Игра-практикум « Учимся толерантности.»
классный час (3 класс) на тему

Данное мероприятие направленно на формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_tolerantnosti.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

 Игра-практикум

« Учимся толерантности.»

для обучающихся  3 «Б» класса

Автор: Крутых Елена Викторовна,

учитель начальных классов

р.п. Дмитриевка 2015 г

 

Классный час: “Учимся толерантности ” (3 класс)

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Задачи:

  • Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
  • Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

1. Проблемная ситуация.

Классный руководитель. Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.)  

- А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился?  

Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли? Тема нашего занятия   звучит так: «Учимся толерантности, или Учимся сочувствовать».

2. Беседа «Что такое толерантность?»

Классный руководитель. Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

- Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)

Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

- Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)

- Кто из мальчиков прав? (Никто.)

- Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)

Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.

 Посмотрите на доску, выберите из предложенных те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)

- Кто назовет другие черты толерантного человека?

(Учащиеся высказываются.)

Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.

- Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?

(Дети высказываются.)

Учитель:

Все люди на свете разные,
Непохожие, своеобразные,
И чтобы ты их смог понять
Нужно в себе уважение к людям воспитать.

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди...

Учитель: Какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли войны, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга.

(На глобус - модель (по экватору) прикрепляются силуэты человечков, на которых написали качества характера):

  • Добрый
  • Умный
  • Смелый
  • Сильный
  • Улыбчивый
  • Преданный
  • Честный...

Учитель: Всеми этими качествами может обладать только толерантная личность, и тогда на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. На нашей планете живут разные люди, но все они должны уважать друг друга.

Как вы думаете, как давно появилось понятие толерантная личность?  

Учитель: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".

 16 ноября является Международным днем толерантности. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно

3. Упражнения на развитие толерантности

Классный руководитель. Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.

 «Аплодисменты»

Попрошу встать тех, кто умеет:

• кататься на роликах;

• вышивать;

• сочинять стихи;

• играть в футбол;

• танцевать;

• плавать и т. д.

(Остальные учащиеся аплодируют.)

 «Это здорово!»

Сейчас кто-нибудь из вас выйдет и скажет о любом своем умении или таланте, например «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать страшилки». В ответ все должны хором отвечать «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.

(Для выполнения упражнения можно попросить учащихся встать в круг.)

      Упражнение "Камушек в ботинке"

Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

3. Проблемные ситуации

(Учитель делит класс на три группы. Каждая группа разыгрывает проблемную ситуацию. Затем учащиеся обсуждают, как сделать поведение в таких ситуациях толерантным.)

1. «В семье»

Мама увидела в окно, что ее дочь общается с девочкой Валей, о которой окружающие плохого мнения. Когда дочка вернулась домой, между ней и мамой состоялся разговор. Мама сказала, что она не хочет, чтобы ее дочь общалась с Валей, так как боится, что о ней (дочке) станут говорить тоже плохо. Как поступить девочке? Что сказать в ответ?

2. «В школе»

Между двумя мальчиками завязалась драка, один из них случайно ударил оказавшегося рядом одноклассника - удар предназначался не ему. Как поступить обиженному?

3. «На улице»

Девочка пришла в магазин и встала в очередь. Через некоторое время в магазин зашла пожилая женщина явно не в настроении и начала громко возмущаться: «Что за молодежь пошла, ты им слово, а они тебе сто в ответ. Грубые, невоспитанные, места никогда не уступят. А вот мы совсем другими были». Как себя вести девочке?

4. Заключительное слово

 Учитель: В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков, разных национальностей. Почему мы иногда подсмеиваемся друг над другом? Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы. Делать добро другим – не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и увеличивает счастье.

- Пусть эти слова станут для вас жизненным девизом: (читаем хором с экрана)

Мы разные – в этом наше богатство,  

Мы вместе – в этом наша сила!

5. В конце занятия дети оформляют «дерево толерантности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-практикум "Комнатные растения. Уход за ними"

Цель:   Развивать интерес к комнатным растениям; Задачи: - Продолжать обучать детей описывать растение, выявляя различия и сходства по характерным признакам; -Воспитывать у детей б...

"Береги своё здоровье". Игра - практикум.

Береги своё здоровье(игра-практикум)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7235318","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Цель: обобщить знания детей...

Игра-практикум "Пирожки на скорую руку"

Сценарий на кулинарную тему, для учащихся 2-4 классов.Дети учатся готовить простое тесто и выпекать из него пирожки. Прививаются детям трудовые навыки....

Игра - практикум " В гостях у друзей"

В данном занятии в игровой форме учим правильно приглашать и встречать, развлекать и провожать гостей....

Деловая игра - практикум "Дела семейные"

Данное мероприятие является частью работы по подготовке воспитанниковдетских домой младшего школьного возраста к жизни взамещающей семье. Может быть использовано классными руководителями в воспитатель...

Игра - практикум. Сметание мусора на полу в определённое место

Составлена для обучающихся 3 класса с ТМНР АООП (вариант 2)Цели: закрепление и расширение умения и навыков регулярной уборки помещения.Задачи:Коррекционно –образовательные: - Обучать приёма...

Игра-практикум: "Учимся вести домашнее хозяйство".

ЗАДАЧИ:1. изучить технологию засолки капусты;2. повторить правила техники безопасности;3. развивать практические навыки, память, речь; расширять кругозор детей;4. подготовка к самостоятельной жизни....