Программа по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья. Мой край. Моё Отечество»
рабочая программа

Ашурова Елена Васильевна

Цель изучения курса: воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_1kl_moya_semya_20.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Моя семья. Мой край. Моё Отечество»

уровень реализации программы:

начальная школа

1 класс

Разработчики программы курса:

Ашурова Елена Васильевна

учитель-логопед,

Петухова Наталья Николавна,

учитель начальных классов

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценности. И новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического  и гражданского сознания учащихся. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Для обучающихся начальных классов понятие Родина ассоциируется с семьей, школой, c городом, в котором они живут. Необходимо формирование и развитие патриотизма, интереса к истории и культуре русского народа, чувства любви к родному краю, осознание своей причастности к его истории наиболее органично осуществляется через судьбу собственной семьи, личного отношения к происходящему и настоящему.

Цель изучения курса: воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.

Задачи программы курса:

-воспитание духовно, нравственной и физически здоровой личности на основе исторических традиций России, родного края, семейных ценностей;

- воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру;

- воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

-расширить   знания   учащихся   о   событиях  Великой   Отечественной воины через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

- совершенствовать формы краеведческой работы с детьми.

Особенности реализации программы курса

Программа имеет духовно-нравственное направление, срок реализации - 1 год, класс – 1 .

Количество занятий – 34 часа (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания программы: ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания; ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию; ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни; ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе; ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена семьи и общества; ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Для реализации программы широко используются местные ресурсы: библиотеки, краеведческий музей, Интеллектуальный центр, другие культурные учреждения,  памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Форма освоения содержания учебного предмета - очная. Допускается интеграция очного обучения и обучения с использованием электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий в случаях отсутствия обучающихся на учебных занятиях, определенных Положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МБОУ «Школа № 2». Реализация программы с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий осуществляется с использованием электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися содержания программы в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся: платформы для вебинаров (Zoom,  Skype и др.); совокупность информационно-телекоммуникационных технологий, технологических средств обучения.  

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 Личностные результаты:

  • формирование устойчивого познавательного интереса к истории России, истории республики, её культуре через изучение истории своей семьи
  • самоопределяться в жизненных ценностях: объяснять, что связывает тебя с близкими и родными людьми, с семейной историей, культурой;
  • осознавать себя членом  семьи, проявлять интерес к её традициям, обычаям и желание участвовать в её делах;
  • формировать творческий подход, устойчивый интерес к истории своей семьи, уважительное и доброжелательное уважение к людям.
  • формировать мотивацию  познанию;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • развивать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • формулировать и ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;
  • совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работать по составленному плану,
  • оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

  • объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и  «что я узнал» (результаты);
  • осознавать познавательную задачу;
  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию;
  • использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете); работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

Коммуникативные УУД:

  • формировать уважительное отношение к мнению других; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
  • работать в паре, в группе;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
    Предметные результаты:
  • осмысление понятий, связанных с темой «Семья», «Родина», «Край», «Отечество» осознание своей роли в семье;
  • совершенствование представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;
  • приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве, о социальной политике государства; формирование системы краеведческих знаний.

3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1.  «Моя школа» -5ч.

Цель: изучить традиции, символы, правила школы.

Традиции школы. Символика школы. Экскурсия по школе.

Правила поведения и обязанности школьника. Режим дня школьника.

Экскурсия. Посещение городского музея.

Уважительное отношение друг к другу. Учимся быть вежливыми.

Практическое занятие. Учимся быть вежливыми в школе.

Раздел 2. «Моя семья» - 8 ч.

Цель: раскрыть детям понятие «семья» и «мир», «поколение», «потомки», «предки», показать красоту и многообразие окружающего мира, раскрыть понятие «семья» и «семейные ценности»;  изучить историю имени и достижения семьи.

Что я знаю о своей семье.

Моя родословная (фамильное древо).

Я и моя семья. Из истории семьи. Семейный архив. Пишем историю своей семьи.

Что в имени тебе моем? История моего имени и фамилии.

Мой дом — моя крепость.  Герб моей семьи.

Тайны бабушкиного сундука. О чем поведал семейный альбом.

Семейные праздники. Любимые блюда в моей семье. Проект «Традиции праздников в моей семье» (рисунки, фотографии, мини-сочинения, по итогам – выпуск классной газеты). Увлечения моей семьи. Традиции творчества в семье (вязание, вышивка, плетение). Книги в моей семье. Семейная библиотека. Читательские традиции семьи. Любимые книги моего детства.

Трудовая слава моей семьи. Трудовые награды моей семьи.  Мои предки в труде и в бою.

Раздел 3. «Я и мой край» - 7ч.

Цель: изучение истории и природы родного города, края;

знакомство с традициями, обычаями народов нашего края; воспитание бережного отношения к природе родного края; воспитывать в учащихся чувство милосердия ко всему живому, уважение к окружающим людям.

РОДНОЙ КРАЙ – край, где родился и вырос.

Богатство и красота природы края.

Животные и растения края.

Мир человека и мир природы - их единство.

Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека.

Достопримечательности края.

Люди и их занятия.

Раздел 4. «Я – защитник, я – гражданин России» - 7 ч.

Цель: воспитание нравственных качеств, культуры поведения у детей на примере людей, которые сыграли важную роль в истории России; знакомство с историческими памятниками и местами нашей Родины, праздниками, символами и др.

Мой папа – защитник. Мой папа – солдат (подготовить рассказ о своём папе или дедушке, показать солдатские альбомы).Конкурс рисунков «Мой папа и дед служили в армии». Изготовление открыток ко Дню защитников Отечества. Конкурс, эстафета «А ну-ка, мальчики, а ну-ка – папы» (семейный праздник).

Моя родина – Россия. Москва – столица России.

Государственные символы современной России. Символика в истории России.

Государственные праздники России.

Путешествие по карте России. Города России.

Раздел 3. «Я изучаю историю великих битв и сражений» - 4 ч.

Цель: воспитание уважения к культурному и историческому наследию России, к традициям своего народа.

Великая Отечественная война. День Победы. Рассказ о членах семьи – участниках Великой Отечественной войны.

«Это страшное слово  - война»

«В моей семье война сыграла трагическую роль» (рассказы учащихся). Проект «Книга памяти».

Подготовка к конкурсу стихов о войне.

Конкурс рисунков.

Раздел 7. «Памяти павших – будьте достойны!» - 3 ч.

Цель: воспитывать чувство уважения к ветеранам и павшим в годы ВОВ. 

Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках.

Встречи с участниками ВОВ, боевых действий.

Конкурс стихов, рисунков на асфальте, посвященных Дню Победы.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во                     часов

 «Моя школа» (5 ч)

1

Вводное занятие. Традиции школы. Символика школы. Экскурсия по школе.

1

2

Правила поведения и обязанности школьника. Режим дня школьника.

1

3

Экскурсия. Посещение школьной библиотеки.

1

4

Уважительное отношение друг к другу. Учимся быть вежливыми.

1

5

Практическое занятие. Учимся быть вежливыми в школе.

1

 «Моя семья» (8 ч)

1

Моя родословная (фамильное древо).

1

2

Я и моя семья. Из истории семьи. Семейный архив. Пишем историю своей семьи.

1

3

Что в имени тебе моем? История моего имени и фамилии.

1

4

Мой дом — моя крепость.  Герб моей семьи. Семья и традиции. Знакомство с понятием «досуг», «традиции».  История возникновения игрушки на Руси. Какое значение выполняли игрушки в прежние времена. Семейные обязанности. Мои обязанности в семье.

1

5

Тайны бабушкиного сундука. О чем поведал семейный альбом. Проект «Любимая игрушка моего детства». Проект «Любимая игрушка в детстве моих родителей, бабушек и дедушек).

1

6

Семейные праздники. Любимые блюда в моей семье. Проект «Традиции праздников в моей семье» (рисунки, фотографии, мини-сочинения, по итогам – выпуск классной газеты). Увлечения моей семьи. Традиции творчества в семье (вязание, вышивка, плетение). Книги в моей семье. Семейная библиотека. Читательские традиции семьи. Любимые книги моего детства.

1

7 - 8

Трудовая слава моей семьи. Трудовые награды моей семьи.  Мои предки в труде и в бою.

2

«Я и мой край» (7 ч)

1

РОДНОЙ КРАЙ – край, где родился и вырос.

1

2

Богатство и красота природы края.

1

3

Животные и растения края.

1

4

Мир человека и мир природы - их единство. ЛЕС. Как лес служит человеку. Дары природы. В чем красота леса. Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья и древо жизни человека. РЕКА. О чем говорят названия рек. Как река служит человеку. В чем красота реки и ее берегов. Течение реки и ход времени.

1

5

Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека.

1

6 - 7

Достопримечательности края. Люди и их занятия.

2

 «Я – защитник, я – гражданин России» (7 ч)

1

Мой папа – защитник. Мой папа – солдат (подготовить рассказ о своём папе или дедушке, показать солдатские альбомы)

       1

2

Конкурс рисунков «Мой папа и дед служили в армии».

Изготовление открыток к Дню защитников Отечества.

1

3

Конкурс, эстафета «А ну-ка, мальчики, а ну-ка – папы» (семейный праздник).

1

4

Моя родина – Россия. Москва – столица России.

1

5

Государственные символы современной России. Символика в истории России.

1

6

Государственные праздники России.

1

7

Путешествие по карте России. Города России.

1

 «Я изучаю историю великих битв и сражений» (4 ч)

1

«Это страшное слово  - война»

     1

2

В моей семье война сыграла трагическую роль (рассказы учащихся). Проект «Книга памяти».

     1

3

Подготовка к конкурсу стихов о войне.

     1

4

Конкурс рисунков.

     1

«Памяти павших – будьте достойны» (3 ч)

1

Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках.

      1

2

Встречи с участниками ВОВ, боевых действий.

      1

3

Конкурс стихов, рисунков на асфальте, посвященных Дню Победы.

     1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования  направлена на приобщение обучающихся  к ценностям семьи, своей этнической...

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...