕНОК » ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПРОДАЕМ ГОРШКИ (ЧУЛМАК УЕНЫ )» БАШКИРСКАЯ НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КУРАЙ (ДУДОЧКА )» АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ДЕТИ И ПЕТУХ»

Слайд 9

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «БУБЕНЦЫ» Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют : Трынцы-брынцы , бубенцы , Раззвонились удальцы : Диги - диги - диги -дон, Отгадай, откуда звон ! После этих слов " жмурка " ловит увертывающегося игрока Двое детей зелеными ветками или гирляндой и образуют ворота.

Слайд 10

БЕЛОРУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛЕНОК» На земле рисуют кружки - гнезда, которых по количеству на одно меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает различные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лён !» игроки занимают гнезда, тот, кто не успел занять гнездо, считается «посаженным»: его «сажают» в гнездо до конца игры. Затем на земле убирают одно гнездо, и игра продолжается. Победит тот, кто займет последнее свободное место.

Слайд 11

ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПРОДАЕМ ГОРШКИ (ЧУЛМАК УЕНЫ)» Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор : — Эй , дружок продай горшок ! — Покупай —Сколько дать тебе рублей ? — Три отдай. Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Слайд 12

БАШКИРСКАЯ НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КУРАЙ (ДУДОЧКА)» Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист , в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова : «Услыхали наш курай , Собрались мы все сюда . Наиграишись с кураистом . Разбежались кто куда . Хай, хай, хай, хай ! На зеленом, на лугу Мы попляшем под курай , Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова: «Ты, курай задорный, веселей играй , Тех, кто лучше пляшет, выбирай » Ребенок- кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим . Правила: разбегаться только после окончание слов.

Слайд 13

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ДЕТИ И ПЕТУХ» Один из игроков изображает петуха. Петух выходит из своего дома, ходит по площадке и три раза кукарекает. Игроки, находящиеся в "домиках" (начерченных мелом кругах диаметром 1 м), в ответ: - Петушок, петушок , Золотой гребешок ! Что так рано встаешь . Детям спать не даешь? После этого петух опять кукарекает, хлопает крыльями и начинает ловить детей , которые, выйдя из своего домика, бегают по площадке. Если не получилось поймать ребят, то он опять изображает петуха.

Слайд 14

Мультфильмы поликультурной направленности «Принцесса Солнца» Год: 2007г. Страна: Франция, Бельгия, Венгрия Данный мультфильм повествует о юной Ахессе и ее женихе Тутанхамоне, отправившихся на поиски матери девушки — самой царицы Нефертити и отображает великую эпоху Египта. «Сказание о принцессе Кагуя » Год: 2013 Страна: Япония Очень неторопливый мультфильм представляет собой просто сборник всего древнекитайского. Тут и нежнейшая рисовка в стиле гравюр, и классический сюжет о небесной принцессе, выросшей среди людей. Лента Исао Такахаты наглядно покажет вашему школьнику, как жили и что ценили люди в ту эпоху. Спойлер : богатство и власть.

Слайд 15

« Храбрая сердцем» Год: 2012 Страна : США Это еще одна с любовью к деталям выполненная сказка. Ах эти шотландские пейзажи! Подробнейшие костюмы! Достоверное убранство замка! «Мульти-Россия » Год: 2006-2016 Страна: Россия Его цель - в доступной форме познакомить жителей России с географическим и национальным разнообразием, экономическими особенностями разных регионов, богатым культурным наследием страны в целом, способствовать воспитанию толерантности у граждан России .

Слайд 16

Сказки народов мира для младших школьников КОЗА-ДЕРЕЗА. Украинская сказка в обр. Е.Благининой ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА Венгерская народная сказка в обр. А. Краснова и В. Важдаева УПРЯМЫЕ КОЗЫ . Узбекская сказка в обр.Ш.Сагдуллы У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ . Словацкая народная сказка в обр.С.Могилевской и Л.Зориной ЛИСА – НЯНЬКА . Финская сказка в пер. Е.Сойни

Слайд 17

Экскурсия по Подмосковью Музей русского десерта г. Звенигород (1-4 класс) Государственный мемориальный музей – заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока г. Солнечногорск (1-11 класс) Дом-музей П.И. Чайковского г. Клин (1-4 класс) Музейно-Выставочный комплекс «Новый Иерусалим» г. Иста (1-4 класс) Дом-музей Пришвина Г. Звенигород, д. Дунино (1-4 класс) Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей г. Звенигород (1-4 класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Экологическое образование и воспитание младших школьников

В данной программе предлагаются  различные способы и средства воспитания и образования учащихся начальных  классов, тематическое планирование с  1-го по 4-й классы на факультативных зан...

Экологическое образование и воспитание младших школьников.

Экологическое образование и воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знани...

Гражданско–патриотическое образование и воспитание младших школьников.

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, к родной улице, формирования в нем чувс...

Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира.

Статья о роли  экологического воспитания младших школьников....

Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».

Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

В современном мире человек должен быть экологически образованным. Наиболее эффективным звеном экологического образования  является школьное образование, а именно, обучение в начальной школе....

Проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Сбережем природу Донского края»

В процессе экологического образования и реализации проекта «Сбережем природу Донского края» будет происходить не только сообщение учащимся определенных знаний, но и применение, развитие умений и навык...