Духовно-нравственное воспитание детей в школе-интернате.
статья (3 класс)

Тульская Людмила Викторовна

Духовно-нравственное  воспитание, является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения  и развития личности, и  становится приоритетной областью в образовании. Школа призвана  воспитывать гражданина и патриота, прививать любовь и уважение к Родине, её народу и святыням; готовить их к жизни.   Совместные усилия школы, социальных институтов и самой личности приведут нас к решению поставленных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Во все времена высоко ценилось духовно-нравственное воспитание.  Надо научить наше поколение выбирать такие ценности, которые несут в себе  пользу для него самого и для общества.  В  нашей школе  уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания, как воспитания, формирующего внутренний мир личности.

  Нравственность, имеющая своим источником духовность, берет начало и  формируется  в семье с малых лет. Семья является  социальным институтом и посредником между человеком и государством, транслятором  общечеловеческих ценностей от поколения к поколению. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, где происходит его становление и развитие. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. К сожалению, дети, которых мы обучаем, воспитывались в основном в не благополучных семьях, поэтому школа, вынуждена  брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания.

Задача педагога – научить ребенка различать добро и зло, объяснить, кто и что стоит за этими понятиями, что ждет подростков в результате их нравственного выбора, научить реально оценивать свои возможности. В   педагогической деятельности  важное  значение имеет духовное становление и рост  учеников. Именно поэтому мы большое внимание отводим  формированию духовно-нравственных  ценностей на уроках и внеурочное время. С целью формирования духовно-нравственных ориентаций в нашей школе проводятся праздники и мероприятия: праздник последнего звонка, День знаний, предметные недели, олимпиады, народные праздники (Новый год, Рождество, Масленица, и др.), единые внеклассные часы (праздник славянских просветителей Кирилла и Мефодия, беседа о святителе Иоасафе, епископе Белгородском и др.).

На занятиях  используются различные формы и методы работы: проведение конкурсов, бесед, викторин, экскурсий, чтение литературы, встречи с  интересными людьми, просмотр видеоматериалов духовно - нравственного содержания.

  Формированию нравственной, эстетической культуры были посвящены единый классный час «Доброе слово железные ворота открывает».

Формирование ценностных ориентаций учеников  во внеурочное время связано не только с обеспечением учащихся определёнными знаниями (о добре и зле, истине, вере, красоте, благе, совести и т.д.), но и с созданием определённых нравственных ситуаций, в которых эти знания проявляются.

У учащихся  углубляется  и расширяется  объём таких  понятий, как истина, совесть, доброта,  любовь,  патриотизм,  мужество, долг, честь, семья, родители и т.п.

Воспитанию гражданственности, патриотизма, любви к Родине были проведены праздники посвященные дню Победы: внеклассное занятия на тему : «Помнить, чтобы жить!», устный литературный журнал «Бессмертен твой подвиг, солдат». Дети с большой ответственностью подошли к подготовке: заучивали стихи, рассказывали о воинах-героях Новооскольского района, пели песни военных лет. Ребята на таких беседах узнают о героизме русского народа, об их любви и беззаветной преданности

Родине, о готовности отдать свою жизнь за свободу и независимость своей страны.  Завершилось мероприятие возложением цветов к  памятнику   героев войны.

На внеклассных часах дети ознакомились с государственной символикой России, узнали о роли и значении государственного флага, герба и гимна Российской Федерации.

Нравственность   формируется в соответствии с традициями, социальной средой, где родился человек и выражается в обычаях, в суждениях, в поведении. Мы должны воспитывать современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры. Наша задача ввести учащихся в круг традиционных основных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, искусством и творчеством.

Система образования была  и остается важнейшим носителем и хранителем культурных ценностей и традиций. Д.С.Лихачев писал: « Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет». На своих мероприятиях, используя компьютерные технологии, мы знакомим учащихся с обычаями и традициями нашего города и Белгородской области. Проводим экскурсии, посещаем городской парк, памятные места Нового Оскола, краеведческий музей. Через внеклассные мероприятия учащиеся расширяют свои знания о родном крае, учатся заботливо относиться к природе, получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Дети знают многие песни и традиции прошлых лет, что говорит о преемственности поколений и уважительном отношении к прошлому страны.

Одним из источников духовности является религия. Уроки православной культуры, посещение церкви, разговор со священнослужителями помогают детям больше узнать о заповедях Закона Божия, о церковных таинствах, о смысле обрядов.

Духовно-нравственное  воспитание, является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения  и развития личности, и  становится приоритетной областью в образовании. Школа призвана  воспитывать гражданина и патриота, прививать любовь и уважение к Родине, её народу и святыням; готовить их к жизни.   Совместные усилия школы, социальных институтов и самой личности приведут нас к решению поставленных задач.

Хочется верить, что наши ученики в будущем станут  более способными к добру и милосердию, менее поддающимися злу. Мы надеемся, что наша работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств дает хороший результат в воспитании подрастающего поколения.

 

 Библиографический список

Аксенова Л.И.Социально- педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями. Специальная педагогика.- М.,2001.

Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Кн. Для учителя.- Киев: Освита, 1991.-110с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности.2-е изд. М.; Воронеж,1997.

Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. / Вестник Южно- Уральского государственного университета. Серия « Образование. Педагогические науки». Выпуск 9.- Челябинск,2010.-с 134-137.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей/ Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В.- М:-АРКТИ, 2005.-312.

ФГОС с ОВЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Театр - в группе продленного дня и его роль в духовно-нравственном развитии, воспитании и социализации детей.

В статье идет речь о привлечении детей во внеурочную деятельность в часы работы группы продленного дня. Развитие творческого потенциала каждого ребенка. Развитие умения участвовать в коллективном твор...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...

Статья "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....