Дополнительная образовательная программа "Портрет нашего города"
рабочая программа (1 класс)

Шершнёва Наталья Леонидовна

Программа для работы кружка по краеведению. Рассчитана на детей 7-8 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulki_po_sankt-peterburgu.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                                                                           .                 .                                              

                           

 ПРОГРАММА

«Портрет нашего города»

Возраст обучающихся: от 7

до 8 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                   Автор: Шершнева

                                                                 Наталья Леонидовна

 Санкт – Петербург

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Портрет нашего города» составлена с учетом Концепции развития дополнительного образования детей в РФ, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и постановлением Главного государственного  санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации  режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Программа «Портрет нашего города» носит туристско-краеведческую направленность и рассчитана на базовый уровень освоения. Форма организации –комплексная.

 

Актуальность

Актуальность программы «Портрет моего города» обусловлена необходимостью сохранения и возрождения традиций петербургской культуры, воспитания граждан, понимающих значимость города.

В настоящее время  вопрос патриотического воспитание стоит очень остро. «Народ не знающий своего прошлого не имеет будущего!» -эти слова М. В. Ломоносова актуальны как никогда.  Любовь к своей стране не появляется ниоткуда. Все начинается с малого: с любви к своей семье, дому, родному городу. Мы живем в удивительнейшем месте!. Важно суметь показать детям необычность города, заинтересовать его историей. Хотелось бы, чтобы дети чувствовали себя не посторонними зрителями, а понимали, что они жители Петербурга и тоже творят историю. Любовь к своему городу, чувство уважения и причастность к его истории, культуре - результат целенаправленной, последовательной совместной деятельности педагогов и родителей. Воспитание «красотой родного города, красотой окружающего мира» позволяет детям воспринимать мир ярким и многогранным, усиливает   творческую познавательную деятельность, способствует развитию социально значимой активности. Петербург – сокровищница мировой культуры. Сохранение   наследия является основной задачей всех поколений петербуржцев.   К сожалению, дети, живущие на окраинах Петербурга, в большинстве своем, редко бывают в центре города, плохо знают достопримечательности. Это приводит к тому, что дети слабо знают историю Петербурга, его достопримечательности, не ориентируются по карте и на улицах города. В этой связи особое значение имеют занятия в системе дополнительного образования детей.

Занятия по программе разнообразны по форме и методам организации деятельности детей, что позволяет существенно углубить знания и развить у детей интерес к изучению своего города.

            Младшие школьники готовы удивляться и удивлять, по природе своей, любопытны и любознательны, поэтому необходимо пробудить в них интерес к своему городу, помочь им понять уникальность нашего Петербурга, вызвать уважение к традициям и желание продолжать их. У детей в ходе реализации данной программы развиваются познавательные и коммуникативные навыки, интеллект, творческая активность, формируется общая культура

Новизной данной программы является многообразие творческих приемов и методов, используемых в реализации программы, активное взаимодействие с городом, широкое использование интерактивного пространства. Знакомство с городом  происходит не столько в классе, сколько на прогулках, экскурсиях, занятиях  исследовательской деятельностью. Предусматриваются практические занятия, ведение личного исследовательского  дневника, широкое вовлечение родителей.

.  

               

Цель программы: Создать условия для развития у школьников ценностного отношения к Санкт-Петербургу. 

Задачи:

  • Развивать умение замечать необычное, интересное
  • Развитие познавательно-исследовательских интересов детей.
  • Воспитание любви к родному городу и бережного отношения к традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.
  • Формирование нравственно-этических норм поведения в городе.
  • Развитие активного словаря ребенка, умения рассказывать о городе. Проявлять собственное отношение к событиям и фактам из жизни города.
  • Воспитание чувства сопричастности к жизни города.

Ожидаемые результаты по годам обучения

К концу курса дети должны знать:

  • дату рождения города,  имя основателя города, герб и флаг города, их значение;
  • важнейшие факты из истории города
  • основные достопримечательности города, их назначение и использование в прошлом и настоящем;

Уметь:

  • уметь передать свое впечатление от увиденного устно или в творческой работе.
  • узнавать и называть  основные архитектурные и исторические памятники города;
  • различать понятия «Архитектор», «Скульптор»;
  • ориентироваться на карте города, уметь находить на ней основные достопримечательности;
  • Уметь объяснять значимость объектов для города и себя лично;
  • Иметь навык:
  • поведения в общественных местах.

Программа предполагает общекультурный уровень освоения.

Результатом освоения программы должно стать заинтересованное отношение обучающихся к изучению истории и современной жизни своего города, умение узнавать и называть его основные архитектурные и исторические памятники, желание узнавать новое о нем, а также знание этических норм поведения горожанина и их применение в повседневной жизни.

Основными способами проверки результативности является

  • ведение  «Дневника исследователя», викторины, рассказы-экскурсии, опросы и беседы с детьми, защита социальных мини-проектов.
  • анкета для родителей - отношение к занятиям детей, их заинтересованность и увлеченность

 

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 занятия,

Методы, используемые в работе:

  • рассказ педагога с использованием интерактивных технологий;
  • викторины, игры и творческие работы для выявления знаний;
  • обсуждения и беседы на предложенные темы;
  • экскурсии, посещение музеев, выставок;
  • конкурс;
  • вернисаж творческий работ;
  • литературная гостиная;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игровая программа;
  • виртуальные экскурсии, круизы;
  • походы, пешеходные экскурсии;
  • спектакли;
  • творческий отчет;

                           

 Учебно-тематический план  первого года обучения

темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

История моей семьи

1

2

3

3

Петербург до Петербурга

1

3

4

4

Основание Санкт-Петербурга Петровский Петербург

7

6

13

5

Васильевский остров – созвездие  музеев

6,5

5,5

12

6

Итоговое занятие

-

1

1

Итого:

16

18

34

Содержание программы 1 года обучения

  1. Вводное занятие.  «Портрет моего города»
  2. «Дом в котором я живу»

Теория: Мои корни. История моей семьи.

Старые фотографии рассказывают (Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат.

Практика: Игра-викторина «Кто кому кем приходится?» ( тесть, сноха, свояченица, кузина…) Выставка «Моё родословное дерево».

Проект «Музей на один день», составленный из предметов и рассказов обучающихся.

  1. Тайны старой крепости

Теория: Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога. Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела. Устройство и секреты  крепостей. Крепость Ладога –первая столица Руси

Практика: Мини-расследование строки А.С. Пушкина «…на берегу пустынных волн…»  Круглый стол.

Виртуальный круиз. Работа с картой Ленинградской области.

Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…)

     4. Усыпальница русских царей.

5. Домик Петра 1 и Троицкая площадь.

Теория: Герб, флаг, возраст города. Первый дом нашего города. «Красные хоромцы» Ровесник нашего города. Петропавловская крепость. Иоановский мост. Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины.

Адмиралтейство. Ботик Петра 1.  

Там у Невы наш первый сад. Летний дворец Петра 1 в Летнем саду.

Ассамблеи. Этикет в петровское время.

Кикины палаты.

Практика: Поиск городов, имеющих в имени «-бург», рисуем герб, флаг. Посещение музея «Домик Петра1» на Петровской наб. Экскурсия. Составление кроссворда «К» (крепость, куранты, куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...)

Экскурсия в крепость. Памятник зайцу, спасшемуся от наводнения.

Сложить из счетных палочек силуэт кораблика, очертание Адмиралтейства. Посещение Летнего сада. Инсценировка правил этикета по книге «Юности чистое зерцало». Сравнить Летний дворец Петра1 и Кикины палаты. Архитектура. Петровское барокко

  1. В нашу гавань заходили корабли

Теория: Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию.

Топонимика. Васильевский остров – созвездие музеев.  Первый музей России – Кунсткамера. Музей этнографии народов мира им. Петра Великого.

Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер. Меншиковский дворец – первый дворец города.

Зоологический музей.

Ростральные колоны.

Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини

Практика: Прогулка по Университетской набережной. Наблюдение, зарисовки. Работа с картой, вид острова с высоты птичьего полета. Планировка острова.

Разбор стихов С. Черного «Васильевский остров прекрасен как жаба в манжетах..» и  Еф. Ефимовского «Каналов нет в помине, остались только линии…». Легенда строительства Кунсткамеры.

Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континентам» (по экспозиции Кунсткамеры).

Экскурсия в Меншиковский дворец «В гости к первому губернатору города». Мини-расследование «Был ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере. Пешеходная экскурсия в Зоологический музей и на Стрелку ВО. Презентация «Виртуальная экскурсия внутрь колоны и вид с колоны».

Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини.

     7.Легенды Васильевского острова.

Практика: Викторина «Знаешь ли ты свой город?».

Задание на лето. Памятка «Путешествие в Каникуляндию».

  1. Петрово диво Летний сад.
  2. Дворцовая площадь.
  3.  Невский проспект.
  4.  Зимний дворец.
  5. Соборы Петербурга.
  6. Каменные лики.
  7. Экскурсия «Мосты повисли над водами».
  8. Сказочные и мифические животные.
  9.  Символы Санкт-Петербурга.
  10. Петербург. Портрет моего города.

Учебно-тематический план  :

№ п/п

Тема

Форма проведения занятия

Количество часов

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие. «Портрет моего города»

игра

0,5

0,5

1

2

«Дом в котором я живу»

Игра-викторина «Кто кому кем приходится?»( тесть, сноха, свояченица, кузина…)

-

1

1

3

История моей семьи.

Старые фотографии рассказывают…

Изготовление «Родословного дерева». Выставка

0,5

0,5

1

4

Самая старинная (удивительная) вещь в моем доме). Вещь, коллекция, экспонат.

Проект «Музей на один день», составленный из предметов и рассказов обучающихся. Галерея

0,5

0,5

1

5

Герб, флаг, возраст города.

Будем знакомы

Поиск городов, имеющих в имени

 «-бург», рисуем герб, флаг.

0,5

0,5

1

6

«Тайны старой крепости»

Мини-расследование строки А.С. Пушкина «…на берегу пустынных волн…»

Круглый стол

0,5

0,5

1

7

Путь «из варяг в греки» Нева, Балтика, Ладога.

Работа с картой

Виртуальный круиз

-

1

1

8

Крепости северо-запада Руси. Орешек, Ладога, Копорье, Ниеншанц, Ивангород, Корела

Рассказ педагога:

Устройство и секреты  крепостей. Работа с картой Ленинградской области. Олимпиада

0,5

0,5

1

9

Крепость Ладога –первая столица Руси

Изготовление макета крепости (рвы, башни, герса…)

-

1

1

10

Когда Петр I был маленький.

рассказ

1

-

1

11

Первый дом нашего города. «Красные хоромцы» Ровесник нашего города.

Посещение музея «Домик Петра1» на Петровской наб. Экскурсия

1

1

2

12

Петропавловская крепость. Иоановский мост.

Составление кроссворда «К» (крепость, куранты. Куртина, казематы, комендант, канал, Кронверка, колокольня ...)

1

1

2

13

Собор святых Петра и Павла. Бастионы и куртины.

Экскурсия в крепость. Памятник зайцу, спасшемуся от наводнения.

0,5

0,5

1

14

Адмиралтейство.

 Ботик Петра I

Сложить из счетных палочек силуэт кораблика, Адмиралтейства…

0,5

0,5

1

15

Там у Невы наш первый сад.

Посещение Летнего сада

Рассказ педагога.

«Мое открытие Летнего сада».

Интервью родителей

«Летний сад вчера и сегодня»

1

1

2

16

Летний дворец Петра I в Летнем саду.

Ассамблеи. Этикет в петровское время

Инсценировка правил этикета по книге «Юности чистое зерцало»

1

1

2

17

Кикины палаты

Сравнить Летний дворец и Кикины палаты. Архитектура

Петровское барокко

0,5

0,5

1

18

Васильевский остров – созвездие музеев

Прогулка по Университетской набережной.

Наблюдение, зарисовки.

0,5

0,5

1

19

Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию.

Топонимика.

Работа с картой, вид острова с высоты птичьего полета. Планировка острова

Разбор стихов

С. Черного «Васильевский остров прекрасен как жаба в манжетах..»

 и  Еф. Ефимовского

1

1

2

20

Первый музей России – Кунсткамера.

Музей этнографии народов мира им. Петра Великого.

Петровская Кунсткамера. Петр 1 коллекционер

Легенда строительства.

Сказочное путешествие по Земному шару. Мини-проект «По странам и континен- там» (по экспозиции Кунсткамеры)

2

2

4

21

Меншиковский дворец – первый дворец города. Петровское барокко

В гости к первому губернатору города. Экскурсия. Мини-расследование

«Был            ли Меншиков грамотным?» наблюдение в интерьере

1

1

2

22

Зоологический музей

Пешеходная экскурсия в музей и на Стрелку ВО.. Памятный знак к 300-летию СПб Соревнование по итогам посещения музея «Кто назовет больше названий млекопитающих, бабочек и т.д.

0,5

0,5

1

23

Ростральные колоны

Презентация «Виртуальная экскурсия внутрь колоны и вид с колоны»

1

-

1

24

Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини

Игра «Третий лишний» здания построенные Д. Трезини

0,5

0,5

1

25

Итоговое занятие

Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Задание на лето

Памятка отъезжающему на каникулы

-

1

1

Итого:

16

18

34

   

     16.  poetry-city.rupiter.html Стихи о Петербурге

                 17. photocityspb.narod.ruAudio песни о Санкт-Петербурге и Ленинграде

                              Список литературы:

  1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. -  СПб., 1993.
  2. Арьев А.А. Ивангородская летопись, 1492 – 2001. -  СПб., 2001.
  3. Гиппинг А.И. Нева и Ниеншанц. -  СПб., 2003.
  4. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы. -  Л., 1985.
  5. Даринский А.В. Прогулки по старому Санкт-Петербургу. -  СПб., 1994.
  6. Ермолаева Л.К. Прогулки по Петербургу. - СПб., 1992-1997.
  7. Золочевская Н.Н. Выборг: Очерк-путеводитель. -  Л., 1980.
  8. Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. -  СПб., 1994.
  9. Кепп Е.Е. Выборг. -  Выборг, 1992.
  10. Лелина Е.И. Петропавловская крепость. -  СПб., 1996.
  11. Михайлов А.М. Санкт-Петербург: 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях / А.М. Михайлов.- М.: Эксмо, 2011.-320 с.
  12. Некрасов Б. Гранитная летопись. -   Л., 1971.
  13. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов. Рек и каналов, мостов и островов /Алексей Владимирович, Алексей Ерофеев.-М.:
  14. Платунов А.М. Так строился Петербург -  СПб., 1997.
  15. Синдаловский Н.А. Петербург. Путеводитель. СПб., 2001.

16. АСТ:СПб.:Астрель-СПб, 2009 -752 с.

17. Царев Р.Я. Санкт-Петербург. Необычные прогулки, которые перевернут ваше представление о Северной столице / Царев Р.Я.-М.: Эксмо, 2012.- 320с.: ил.-(Туризм).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....