Практикум «Учимся общаться»
классный час (3 класс)

Переседова Елена Ивановна

час общения 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_obshchatsya.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект часа общения для 3 класса

Тема: Практикум «Учимся общаться» 

Цель: научить детей правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.

Задачи:

создавать адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность отношений;

способствовать сплочению классного коллектива;

создавать условия для актуализации и закрепления знаний о правилах общения с окружающими, а так же для развития творческих способностей обучающихся.

Планируемый результат:

Личностный: обучающиеся учатся  проявлять доброжелательность, уважительное отношение к одноклассникам; соблюдать этические нормы общения с окружающими; 

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками); регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся); познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию; развивают критическое мышление); 

Предметный: обучающиеся знакомятся с понятием «общение» и его значением для человека; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения.

Ход часа общения

I. Организационный этап.

-Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычный классный час. Тему его вы определите сами, но немного позднее.

А вначале нашего классного часа  я  хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться тепло, открыто, дружелюбно….

 -А теперь, я предлагаю вам, подарить друг другу свои улыбки.

Игра «Встреча взглядами».

Цель игры:

Создание комфортных микрогрупп для дальнейшей, продуктивной  работы на классном часе».

Ход игры:

Учитель: Опустите глаза. Сейчас, когда вы поднимите глаза, постарайтесь встретиться взглядом с одним человеком, улыбнитесь ему.

II. Постановка задач
- Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего… Возьмите в руки 1 карандаш. Попробуйте вместе с соседом по парте нарисовать дерево. Но нарисовать его надо держа вдвоём один карандаш  и, не произнося, ни слова. Кому не понятно?
(игровой тренинг: дети в парах рисуют дерево)

- Удалось ли вам это сделать хорошо? 
Обучающиеся: не у всех получилось.
- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
Обучающиеся: трудно, т.к. нельзя было обсудить и договориться.

- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным и правильным?
Обучающиеся: Надо было сначала обсудить, что будем рисовать и как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом.
-: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Обучающиеся:  как надо общаться.

- Все верно. Ребята, а для чего нам нужно общение? 
Обучающиеся: Общение нужно для того, чтобы уметь договариваться.
- А все ли умеют правильно общаться и договариваться?
- А что значит по вашему мнению правильно общаться?

-Вы одинаково общаетесь со взрослыми и со сверстниками, какие существуют различия? 

 Обучающиеся:  Употребляем разные слова приветствия (привет, здравствуйте, обращение на «вы» и «ты».)
- Правильно, а как выдумаете какую цель мы поставим сегодня на классном часе?

Обучающиеся: научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.

- Все верно. Цель нашего классного часа: «Научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом».

III. Основная часть 
- Ребята, как вы понимаете значение слова «общение»?
Обучающиеся: Это разговоры, беседы и т.д.
- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова общению дается такое определение : Общение - это взаимные отношения, деловая или дружеская связь.

- Скажите, а с чего же начинается общение? 
Обучающиеся: С приветствия или знакомства.
- Назовите фразы приветствия, которые вы знаете?
Обучающиеся: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! 

- А как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? 
Обучающиеся: До свидания! До завтра!

- Какое правило общения можно вывести из этого?
Обучающиеся: Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться.

Игровой тренинг - инсценировка «Встреча»

- Сейчас я предлагаю поработать в группах. Группу будет составлять один ряд в классе. Ваша задача продумать и обсудить предложенную мной ситуацию, выбрать актеров и в течение 3 минут отрепетировать коротенькую сценку с использованием вежливых фраз, а потом показать ее всему классу. Ситуации я вам сейчас раздам.

(раздаются на листочках каждой группе)
1 ряд – ученик встречается с директором школы в магазине.
2 ряд – мальчик пришел к другу в гости, но дверь открыла его мама.
3 ряд – Девочка встретилась со своей подругой на улице.

-Давайте посмотрим на ваши инсценировки, догадались вы о какой ситуации идет речь, кто с кем встретился и пообщался? По каким элементам вы это поняли? (приветственные и прощальные фразы, обращение по имени, обращение на «вы» или на «ты», употребление места встречи, места знакомства  и т.д.)

(одна группа показывает, две другие отвечают)

- Как мы увидели из инсценировок, важным элементом в общении, кроме приветственных и прощальных слов,  являются жесты и мимика. Вы знаете что это такое?
Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.

-Покажите мне какой-нибудь жест. (машут рукой приветствуя и прощаясь).

-Изобразите мне мимику огорчения, а радости. (дети показывают)
-А что делает человек,  когда видит друга? 

Обучающиеся: Тоже улыбается. 

-А вы умеете улыбаться?  Давайте проверим: улыбнитесь соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами. Замечательно! Какие у всех красивые улыбки! Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”.  Какой из этой фразы сделаем вывод?
Обучающиеся: Нужно улыбаться собеседнику, использовать дружественную мимику и приветственные  жесты!
- А вы знаете какими жестами пользуются люди в разных уголках планеты при встрече друг с другом? А хотите узнать?

Игровая инсценировка «Приветственные жесты в разных странах», выходят 5 пар детей, встают у доски,  показывают и рассказывают)

1 пара детей: В Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном.
2 пара детей: Иранцы при встрече пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу — знак приветствия и глубокого уважения.
3 пара детей: В Новой Зеландии маори приветствуют друг друга, потираясь носами.
4 пара детей: Эскимосы в знак приветствия ударяют знакомого кулаком по голове и плечам.
5  пара детей: Самоанцы обнюхивают друг друга.

Самоанцы — коренное население островов Самоа. Проживают также в Австралии, Новой Зеландии, на Гавайских островах. 
- Ребята, а покажите как вы встречаетесь с друзьями, какими жестами и мимикой вы обмениваетесь?

(пары изображают дружескую встречу)

-Какой жест приветствия, из какой страны,  вам особенно понравился?
- А теперь, давайте немного отдохнем и поиграем

Подвижная игра на развитие навыков общения «Поздороваемся»

-Все встаньте из- за парт. И давайте представим себе, что мы попали в разные страны и даже на другие планеты. И вы превратились совсем в других людей с другой культурой и манерой общения и соответственно с другими правилами приветствия.

Итак:

1 ряд- это папуасы, которые здороваются, потершись носами.

2 ряд- инопланетяне, которые здороваясь, подпрыгиваете на двух ногах.

3 ряд- Вы, японцы, и здороваетесь полупоклоном.

Запомнили, давайте дружно поздороваемся друг с другом.

А теперь немного усложним ситуацию:

1 ряд- Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами, сидя на корточках .

2 ряд- Вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая и наклонившись вперед.

3 ряд- Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном, прыгая на одной ноге.

- А теперь пусть каждый еще раз поздоровается с соседом в ряду!

-Успокаивайтесь, занимайте свои места, мы продолжаем наш мастер- класс по общению.
-Ребята, скажите, вы любите получать подарки? А какие?
-А бывают ли подарки в другом виде, например, выраженные словами.

- Да, конечно. Подарки могут быть в виде комплиментов.
Комплимент – это любезные, приятные слова.
Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже

Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.

И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я  взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

-Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Может, стоит просто улыбнуться?!

Игра: «Комплименты»

-А теперь мы с вами сыграем в игру «Комплименты». Для этого нам нужно встать в проходы между партами.

(дети встают в проходы между рядами)

- Сейчас мы будем передавать друг другу игрушку и говорить комплимент. Я начинаю. 
- Какое настроение у вас стало после комплиментов? Кому приятнее, тому, кто говорит или тому, кому говорят? Всем! Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?
-Какой мы сделаем вывод? 
Обучающиеся: Нужно дарить комплименты, чтобы было приятно.

- Присаживайтесь за парты!

(дети занимают свои места за партами)

-А мы двигаемся дальше. Ребята, скажите, можно ли перебивать человека, когда он говорит?
Обучающиеся: Нет нельзя.
- А если что-то очень важно хочется сказать? 
Обучающиеся: Нельзя или только в особых случаях, попросив у собеседника извинения.
- Итак, какое правило можно сформулировать из выше сказанного? 
Обучающиеся: Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца, а потом обратиться к нему.

 Упражнение «Подели на группы»

-Для полноценного общения, ребята, мы должны знать не только эти правила, но и помнить, что общаться нам помогают простые человеческие качества.

-Ребята, сейчас я раздам вам листочки, на которых написаны человеческие качества, вам нужно подумать и разделить их на две группы: качества которые помогают и которые мешают общению. Над нужными качествами поставьте «+», над плохими качествами в общении поставьте «-«.  Кому не понятно, что мы сейчас делаем? 
(раздаются карточки каждому ученику со словами: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность.)
-Давайте проверим: зачитайте слова первой группы, которые помогают общению.
Обучающиеся: доброта, открытость, внимание, душевность, интересность, искренность, порядочность и честность.
- Какие качества мешают общению?
Обучающиеся: подозрительность, грубость, зависть, скупость, лживость, эгоизм. 
- Итак, давайте подведем итог, чтобы общение у нас было полноценным. Какими качествами надо пользоваться.

Обучающиеся: (Зачитывают еще раз положительные качества).

-Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?
Значит, чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества. 

IV. Рефлексия.

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой?
Обучающиеся:
 научиться правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.

-Мы достигли этой цели?

 (Игровая проектная деятельность)

Учитель: Давайте вспомним еще раз все правила общения  и создадим вот такое солнышко, на лучах которого будут написаны правила дружбы. Каждая команда сейчас получает свой лучик и красивым подчерком и крупными буквами записывает правила дружбы, которые сегодня узнали на классном часе. 
Первый ряд, какие правила запишет?  (
Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться, Дарить собеседнику комплименты).

Второй? (
Не перебивай говорящего. Внимательно выслушай его до конца, а потом обратись к нему, При встрече использовать приветственные жесты и улыбку)


Третий ряд?
( Чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества и избавляться от плохих)

-Ребята, какие же вы молодцы! Посмотрите, какое замечательное солнце общения у нас с вами получилось!

(Ребята вывешивают лучики к солнышку на доске, на экране открывается готовое. Сверяем, так ли все получилось?

Открыть 12  слайд: солнце с правилами общения)

-А у нас с вами получилось пообщаться?

-Что вы получили от этого занятия? Какие выводы вы сделали для себя?

-А сейчас давайте сыграем в игру « Закончите предложения».

На классном часе было интересно…

На классном часе было трудно…

После классного часа  я научился

- Давайте в заключение нашего мероприятия, продуктивного сегодняшнего и дальнейшего общения в нашем классе,  проведём праздничный салют.

(подвижная игра «Салют»)

Учитель: На слово «красный» - хлопают мальчики. На слово «жёлтый» - хлопают девочки . И на слово «Зелёный» - хлопаем все дружно. Итак:

«Красный» - хлопают дети.

«Жёлтый» - хлопают   гости.

«Зелёный» - хлопают все вместе.

-На этом наш классный час подошёл к концу. Давайте встанем и скажем друг другу слова, так необходимые для качественного общения с окружающими и с друзьями: «Всем спасибо за работу и за хорошее настроение! До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся общаться"

Урок рефлексии в 1 классе...

Практикум «Учимся работать с интегрированной контрольной» 2 класс

Цель:подготовка обучающихся 2 классов к комплексной интегрированной работе.Задачи:1.     Организовать эффективную деятельность по подготовке к итоговой интегрированной комплексной ...

Игра-практикум « Учимся толерантности.»

Данное мероприятие направленно на формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого....

Практикум "Учусь читать художественную прозу" Л.Н.Толстой "Косточка"

Тема: Практикум «Учусь читать художественную прозу»Цели:• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из ...

Игра-практикум: "Учимся вести домашнее хозяйство".

ЗАДАЧИ:1. изучить технологию засолки капусты;2. повторить правила техники безопасности;3. развивать практические навыки, память, речь; расширять кругозор детей;4. подготовка к самостоятельной жизни....