Развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов во внеклассной работе
статья

Кобызева Ольга Владимировна

Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого деятельность должна носить творческий характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Для этого надо уделять особое внимание развитию творческих способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов во внеклассной работе

Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого деятельность должна носить творческий характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Для этого надо уделять особое внимание развитию творческих способностей учащихся.

Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое мной понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к деятельности.

На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж.Смита, Б.Н.Никитина, Л.Кэррола, можно выделить шесть условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым важным условием развития творческих способностей ребёнка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше.

Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом. Тогда желание, интерес ребёнка, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведёт к переутомлению, и пойдёт на пользу.

Но предоставление ребёнку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвёртое условие успешного развития творческих способностей.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая, дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постепенно стимулировать ребёнка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Но создание благоприятных условий недостаточно для ребёнка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребёнку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что невмешательство мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность.

Оказывается (и практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей учащихся – это шестое условие развития творческих способностей. Оно будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Педагогу – воспитателю необходимо чётко продумать цели своей работы. Бесталантных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности.

В данном случае цель работы воспитателя – формирование и раскрытие творческой индивидуальности воспитанника.

Реализация цели подразумевает решение следующих задач:

1. Создание условий для интеллектуально – нравственного, эмоционального самовыражения личности ребёнка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.

2.Обеспечивать педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся.

3.Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.

4.Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Детский коллектив – коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают не приспособляться к жизни, а преобразуя её вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемирно развить самостоятельность и инициативу каждого ребёнка? Чтобы, когда проводятся различные мероприятия в классе, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями?

Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве, в данном случае, должны быть также творческими:

  • Воспитателю необходимо научиться относиться к ребятам, как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.
  • Нужно уметь находить в каждом ребёнке что – то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.
  • Выработать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

В своей работе с детьми воспитателю придерживаться принципа: «Всё, что могут делать дети сами, они должны делать самостоятельно».

Основной формой воспитательного процесса принято считать мероприятие.

Мероприятие – организационное дело коллектива, направленное на достижение каких - либо целей. Мероприятие должно реализоваться, как самостоятельное взаимодействие классного руководителя, учителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы её организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства, приёмы.

В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявление воздействуют на личность ребёнка.

В педагогике нет единого подхода к квалификации форм воспитательной работы. Наиболее распространённой считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся, массовая, групповая, индивидуальная формы. Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы.

Например организации познавательно – развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, конкурс изобретателей и фантазёров, устный журнал…

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс – конференция. Устный журнал, диспуты, беседы на этические темы о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, литературно – музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия, поисковая деятельность.

При организации эстетического воспитания широко применяются: экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке, живописи, обзор журналов…

При организации физического воспитания широко применяются игры типа «Весёлые старты», походы и эстафеты, беседы о гигиене, здоровье.

Присущая детям жажда деятельности часто находит своё выражение в игре, заменяющей ребёнку необходимый для него труд. Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении к правилам игры, без которых она перестаёт быть организованным действием, утверждается, крепнет сознательная дисциплина. Наконец в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются волевые качества. В воспитательном процессе игра должна отвечать следующим требованиям:

- Игра должна содействовать сплочению коллектива.

- Иметь познавательное значение.

- Активизировать общественную деятельность детей.

- Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

- Создавать условия для детского творчества.

- Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Педагогу – воспитателю необходимо чётко продумать цели своей работы. Бесталантных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности и многие другие, раскрыть которые можно только во внеурочной деятельности. В данном случае цель работы воспитателя – формирование и раскрытие творческой индивидуальности воспитанника. Реализация цели подразумевает решение следующих задач:

  • Создание условий для интеллектуально – нравственного, эмоционального самовыражения личности ребёнка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
  • Обеспечивать педагогическую поддержку творческих устремлений учащихся.
  • Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе.
  • Сформировать круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределять учеников по способностям.

Детский коллектив – коллектив, нацеленный на творчество. Только в творческом коллективе ребята вырастают не приспособляться к жизни, а преобразуя её вокруг себя. Как же сделать так, чтобы всемирно развить самостоятельность и инициативу каждого ребёнка? Чтобы, когда проводятся различные мероприятия в классе, большинство ребят на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, а не скучающими гостями?

Способы и средства достижения целей в воспитательном пространстве, в данном случае, должны быть также творческими:

- Воспитателю необходимо научиться относиться к ребятам, как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе.

- Нужно уметь находить в каждом ребёнке что – то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса, для окружающих людей.

- Выработать у детей привычку заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.

- В своей работе с детьми воспитателю придерживаться принципа: «Всё, что могут делать дети сами, они должны делать самостоятельно».

Основной формой воспитательного процесса принято считать мероприятие.

Мероприятие – организационное дело коллектива, направленное на достижение каких – либо целей. Мероприятие должно реализоваться, как самостоятельное взаимодействие классного руководителя, учителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы её организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства, приёмы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявление воздействуют на личность ребёнка.

В педагогике нет единого подхода к квалификации форм воспитательной работы. Наиболее распространённой считается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся, массовая, групповая, индивидуальная формы. Кроме того, существует подход к определению форм воспитательной деятельности, связанный с направлениями воспитательной работы. Например: организации познавательно – развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный марафон, деловые игры, конкурс изобретателей и фантазёров, устный журнал…

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс – конференция. Устный журнал, диспуты, беседы на этические темы о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, литературно – музыкальные композиции, практические занятия, заочные путешествия, поисковая деятельность.

При организации эстетического воспитания широко применяются: экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке, живописи, обзор журналов…

При организации физического воспитания широко применяются игры типа «Весёлые старты», походы и эстафеты, беседы о гигиене, здоровье.

Присущая детям жажда деятельности часто находит своё выражение в игре, заменяющей ребёнку необходимый для него труд. Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении к правилам игры, без которых она перестаёт быть организованным действием, утверждается, крепнет сознательная дисциплина.

 Наконец в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются волевые качества. В воспитательном процессе игра должна отвечать следующим требованиям:

- Игра должна содействовать сплочению коллектива.

- Иметь познавательное значение.

- Активизировать общественную деятельность детей.

- Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

- создавать условия для детского творчества.

- Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Список литературы:

 Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.

 Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара,

 Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления.

 Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей

 Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем

 Под ред. А.Петровского “Психология. Словарь”, Москва, “Политиздат”,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в начальных классах

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем п...

Развитие творческих способностей учащихся 1-2 класса в группе продленного дня.

Использование игр для развития творческих способностей детей....

Тема: «Активизация развития творческих способностей учащихся 5-го класса на уроках изобразительного искусства»

Реферат по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки...

Развитие творческих способностей учащихся, посредством изготовления индивидуальных и коллективных работ в технике папье-маше.

Когда-то попавшаяся на глаза книга по обучению технике папье-маше, разнообразила занятия в творческой мастерской по бумагопластике. Оказалось, что занятия в этой технике настолько увлекательны, что сп...