Конспект внеклассного мероприятия по теме «Устное народное творчество»
план-конспект занятия (2 класс)

Анисифорова Анна Васильевна

Внеклассное мероприятие по  теме «Устное народное творчество». Игра-путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.ustnoe-narodnoe_tvorchestvo.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по теме «Устное народное творчество»

Игра-путешествие.

Цель;

•    обобщить и расширять кругозор у детей в области устного народного творчества

•    развивать речь, логическое мышление, память, внимание

•    прививать любовь, интерес к устным жанрам русского народа.

1. Вступление

-  Здравствуйте, гости дорогие!

-  Давно я вас жду-поджидаю, праздник не начинаю.

-  Припасла я вам забавушек на всякий вкус. Кому - правда, кому - сказка, кому -песенка. Да   наградушку - за правильный ответ будете получать жетоны.

-  Удобно ли вам, гости дорогие? Все ли слышно? Всем ли мест хватило?

-  Если все готовы - отправляемся в путешествие по стране «Устно народное творчество».

-  Что означают слова «Устное народное творчество»?

-  Что мы относим к устному народному творчеству?

-  Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете?

   (Ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа и метла.)

-  На чем ездил Емеля Дурачок? (На печи.)

-  Мы тоже будем путешествовать на печи.

-  Кто помнит заклинание?

-  Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести это заклинание! (По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на станцию.)

2. Основная часть

1. Станция «ПОСЛОВИЦЫ»

- Пословица - древнейший жанр устного народного творчества. Ученые считают, что первые пословицы были связаны с необходимостью закрепить в сознании человека какие-то советы, правила, обычаи, законы. Пословица- это народная мудрость.

-  О чем бывают пословицы? (о труде, дружбе, здоровье, жадности, счастье, добре и зле)

-  Какие пословицы о труде вы знаете? (Делу - время, потехе - час.   Терпенье и труд все перетрут.  Семь раз примерь, один отрежь. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.)

- А какие пословицы о дружбе? (Нет друга — ищи, а нашел - береги. Все за одного, один зг всех. Старый друг лучше новых двух.)

-  Закончи пословицу или поговорку.

Терпенье и труд... .(все перетрут)

Что посеешь...(то и пожнешь)

Ученье - свет,... (а не ученье тьма)

Дело мастера... (боится)

Один в поле... (не воин).

Век живи... (век учись)

- Ребята, нужно выручать пословицы и поговорки из беды. Слова в них стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Вы должны вернуть буквы на свои места и правильно прочесть пословицу.

Зьик од векиа дедотев. (Язык до города доведет) Вырепй нилб момко. (Первый блин комом) У сахарт зал га екилив. (У страха глаза велики)

- Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание. (Дети говорят хором.)

П. Станция «СЧИТАЛКИ»

- Поднимите руку, кто знает считалку?

- Начнем конкурс на самую лучшую считалку. Сейчас посовещайтесь в команде, кто будет принимать участие.

- Чтобы определить, какая команда начнет, давайте посчитаемся. (Считает один ученик) (Из рассказанных детьми считалок выбирается лучшая.)

- Давайте вместе выучим русскую народную считалку.

Начинается считалка:

На берегу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей

Выходи уже скорей.

- Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание. (Дети говорят хором.)

Ш. Станция «Загадки».

- Отгадайте загадки.

Мы из сказки - ты нас знаешь.

Если вспомнишь- отгадаешь!

А не вспомнишь - ну и что ж....

Сказку заново прочтешь.

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой книжки... («Маша и медведь»).

А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведем...

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно:

Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом».)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался.. .Колобок

Она, как снег, бела и светла.

Она, как снег, боится тепла.

Рады солнце и дети и курочка,

Ему не рада только... Снегурочка.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом..

А пустили волка в дом..

Маленькие дети? (Семеро козлят)

- Загадайте загадки командам-соперникам.

- Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание. (Дети говорят хором.)

IV. Станция «ИГРЫ»

(Тихо звучат русские народные песни.)

-  У русского народа есть очень много игр. И сейчас я вам предлагаю поиграть .

-   Игра называется «В утки». Встаньте друг против друга. Поднимите руки, и в такт слов будем

делать движения.

Мама била, била, била

И все папе доложила.

Папа бил, бил, бил

И все сестрам доложил.

Сестры били, били, били

И все братьям доложили.

Братья били, били, били

И в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки-

Закрывай скорее ушки.

Побеждает тот, кто быстрее прикрыл ладонями уши.

-  Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание. (Дети говорят хором.)

V. Станция «ПЕСНИ»

- Песни сопровождают человека от рождения.

-  О чем поется в песнях.

-  Какие русские народные песни вы знаете? (По цепочке поют песню «Березка».)

-  Конечно, все вы знаете колыбельные песни. От каждой команды нужно исполнить колыбельную песню.

- Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание. (Дети говорят хором.)

VL Станция «СКОРОГОВОРКИ»

(Скороговорки написаны на листочках. Дети отрывают лепесток и в течение 1 минуты тренируются проговаривать скороговорку.) - Проговорите каждую скороговорку 3 раза.

1.   Кот ловил мышей и крыс.

     Кролик лист капустный грыз.

2.   Слышала старушка,

      Как куковала кукушка на опушке.

3. Вы машину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание. (Дети говорят хором.)

VII.     Станция «СКАЗКИ»

-  Чтобы узнать на какую станцию мы с вами попали, нужно ответить на вопросы.

1.   Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену.

2.   Мужское имя в сказках.

3.   Этим подавился петушок.

4.   На ее кончике смерть одного из сказочных героев.

5.   Жилище бабы-Яги.

(Вывешивается табличка со словом «сказки»)

-  Сейчас будет такое задание. Каждой команде я дам название сказки. Вам нужно будет подумать: сколько героев в сказке, какие слова в ней чаще всего повторяются, чему учит сказка.

«Колобок» _ 7 (бабка, дед, колобок, заяц, волк, медведь, лиса)

Слова: колобок, колобок, я тебя съем; я колобок, колобок по амбару метен, по сусекам

скребён, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен.

Вывод: не надо забывать об осторожности.

«Репка» - 7 (репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

Слова: бабка за дедку, дедку за репку, тянут потянут, вытянут вытянуть не могут.

Вывод: победила дружба.

«Теремок» - 7 (лягушка, мышка, петушок, зайка, лисичка, волк, медведь) Слова: «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет. Быть нужно осторожным, предусмотрительным.

-  Ребята, у сказочных героев есть двойные имена. Я буду называть первую часть имени, г вы вторую.

1.   Кошей - бессмертный

2.   Елена - прекрасная.

3.   Сестрица - Аленушка.

4.   мальчик - с- пальчик.

5.   Змей-горыныч.

6.   Крошечка - хаврошечка.

7.   Финист - ясный сокол.

3. Заключение.

«Заштрихуй квадратики»

-  Чтоб попасть опять в наш класс Вот задание для вас.

-  На листочке, вам нужно заштриховать квадратики, так как указано.

Ряд А: 1,2,3,6,7,8,12,13.

Ряд Б: 1,6,8,11,13.

Ряд В: 1,6,8,11,12,13.

Ряд Г: 1,6,8,11,13.

Ряд Д: 1,2,3,6,8,11,13

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

А

Б

В

Г

д

Ряд А: 1,2,3,5,8.

Ряд Б. 1,5,7,8.

Ряд В: 1,5,6,8.

Ряд Г: 1,5,8.

РядД: 1,2,3,5,8.

1

2

3

4

5

6

7

8

А

Б

В

Г

д

Ряд А: 1,2,3,6,7,8.

Ряд Б: 1,6,8.

Ряд В: 1,2,3,6,8.

Ряд Г: 1,3,6,8.

РядД: 1,2,3,6,7,8.

1

2

3

4

5

6

7

8

А

Б

В

Г

Д

 (Карточки собираются и вывешиваются на доску)

-  Спасибо вам, ребята, за путешествие.

- В какой стране побывали?

- Посмотрите внимательно, как по-вашему, каких еще станций не хватает, какие можно добавить? (частушки, прибаутки, небылицы)

-  А сейчас слово жюри.

4. Итог.

Во время урока за каждый правильный ответ детям выдавались жетоны. Победил тот, кто набрал большее количество жетонов. Победители награждаются призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

внеклассное мероприятие по чтению (устное народное творчество. Фольклор).

внеклассное мероприятие с участием родителей, которое расширеяет кругозор детей об истории и быте русского народа.Это мероприятие закрепляет знания учащихся о жанрах устного народного творчества....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Устное народное творчество" 3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему: "Устное народное творчество" 3 класс. Программа "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Устное народное творчество

Предлагаю вашему вниманию урок по литературному чтению для 2 класса ( программа Начальная школа 21 века)...

презентация по внеклассному чтению по теме: " Устное народное творчество"

Данную презентацию можно использовать для обобщения изученного материала...

Конспект урока литературного чтения по теме: Устное народное творчество. Считалки и небылицы.

Конспект урока литературного чтения.Тема: Устное народное творчество.Считалки и небылицы.УМК "Школа России" ,2 класс....