"Прощай, букварь!"
план-конспект занятия (1 класс)

Четнева Надежда Владимировна

Внеклассное мероприятие для учеников 1 класса.Цели :

1В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по курсу «Обучение грамоте»; поддерживать у учащихся интерес к знаниям. 
2. Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся. 
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению; уважительного отношения к одноклассникам, родителям.

4. Воспитывать культуру поведения:формирование навыка  выразительного чтения ;обогащать  словарный запас детей; развивать связную устную речь учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_bukvarem.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Абрамовская СШ им.А.И.Плотникова»

«Прощай, букварь!»

«Дочитали эту книгу школьники вчера,

А сегодня –день прощанья, праздник Букваря!»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Четнева Н.В.

Цели :

1В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по курсу «Обучение грамоте»; поддерживать у учащихся интерес к знаниям. 
2. Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся. 
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению; уважительного отношения к одноклассникам, родителям.

4. Воспитывать культуру поведения:формирование навыка  выразительного чтения ;

обогащение словарного запаса детей; развитие связной устной речи учащихся, выразительности.

Учитель


Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в нарядной форме
нынче детвора?
Сняли с БУКВАРЯ обложку, 
и закладок нет...
Все взволнованы немножко...
В чем секрет?
Дочитали эту книгу школьники вчера,
А сегодня – день прощанья, праздник Букваря

1.

  Хороша сегодня школа,

Зал горит огнём!

Мы на праздник наш весёлый

Всех друзей зовём!

2.

Заходите, приходите,

Путь свободен освещён.

Приглашаем всех сегодня

Попрощаться с букварем!

3.

Самый первый свой учебник
Класс с волненьем открывал.
Видно, сказочный волшебник
Эту книгу написал.
4.
Оказалось, что крючочки
Населяют буквари,
Загогулинки, значочки,
А всего их – тридцать три!


5.
Там чудесно буквы эти
Могут слоги составлять,
И про всё на белом свете
Нам словами рассказать.
6.

Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет! 
7.

За окном снежинки пляшут,
Сказки зимние даря,
Новый праздник в первом классе –
Это праздник Букваря.
8.
Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
Здравствуй, праздник!
Школьный праздник!
Славный праздник Букваря!

9.
Мы прочтём любые книги,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре! 
10.
Мы доброе слово сказать букварю 
Сегодня ребята должны! 
Давайте мы песню ему пропоем, 
Споем ее вместе с друзьями! 

Песня "Дружба с букварём"
1
Радуются дети, мамы и отцы,
Потому что вместе все мы молодцы!
В школу нас водили, видно, вы не зря.
С буквами сдружились мы из букваря.
Припев: 
Буквы разные от А до Я - 
Наши лучшие теперь друзья.
Гласные и согласные -
Подружки дорогого букваря.
2
Мне не нужно к маме больше приставать - 
Сможем мы и сами книжку прочитать.
Потому что мчались в школу мы не зря,
Буквы изучали мы из букваря.
Припев.
3
Радуются дети, мамы и отцы,
Потому что вместе все мы молодцы!
И любую трудность мы переживем,
Победила дружба, дружба с букварем!
Припев.


Учитель. Дорогие ребята, поздравляем вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге «Букварю». А вы знаете, что букварю более 400 лет. Эта самая старая книга  во всём мире. Сначала книги были рукописные и очень дорогие. А когда люди научились печатать книги, одной из первых напечатанных книг стал «Букварь». Еще задолго до школы ваши родители знакомили вас с буквами, и в этом им помогала замечательная книга «Азбука».В жизни каждого человека был свой «Букварь» – ваши мамы и папы, бабушки и дедушки учились по нему читать. Посмотрите, тут  представлены разные издания «Букварей», по которым раньше учились дети.

Но «Букварь» познакомил вас не только с буквами. Его страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.

 Праздник начался, а самого главного гостя, Букваря, нет. Давайте позовем его.

Лень: - Ну, что вы все орете? То здороваются они, то песни орут, то еще что-нибудь! Что вы мне отдыхать мешаете? 
Учитель:А ты кто? 
Лень: Я – ЛЕНЬ-МАТУШКА. В народе говорят, что я раньше вас всех родилась. 
Да какие вы все славненькие, нарядненькие, красивенькие! Останусь- ка я с вами! Отдыхайте, сколько хотите! Я ведь добрая! (зевает) Поживу у вас немножко! Здесь так тепло, хорошо! 
- Садитесь поудобнее, поспите. Сон - лучшее лекарство. Да и куда вам спешить. Закрывайте глазки. Да и я с вами подремлю, а то всё спишь, спишь - и отдохнуть некогда! 
Учитель:-  Нет-нет-нет! Так дело не пойдет! У нас еще так много дел, так много нужно узнать, многому научиться. А ты – спать! Некогда нам спать Лень, признавайся, это ты спрятала букварь? 
Лень: -Да! Да! Да! Это я вам испортила праздник! Вы без Букваря все равно ничего сделать не сможете! Ни прочитать, ни поиграть! 
Учитель: -Ребята, вы хотите остаться неучами?! 
Дети (хором): -Нет!!! 
Лень: -Ну, вы ещё чему-то научились. А вот другим, кто придёт в школу в следующем году, повезло! Им учиться будет не нужно. Букваря-то нет! Я его за тридевять земель, за моря-океаны спрятала-закинула. Туда и на корабле-то с трудом можно добраться. Вам это точно не по силам. 
Учитель:-Отдавай нам букварь! 
Лень: Нуууу!!! Так просто я вам его не отдам. Вы хоть покажите, чему научились.
Учитель: Мы всему научились, хотя детям было очень трудно

Сценка «Первое задание».

 Мы теперь ученики, нам не до гулянья,

На дом задали крючки – первое задание!

Вот мы с мамой над столом дружно распеваем:

                 « Вниз ведем, ведем, ведем – пла-а-авно закругляем!»

Но противные крючки с острыми носами

У меня из-под руки выползают сами!

Телевизор не глядим, сказки не читаем,

Три часа сидим, сидим – пла-а-авно закругляем!

Вечер. Поздно. Спать идем. Сразу засыпаем,

И во сне: ведем, ведем, пла-а-авно закругляем.


Лень: - Подумаешь, крючки. Я их тоже могу писать, только мне лень. А что вы знаете про буквы русского алфавита! 
Учитель: Ребята выполнили проект: изготовили буквы алфавита и выучили про буквы стихи
Алфавит всем знать нам нужно, 
Мы его расскажем дружно. 

А- Буква А- Алфавита голова.

Знает Вова, знает Света,

А - похожа на ракету.

Б,В   В- ватрушка, Б- баранка,

Это пекарь спозаранку

Выпекает в жаркой печке

Булки, бублики, колечки.

Г,Д  Где? Когда?

Всегда мы любим ,

Задавать вопросы людям.

Год за годом,

День за днём

Г и Д – друзья во всём.

Е,Ё-  Если енот в ежевику полез,

Еле спасём от иголок его.

Ежели ёж в ежевику полез,

То неизвестно ещё – кто кого.

Ж,З  Ж- ж- - жужжит бедняжка жук:

В сеть попал его паук.

З-з-з- запел комар сердито,

Он задаст сейчас бандиту.

И  Индюк из города идёт,

Игрушку новую везёт,

Игрушка не простая-

Индюшка расписная.

Й. Букву Й зовут И кратким
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не спутать с И
Сверху палочку пиши.

К,Л Костя Лапкин пьёт компот,

Клоун Ли смешит народ,

Катя лес рисует мелом-

Каждый занят важным делом.

М,Н  М и Н найдёшь в малине,

В мине, в манке, в магазине.

Много слов- известно всем-

Не сказать без М и Н.

О  О, друзья! Я так люблю

Олю, Олечку мою.

И сейчас желаю Оле

Быть отличницею в школе.

П,Р  Мы соседи в алфавите

Как красивы посмотрите.

На двоих у нас три ножки,

Где купить для них сапожки?

С,Т Серёжа Тарасов нам очень знаком,

Мы в его имени полном живём.

Знайте, друзья, и большие и малые,

Что буквы С,Т- это инициалы.

У  Улитка просит уточку:

«Закинь-ка в речку удочку».

Уточка закинула-

Уклейку рыбку вынула.

Ф,Х  Ф - фырчит всегда, как филин

Х- хохочет простофилей.

Но всегда дружить готов

С ними Федя Худяков.

Ц,Ч Вы узнали Ц и Ч?

Мы примчались на мяче.

Цапля, чайка и циркач

Тоже любят игры в мяч.

Щ,Ш  Ш и Щ- родные сёстры,

Различать их очень просто:

Носит Щ всегда с собой

Этот хвостик небольшой.

Ъ,ы,ь  Полезные мы буквы,

Но есть одна беда:

Бываем мы строчными,

А вот большими- никогда.

Э  Эхо слышно тут и там,

Эхо ходит по горам.

Эхо, спустишься сюда?

Отвечает эхо: «ДА!»

Ю  Юнга- будущий матрос.

Южных рыбок нам привёз.

А на грядке у юнната

Поспевают экспонаты.

Я  Буква Я шагает гордо

    Всем на свете буква Я

    Доложить готова:

    - А вы знаете, кто я?

    Вы не знаете , кто я.

    Я не только буква

Я - Буква, слог и слово!

Лень: Ну,вижу, вижу, что знаете буквы алфавита. а я сейчас проверю, как вы научились по этим буквам читать

Задание1Детям раздаются тексты. Ребята читают их, демонстрируя гостям технику чтения.

 Учитель: А еще наши ребята умеют прекрасно рассказывать стихи

  С этой книжкой – самой первой –
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.

В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно
На страницах букваря.

Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!

Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря

Целый мир мы открывали
На страницах букваря.

Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало –
На страницах букваря.

Тридцать три родные буквы
Мы узнали к январю,
И за это все ребята
Благодарны букварю!

Учитель: Ну, лень, скажешь, где букварь?

Лень: Надо подумать, но так не хочется, да я и не умею думать

Ведущий: Тогда ребята сейчас тебя научат этому.

Задание 2

Если мокростопы это калоши, а шарокат это бильярд, то что тогда могут обозначать слова:водомёт, тихогром, рожекорча, дальновидец?

Какм по другому могли бы называться следующие предметы: спицы дщляф вязания, рюкзак, стирательная резинка(ластик), рукавицыц?

 Лень: Ну, только что и умеете, что стишки свои рассказывать, читать. Скукота.

 Что-то я устала от вашего многоязычия. Ничегошеньки не поняла. Давайте что-нибудь повеселее! А то усну и про букварь ничего не скажу! 

Частушки

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

2.Время быстро пролетело

С сентября до января.

Мы сегодня отмечаем

Славный праздник Букваря!
3.. Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
4. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
5. Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!.
7. Двести слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!

8.Не печалься ты, букварь,

Лучше нету книжки.

Подарю тебя теперь

Младшему братишке.

9. Мы простимся с Букварём,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

10.Надо  всем  самим  читать!

Рисовать, считать, писать

 И  тогда  по  всем  предметам-

У  нас  будет  только 5!

11.Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали!

Лень: Раскричались тут, распелись тут. И алфавит знаете,и читать умеете, и песни и частушки поете.Ну, так и быть, уговорили. Пойду за вашим букварем. Я так далеко его спрятала – за лесами, за морями. А может не ходить, мне так лень.
Учитель: Ну, а пока Лень ушла за Букварем, мы покажем нашим гостям, чему ещё научились за время дружбы с букварём.

Задание 3

Переставьте буквы так, чтобы получились новые слова: садок, среда, замок.

В словах найдите спрятанное слово: хлев, коса, укол, уточка.

Я называю слова, от них образуйте слово, которым называют людей: храбрый, весёлый, хитрый, крепкий, добрый, милый, злой, упрямый, сильный.

Сценка: « Школа в лесу»

Звери : Здравствуйте ребята!

Здравствуйте , зверята!

Лис.:А нельзя ли будет нас

Взять собою в 1 класс!

Сова : вы так хотите.

Звери: хотим,хотим.

Сова: Сейчас  проверим ваши знанья.

Звери:согласны,согласны

Сова:Не спешите соглашаться

Так легко и просчитаться

Ну-ка Мишенька, скажи,

Сколько будет 2+3?

Медв.:Это будет,это будет,что-то около шести.

Сова:Дети, правильный ответ?

Дети: нет!

Сова :Не умеешь ты считать!

Задание второе

Я возьму вот эти буквы

И из них сложу я слово…Вот и все уже готово ( школа)

Эй ,Бельчонок, посмотри

Что написано? Прочти?

Бельчонок:Хоть я маленький бельчонок

Даже утром и спросонок

Прочитаю лучше всех

Слово сладкое « Орех»

Лис :Каждый братец мой лисенок

Прочитает без ошибки

Слово вкусное такое

Ну, конечно, это –рыбка!

Медв:Ха-ха-ха! Аж смех берет

Где тут рыбка?

Это мед.

Сова: Успокойтесь,успокойтесь!

И,пожалуйста не ссорьтесь.

Ребятишки, помогите.

Дети чит: « школа»

Сова: задание 3.

Дорогие наши звери!

                 Можете ответить нам

Чтобы быть здоровыми

Что нам делать по утрам?

Медв:Это должен каждый знать

Надо всем подольше спать.

Сова:дети правильный ответ?

Дети : нет.

Чтоб расти нам смелыми

Ловкими ,умелыми

Чтоб расти здоровыми

Мы зарядку делаем.

Физминутка

Букварь:

Вот и я, мои друзья! 
Я вам очень рад! 
Слышать добрые слова 
Кто же не захочет

Учились вы по мне и встарь,

Я книга школьная — букварь!

Рисунки, буквы, точки,

Коротенькие строчки.

Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать

Про горы, про долины,

Про водные глубины,

Про реки, звезды и моря —

Не обойтись без букваря!

С вами очень подружиться

Мне хотелось с первых дней,

Чтоб могли вы научиться

Книжки все читать скорей

Я учитель и помощник,

Первая ступень в пути.

Учитель: Мы хотим тебе, Букварь, сказать: “Спасибо за то, что ты нас научил читать”.
Букварь: Я очень рад, дети, что вы мне благодарны. Учили вас читать ваши, родители, учитель, учились читать и вы сами. - Хорошие знания показали. Молодцы! Теперь я спокоен и уверен, что вы сможете справиться с любыми трудностями и без меня

Учитель: Наших первоклассников настолько увлекло чтение, что они стали забывать про свои игрушки.

1. Наших кукол, наших мишек
Отложили мы не зря.
Нас девчонок и мальчишек
Ждут страницы новых книжек.
(Инсценировка стихотворения)
2. Мне теперь не до игрушек.
Я учусь по Букварю,
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.
Деревянную посуду
Я дарить пока не буду.
Заяц нужен мне самой,
Ничего что он хромой.
А медведь измазан слишком,
Куклу жалко отдавать.
Он отдаст её мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса….
И потом мне надо тоже
Поиграть хоть полчаса.
Мне теперь не до игрушек.
Я учусь по Букварю,

Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю.

Задание 4

«Собери пословицы»

Мы теперь читаем сами
Знаем слоги и слова
Скажем БУКВАРЮ спасибо !
Расставаться нам пора.


Нам он все свои страницы открывал
Обучая, развлекая, веселя,
Знаний нужных очень-очень много дал

И теперь мы – лучшие друзья!

Мы хотим сказать тебе спасибо
Мы тебя за все благодарим
Говорим тебе мы до свиданья !
"Здравствуй" – новой книжке говорим.

Мы букварь
Прочли,
Полный курс наук
Прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!

В самом деле?
Нет вопросов!
Михалков, Маршак и Носов,
Заходер, Барто, Чуковский,
Хармс, Бианки и Житков,

Паустовский, Маяковский,
Горький, Пришвин и Сладков,
Лев Кассиль и Лев Толстой,
Пушкин, Лермонтов...
Постой,
Перечислить всех нельзя –
все: ВСЕ ТЕПЕРЬ НАШИ ДРУЗЬЯ!

Букварь: Мне приятно слышать, что книги стали вашими друзьями. Постарайтесь, чтобы в вашей жизни не было вот таких ситуаций.

Инсценировка стихотворения М.Ильина "Две книжки" (показ сценки)

Автор. Однажды встретились две книжки, 
Разговорились меж собой. 

1-я книжка. Ну, как твои делишки? 
Автор. Одна спросила у другой. 
2-я книжка. 
Ох, милая, мне стыдно перед классом. 
Хозяин мой обложку вырвал с мясом! 
Да что обложка... Оборвал листы! 
Из них он делает кораблики, плоты 
И голубей... Боюсь, листы пойдут на змей, 
Тогда лететь мне в облака! 
А у тебя целы бока? 

1-я книжка. 
Твои мне не знакомы муки, 
Не помню я такого дня, 
Чтобы, не вымыв чисто руки, 
Сел ученик читать меня. 
А посмотри-ка на мои листочки, 
На них чернильной не увидишь точки. 
Про кляксы я молчу, о них 
И говорить-то неприлично... 
Зато и я его учу 
Не как-нибудь, а на "отлично"... 

2-я книжка. 
Ну, мой на тройках едет еле-еле, 
И даже двойку получил на той неделе... 

Автор. 
В басне нет загадки. 
Расскажут напрямик 
И книжки, и тетрадки, 
Какой ты ученик. 

Ведущий: Ребята, вы так обращаетесь с книгами?

Задание 5

Повтори скороговорки

Букварь:

Пришла, друзья, пора проститься,

И я хочу вам пожелать:

Всегда старательно учиться
Всем с охотою трудиться

И свой букварь не забывать!

Учитель:Давайте-ка песню подарим Букварю.

Песня «Прощай, Букварь!»


Мой букварь, мой друг надёжный
Расстаёмся мы теперь
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
Расстаёмся с букварём
Песню мы о нём поём
Расстаёмся с букварём
Песню мы о нём поём
Много радостных событий
Ты мне щедро подарил
К Миру радостных Открытий
Ты ступенькой послужил
Расстаёмся с букварём
Песню мы о нём поём
Расстаёмся с букварём
Песню мы о нём поём
Раскрывал тебя , как Чудо
Наступил прощанья срок
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок


Книга всё тебе расскажет:
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьётся,
Где тепло, а где мороз
Листья все стряхнул с берёз.

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.

Мы простимся с Букварём,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!


Ты, Букварь наш, отдохни.
Ты на полке полежи.
В школу в сентябре опять 
Первоклассники придут.
И страницами твоими 
В царство грамоты войдут.

Учитель:Вот и подошел к концу наш праздник: мы и пели, и танцевали, и стихи рассказывали, и слова складывали. Мы показали, чему научились за время прошедшее с 1 сентября.

Всем спасибо за вниманье, 
За задор и звонкий смех, 
За азарт соревнованья, 
Обеспечивший успех. 


Вот настал момент прощанья, 
Будет краткой наша речь: 
Говорим мы: До свиданья! 
До счастливых новых встреч! 

Литература

1.М.Ильин "Две книжки" 

2.Песня "Дружба с букварём"

3. Песня «Прощай, Букварь!»

4. Пословицы и скороговорки

5.Сценка «Первое задание».

6.Сценка: « Школа в лесу»

7. Тексты:

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется».

Отец и сыновья.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прощай, букварь! До свидания, первый класс!

Совмещённое мероприятие для первоклассников...

Прощай,букварь

Прощай, букварь! Сценарий составила Тернова В.Н....

Праздник «Прощай, Букварь!»

Это полностью разработанный сценарий праздника....

Сценарий праздника "Прощай, Букварь!"

Сценарий празника "Прощай Букварь!"...

Прощай, Букварь!

Праздник - Прощай, Букварь!...

Праздник !Прощай, 1 класс! Прощай, Букварь!"

Цель:  провести праздник прощания с 1-м классом, подвести итоги за год.Задачи:- привитие любви к книге, развитие интереса к чтению; расширение кругозора;- коррекция и развитие познавательного инт...