Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства
методическая разработка (2 класс)

evgeniamatvveva

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и чувств нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника [15, c. 190].

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и в особенности уроки изобразительного искусства. Об этом говорили в своих трудах еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что изобразительное искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Изобразительное искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в детях эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно можно в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства.

В настоящее время в общественной и культурной жизни общества очень сильно влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей стираются границы между массовым искусством и искусством настоящим. Людям становится все труднее ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это удается в младшем школьном возрасте. В этой ситуации преподавателю необходимо помогать учащимся сформировать правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, раскрыть во сем своем богатстве систему вечных ценностей и традиций. В тоже время необходимо понимать, что ценность, к каким бы общечеловеческим корням она не восходила, привить не удается, ее можно только прожить. Такое проживание, в частности, обеспечивало и до сих пор обеспечивает искусство, раскрывающую по своей сути исходную гуманитарную ценность – связь Человеком с Человеком. На уроках изобразительного искусства учитель, через эстетическое воспитание, дает школьникам понятие прекрасного для формирования их чувств и эмоций.

Актуальность данной темы подчеркивается тем, что многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества, в частности, в социально-экономическом плане, влияют на формирование чувств и эмоций младших школьников.

Цель данной работы – рассмотреть влияние уроков изобразительного искусства на эстетическое воспитание младших школьников.

Задачи исследования:

- рассмотреть что такое эстетическое воспитание

- изучить научно-методическую литературу

- использовать различные методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства

Объект исследования – процесс развития эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования – уроки изобразительного искусства в целях эстетического воспитания младших школьников.

Методы исследования: обзор, анализ научно-методической и специальной литературы, педагогическое наблюдение, эмпирические методы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ РАБОТА

Тема: Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства

Учитель начальных классов

Матвеевой Евгении Александровны

2021

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Эстетическое воспитание как педагогическая проблема…6

                    1.1 Сущность эстетического воспитания……………………..6

 1.2 Цели и задачи эстетического воспитания……………….9

 1.3 Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства…………………….17

Вывод по главе 1 ……………………………………………..21

Глава 2. Опытно-практическая работа по теме исследования......22

2.1 Содержание опытно-практической работы……………22

2.2 Итог опытно-практической работы……………………26

Заключение…………………………………………………………..27

Список литературы………………………………………………….30

Приложение


Введение

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. По мнению многих исследователей, педагогов, психологов (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и чувств нужно в наиболее благоприятном для этого – школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника [15, c. 190].

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и в особенности уроки изобразительного искусства. Об этом говорили в своих трудах еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что изобразительное искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Изобразительное искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в детях эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно можно в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства.

В настоящее время в общественной и культурной жизни общества очень сильно влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей стираются границы между массовым искусством и искусством настоящим. Людям становится все труднее ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это удается в младшем школьном возрасте. В этой ситуации преподавателю необходимо помогать учащимся сформировать правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, раскрыть во сем своем богатстве систему вечных ценностей и традиций. В тоже время необходимо понимать, что ценность, к каким бы общечеловеческим корням она не восходила, привить не удается, ее можно только прожить. Такое проживание, в частности, обеспечивало и до сих пор обеспечивает искусство, раскрывающую по своей сути исходную гуманитарную ценность – связь Человеком с Человеком. На уроках изобразительного искусства учитель, через эстетическое воспитание, дает школьникам понятие прекрасного для формирования их чувств и эмоций.

Актуальность данной темы подчеркивается тем, что многие изменившиеся обстоятельства в жизни общества, в частности, в социально-экономическом плане, влияют на формирование чувств и эмоций младших школьников.

Цель данной работы – рассмотреть влияние уроков изобразительного искусства на эстетическое воспитание младших школьников.

Задачи исследования:

- рассмотреть что такое эстетическое воспитание

- изучить научно-методическую литературу

- использовать различные методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства

Объект исследования – процесс развития эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования – уроки изобразительного искусства в целях эстетического воспитания младших школьников.

Методы исследования: обзор, анализ научно-методической и специальной литературы, педагогическое наблюдение, эмпирические методы.


Глава 1 Теоретические основы эстетического воспитания школьников

1.1 Сущность эстетического воспитания

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде эстетические категории прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми, безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой, в особенности на уроках изобразительного искусства. Указанная проблема рассматривается в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо, М.Н. Фроловская, О.Н. Апанасенко., А.В. Потемкин и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой  имеется такая формулировка:"…педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства"[20, c. 168].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [22, c. 448].

В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Б.Т. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [12, c. 160].

Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс.  Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства из вне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности прекрасного в человеческой личности

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящих о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия на учащихся. Во-вторых, это формирование способности у школьников воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

В-третьих, эстетическое воспитание – это формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Другой взгляд на проблему эстетического воспитания у Э.В. Ильенкова [7, c. 91-94],  который центральное место отводит формированию у детей способности видеть мир глазами другого, способности к сопереживанию. Безусловно, что искусство играет в этом важную роль.

 1.2 Цели и задачи эстетического воспитания

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

Из работ В.Н. Шацкой видно, что перед эстетическим воспитанием стоят такие цели, как формирование способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирование участия в создании прекрасного. Из этого следует, что важное место в эстетическом воспитании занимает искусство. Искусство - это часть эстетической культуры, художественное воспитание часть эстетического воспитания, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. Художественное воспитание выступает как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Важной задачей эстетического воспитания является формирование в учащихся чувства сопереживания, умения поставить себя на место другого, и достичь этого средствами искусства представляется вполне возможным.

В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [16, c. 92-102].

Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [9, c.160].  Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, наиболее удачно цель эстетического воспитания звучит так - формирование гармоничной индивидуальности, всесторонне развитого человека, образованного, высоконравственного, способного к рефлексии и сопереживанию, понимающим красоту жизни и красоту искусства, умения видеть окружающую жизнь глазами другого человека. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Б.Т. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при это мне теряют главной сути.

Итак, во-первых, это «создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям».

Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о других, о мире художественных ценностей. Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, богатого опыта, который учащийся перенимает через произведения искусства, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать значимые предметы и явления, наслаждаться ими». Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Тогда как задача эстетического воспитания – избежать такого мимолетного прочтения художественного текста, а побудить учащихся к более глубокому его изучению, к переживанию того, что хотел выразить автор, к способности увидетьи понять позицию автора, позиции его героев и т.д.

Б.Т. Лихачев отмечает, что «…такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения –любование»[12, c. 168].

С эстетическим наслаждением тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического. Все это признаки подлинной, эстетической воспитанности», - отмечает тот же автор [12, c. 169].

Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, «основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации» [6, c. 62]. Сравнивая с определением Б.Т. Лихачева. «Эстетическое суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы», - можно убедиться, что эти определения аналогичны [13, c. 176]. Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную, с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния. Для того, чтобы ребенок смог оценивать то или иное произведение искусства или какое-либо явление в окружающей действительности с эстетической точки зрения, необходимо формировать в нем способность переживать эти явления, пропускать их через себя, через своё представление о мире, при этом сравнивая это представление с другим.

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты.

Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.

Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Б.Т. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение. Эстетическое суждение выделяет также и профессор, доктор философских наук Г.З. Апресян. Наряду с оценкой, суждением, переживанием важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно- эстетических идеалов и вкусов. Б.Т. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [11, c. 51]. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы.  Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Б.Т. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету» [11, c. 20].

В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны пробуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения ,возвышенные переживания или ужас, страх или смех.

Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания».

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. «Эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира» [10, c. 240]. То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве.

Н.А. Кушаев отмечает, что для младшего школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. «Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал». Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточными знаниями в области искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Еще одна категория эстетического воспитания - сложное социально-психологическое образование - эстетический вкус. А.И. Буров определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений» [4, c. 176].  Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как "невосприимчивость к художественным суррогатам" и «жажду общения с подлинным искусством». Но возможно более четким является определение, данное А.К. Дремовым: «Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства». «Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности» [6, c. 56]. В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Таким образом, основная задача эстетического воспитания –развитие сопереживания в индивиде, сопереживающей индивидуальности. Следовательно, все остальные элементы эстетического воспитания, такие как вкус, идеал, умение воспринимать и оценивать произведения искусства нужны учащемуся для того, чтобы стать индивидуальностью, которая может пропускать через себя явления окружающей действительности и эстетически её оценивать, исходя не только из своего собственного восприятия, но и видеть эту действительность глазами другого.

Все элементы эстетического воспитания тесно взаимосвязаны между собой, ведь от того, какой эстетический идеал сформируется в голове ребенка зависит, как он будет воспринимать произведение искусства, каким образом и по каким критериям его оценивать, будет ли он сопереживать автору произведения, его героям и все это будет свидетельствовать о его эстетическом вкусе.

1.3 Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Учащийся всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ученика, его побуждения, стремления, переживания.

Методы и приемы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

Прежде всего, необходимо выбрать форму проведения занятия. В методическом пособии О.Н. Апанасенко и А.В. Потемкина [21, c.10-12] представлены рекомендуемые формы проведения занятий:

  • Лекции с применением различных форм активизации внимания учащихся, этапа «эпизодического интереса» (интересные факты, связанные с созданием какого-либо произведения искусства, жизнью и творчеством известных художников и др.), различных презентаций, фильмов, раздаточного материала, просмотра альбомов, репродукций, фотографий.
  • Викторина – форма проведения занятий в виде интеллектуальных соревнований, построенного на материале с использованием «фактора удивления» (способность увидеть в привычном, общеизвестном то, что обычно редко замечаемо, над чем никто не задумывается). Такие уроки повышают эстетическую и интеллектуальную информированность учащихся, интерес к изучаемому материалу.
  • Творческие задания по определению стиля, художественного направления, обоснованного личностного восприятия произведения искусства, включающие различную творческую деятельность и др., развивающие образное мышление, художественную активность.

Начать урок следует с активизации внимания учащихся, а так же необходимо сохранить концентрацию внимания учащихся на предмете изучения в течение всего урока. Согласно Е.П. Крупнику, активизировать деятельность эстетического сознания учащихся можно путем стимулирования педагогического процесса по трем основным направлениям:

  • Использование проблемных и творческих заданий на уроке. Педагог должен приблизиться в своих заданиях к типу художественных задач, над которыми надо «поломать голову», которую следует решить, используя материал произведения искусства и каждый раз отыскивая новые оригинальные решения.
  • Творческие формы работ самих учащихся, представляющие совместный поиск решения учеником и учителем в процессе сотрудничества, равноправного отношения воспитуемого и воспитателя, а так же самих школьников друг с другом. Наиболее адекватной педагогической формой являются игры.
  • Комплексное воздействие разных видов искусства на учащегося (синтезирование на уроках произведений литературы, кино, музыки и изобразительного искусства). Сравнительный анализ, как отмечает Крупник Е.П., и сопоставление их специфических и общих, «инвариантных» свойств и особенностей позволяет формировать у школьников способность воспринимать художественный образ в его основных ведущих параметрах, а значит, формировать эстетическое сознание учащихся.

Особую значимость последнего пункта подтверждает мнение Неменского Б.М. [14, c.205], который считает, что переживание должно осознаваться как основный метод обучения в искусстве. И, следовательно, принципиально верный путь синхронного рассмотрения видов искусств в их взаимодействии с общественным движением эпохи, с искусством разных народов.

М.Д. Таборидзе, в качестве выявления уровня эстетического развития учащихся, их знаний об искусстве, предлагает прием анкетирования, т.е. письменного опроса учащихся и последующий анализ результатов [18, c.58-59].

Вопросы для учащихся:

  • Что такое изобразительное искусство? (виды, жанры, средства художественной выразительности).
  • Живопись как вид искусства. (специфические особенности, виды, жанры, художественный язык).
  • Что такое графика? (специфика, основные виды, художественный язык).
  • Скульптура как вид искусства (особенности, виды, художественный язык).

Описание картины или скульптуры:

  • Автор, название, материал и техника исполнения.
  • Жанр.
  • Анализ композиции.
  • Сюжет.
  • Отношение художника к данному произведению, что передано.
  • Цветовая гамма, колорит.
  • Отношение ученика к данному произведению, нравится или нет, уровень мастерства художника, аргументация.

Таборидзе  М.Д. так же предлагает темы для контрольных работ учащихся:

  • «Какой вид искусства ты любишь больше всего и почему?»
  • «Какое значение имеет произведение изобразительного искусства, для кого оно создается, почему?»

На наш взгляд, последний седьмой пункт, а так же контрольные вопросы наиболее важны, так как здесь у ученика появляется непосредственная возможность выразить свои чувства, мысли по поводу пережитого им от произведения искусства. Именно по этим пунктам учитель может судить об уровне эстетического развития учащихся, об их умении или неумении сопереживать, ставить себя на место другого, художника.

Ключевой задачей педагога является формирование в детях способности к сопереживанию автору, героям, а так же, в конечном итоге – и любому другому человеку. Только тогда в учащихся возможно формирование индивидуальности, когда они способны выразить себя через произведение искусства.

Вывод по главе 1

Эстетическое воспитание – это одно из видов воспитания, главная цель которого научить человека понимать и видеть прекрасное. В зависимости от возраста ребенка могут использоваться различные методы нравственно-художественного воспитания. Оно развивает в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты: восприятие, чувства, потребности, вкусы, идеалы.

Важнейшим методом эстетического воспитания является беседа. Разговаривая с детьми, мы даем им возможность высказать свои чувства, по отношению к предметам искусства. Указать им на верное представление прекрасного, дать возможность самим создавать и анализировать свою работу, обращая внимание на детали.

Глава 2  Опытно-практическая работа по теме исследования

2.1 Содержание опытно-практической работы

База практики  проходила во 2 классе в средней общеобразовательной школе №30 Александровского р-н, села Андреевское под руководством учителя Дорофеевой Т.И.  По теме исследования было проведено 8 занятий, 4 урока изобразительного искусства и 4 по внеурочной деятельности  (Приложение 1).  Были   проведены уроки по темам: «Ритм пятен. Силуэт»,  «Что такое ритм линий», «Русские художники», «Современное искусство», «Влияние искусства на чувства людей». Дети рассматривали работы других художников и высказывали свое мнение. Говорили что им нравится и что нет, почему художник изобразил всё именно так и какие эмоции испытывал сам художник рисуя свою картину, что он хотел этим сказать другим людям.

Ритм и линии позволяют нам передать эмоции и чувства. Каждая линия имеет свой характер, используя их, дети передают настроение действия, момента и то, что испытывает сам ребенок.

Дети знакомились с русскими художниками и их работами. Были проведены беседы знакомства и анкетирования как учащиеся воспринимают данные и иные произведения, «до» и «после» беседы несущие эстетическо-воспитательный уклон.

В ходе исследования нами были выделены следующие критерии: критерии сформированности эстетической воспитанности младших школьников. К ним мы отнесли эстетические потребности, эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические оценки. Эти группы критериев взаимозависимы и взаимообусловлены. В нашем исследовании представляется целесообразным выбор этих критериев, так как они позволяют не только фиксировать изменения отдельных эстетических компонентов, но и выявить уровни сформированности эстетической воспитанности младших школьников.

Остановимся подробнее на этих критериях.

Эстетическая потребность - заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания человеком эстетического в разнообразных формах деятельности.

 Эстетическое восприятие вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности.

Эстетическое чувство - непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности и искусству; интенсивность эмоций, чувств, характеризующая личностное отношение ребёнка к выразительным объектам окружающего мира: природы и социума.

Эстетические оценки – способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «это красиво», «это уродливо» и т.п. Заключительное звено эстетического восприятия.

Результаты заметно изменились.  Углубления в данную тематику расширило кругозор детей. Учащиеся стали видеть больше, стали описывать свои эмоции от просмотра картины и говорить о чувствах что пытался передать художник.

Вот результаты 6 учащихся с разной успеваемостью.

Средний балл до бесед по развитию эстетического воспитания 2,66.

И после: 4,5. Данные были получены на основе тестов проведенные на внеурочных занятиях.

Приложение 2

На уроках ИЗО возникла проблема со средствами выполнения работы. Дети за весь учебный год ни разу не рисовали красками и данная проблема сильно отразилась во время исследования. Как показала практика, карандашами сложно выразить то, что чувствуешь. Рисунки детей были лишены гармонии, чувств, красоты. Исправить проблему помогла настойчивость на то, чтобы работа велась исключительно красками, для примера детям были показаны сравнения различных работ других классов. Данный метод сильно повлиял на детей и 14 из 16 учащихся стали рисовать красками, но 2 ученика настаивали на рисунки карандашами. Разница оказалась очень ощутимая. Рисунки красками получились более яркими и насыщенными, нежели рисунки карандашами, нарисованные за 5 минут. Учащиеся что работали красками стали больше акцентировать внимание на деталях и исполнения их красками. Увидев получившиеся работы и сравнивая их на примере своего класса  дети передумали и на следующем уроке весь класс уже рисовал красками.

Красочность рисунков, работа над деталями и передача своих эмоций через палитру цветов «до» и «после» проведения бесед.

Приложение 3

Сравнивая первый и последний проведенные уроки в этом классе, дети стали больше выражать свои чувства по отношению к художественным произведениям (картинам). Стали сами показывать свои эмоции на бумаге. Больше обращали внимание на детали и стали больше видеть прекрасного вокруг себя, как итог, рисунки природы  выполненные дома того, что они видят вокруг себя.

2.2 Итог опытно-практической работы.

Актуальной задачей эстетического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства является развитие у них способности эмоционально воспринимать изображаемые предметы, постигая их эстетическую сущность. Эмоционально-эстетическое восприятие изображаемых предметов предполагает направленность зрительного восприятия прежде всего, на те особенности предметов, которые выражают их эстетическое содержание: соразмерность, пропорциональность объемных форм и поверхностей, гибкость, изящество линий и очертаний предмета, гармоничность отношений светотени и световых оттенков. Направленность зрительного восприятия на особенности, определяющие эстетический смысл объекта, должна носить эмоциональный характер. Важное значение в формировании у учащихся способности эстетически воспринимать изображаемые предметы.


Заключение

В настоящее время в общественной и культурной жизни общества очень сильное влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей стираются границы между массовым искусством и искусством настоящим. Людям становится все труднее ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура выделить главное, ключевое. Особенно тяжело это удается в школьном возрасте. В этой ситуации преподавателю необходимо помогать учащимся сформировать правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, привить им уважение к вечным ценностям и традициям.

На уроках искусства учитель как нигде может повлиять на внутренний мир учеников, побудить в них интерес к достижениям прошлом, так как искусство как нельзя лучше отражает общественную ситуацию своей эпохи. Учитель должен использовать искусство для обогащения учеников опытом прошлого, сравнивая этот опыт с собственным опытом учеников. Ключевым моментом в этом является переживание учащимися произведения искусства.

Немаловажную роль играет разбор технических средств и приемов, используемых художником, но это должно быть подчинено главной задаче – постижению внутреннего мира художника, его героев, а так же своего собственного. Особое место занимает процесс восприятия учениками произведения искусства. На этом этапе главной задачей педагога является подготовка и создание диалогического контекста процесса знакомства учащихся с текстом культуры.

Ключевой задачей педагога является формирование в детях способности к сопереживанию автору, героям, а так же, в конечном итоге – и любому другому человеку. Только тогда в учащихся возможно формирование индивидуальности, когда они способны выразить самих себя через произведение искусства.


Список литературы

1. Антипова В. Образ женщины в русской живописи. Искусство в школе. – 2016, №1. – С.19.

2. Балакина Е.И. Искусство и зритель: азы общения. Ступени творчества: учебно-методическое пособие. – Барн., 2016. – С. 47.

3. Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Высшая школа, 2017. – С. 511

4. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. – М.: Искусство, 2015. – С. 176

5. Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников. – М.: Педагогика, 2015. – С. 264

6.  Дремов А.К. Эстетический идеал современной литературы. – М.: Знание. 2017.– С. 62

7. Ильенков Э.В. К беседе об эстетическом воспитании. Школа должна учить мыслить. – М. – Воронеж, 2016. С. 94.

8. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? – М.: Просвещение. 2019. – С. 192

9. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в России. – М.: Искусство, 2017. – С. 160

10. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. – М.: Просвещение. – 2016. – С. 240

11. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 2015. – С. 176

12. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. – М.: Педагогика, 2017. –  С. 170

13. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе - М.: Просвещение, 2016. – С.  255

14. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение. – 2017. – С. 255

15. Неменский Б.М. Распахни окно. - М.: Молодая гвардия, 2017. – С. 190

16. Печко Л.П. Эстетическая картина мира и школьного урока. Советская педагогика. – 2016. - №6. – С. 102.

17. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры: пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. –С. 96

18. Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 2018. – С. 104

19. Фроловская М.Н. Педагогика искусства. – Барнаул: Издательство АГУ, 2017. – С. 130

20. Шацкая В.Н. «Общие вопросы эстетического воспитания в школе». – М.: Советская педагогика, - 2016. – С. 168

21. Апанасенко О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. – Барн: изд. БГПУ, 2015. – С. 150

22. Беляев А.А., Новиков Л.И., Толстых В.И. Эстетика. Словарь. – М.: Политиздат, 2015. –С. 448

23. Буров А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника. – М.: Педагогика, 2017. – С. 96

24. Витковская Н.С., Щербо А.Б., Джола Д.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. – Киев: Радьянська школа, 2015. – С. 136

25. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников 4-8 классов. – Минск: Народная асвета. – 2018. – С. 128

26. Щербо А.Б., Джола, Д.Н. Красота воспитывает человека. – Киев: Раданська школа, 2018. – С. 104


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников...

Урок изобразительного искусства в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников.

Урок изобразительного искусства  в начальных классах как составная часть патриотического воспитания младших школьников. Доклад сопровождается презентацией...

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

Эстетическое развитие и творческое воображение школьника на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Размышления автора о попытке научить детей изображать пейзаж, об одном из способов как заинтересовать детские души изучением творчества художников...

Статья " Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства как средство формирования личности"

В статье представлен опыт работы по воспитанию патриотизма через уроки изобразительного искусства....

"Культурно -эстетическое воспитание школьников с помощью искусства хореографии".

Сколько существует человечество, столько оно и танцует....

Доклад на тему: "Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства"

Эстетическое воспитание младших школьников является очень важным, так как оно будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. В школе встреча детей с произведениями искусства происходи...