Социально-нравственное воспитание " Чему учат сказки"
план-конспект

олейник эльвира робертовна

Приобщение детей к духовно - нравственным ценностям через  сказку " Чему учат сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_chemu_uchat_skazki.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого занятия в средней группе по социально-нравственному воспитанию

«Чему нас учат сказки»

Эпиграф :"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»

Актуальность проекта:

Актуальность настоящей работы для современной дошкольной педагогики заключается в необходимости сформулировать основные пути, методы и средства формирования нравственных качеств у дошкольников посредством знакомства со сказкой.

В сказках сохранена мудрость всего народа. Они могут быть основой в воспитании ребёнка в формировании его нравственных качеств. В наше время многие родители не знают, чем занять ребёнка в свободное время. Намного проще посадить ребёнка около компьютера или телевизора. Всегда ли родитель знает, что откладывается в голове у ребёнка в это время. Какие основные нравственные ценности может нести в себе полученная информация?

Обоснование проблемы:

Наблюдая за детьми 4-го года жизни, мы выявили, что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Цель:

1. Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям через сказку.

2. Формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Задачи:

  1. Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.
  2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
  3. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
  4. Развивать связанную речь, память, воображение.
  5. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. доброжелательность,  сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощ
  6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
  7.  Закреплять знания детей о сказках; 

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

Музыкальное сопровождение: выход Феи

Фея:Где я оказалась?  

                      Куда перенесла меня волшебная палочка?  (ответы детей)

                      Удивительно! Я на самом деле оказалась в детском саду  и                    

                      попала к ребятам,  которые,  наверное,очень любят сказки.

                      Вы любите сказки?

                      А я- та самая Фея сказок  из чудесной  страны,

                      Рассказываю для детей разные- разные сказки.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Фея;-Ребята, вы любите, когда вам читают интересные сказки?

         -  Какие бывают сказки ( волшебные, бытовые,  о животных)

          -Как вы думаете, чему сказка может научить? (ответы детей)

Сюрпризный момент выносится сундук

Фея : Что это?

Правильно- это сундук. В давние времена сундук был в каждом доме, в сундуках хранили одежду, украшения, головные уборы.

Наш сундук не простой, в нем хранятся….( загадка про сказку) Она –ложь, да в ней намёк. Добру молодцу урок (сказки)

иллюстрации к сказкам.

 Фея :-Сказки в сундуке разные о добре и зле, о дружбе, жадности, вежливости, взаимопомощи.

1)Открыть сундук нам поможет отгаданная загадка.

Невысокая избушка
в ней живут лиса,лягушка,
мышка, заяц, серый волк —
в крепкой дружбе знают толк.
К ним ещё медведь просился,
только он не поместился.
Залезая он бы мог
разломать весь …(теремок)

Под инструментальную музыку открывает сундук и достаёт иллюстрации к сказке 

Фея: О чем эта сказка?

О дружбе.

Ребята скажите мне, как веселее играть дружно всем вместе или веселее ругаться?

Конечно веселее со всеми дружить, всем вместе играть.

Вот и мы давайте встанем в круг и поиграем в игру «Назови ласково»:

Друг — дружочек

Солнце — солнышко

Ребенок — ребеночек

Кошка — кошечка

Мама — мамочка

Птица — птичка

Сестра — сестренка

Папа- папочка

Лист- листочек

Молодцы! Присаживайтесь на стульчик

2) кульминационный момент

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, еще собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

Ответ: Репка

Фея: -Молодцы, правильно отгадали загадку.

(достаем иллюстрацию)

  - О чём эта сказка?

Фея: -Дети, чему учит нас  эта сказка? О дружбе.

-Быть дружными, помогать друг другу, трудолюбию.

-Дед репку посадил, ухаживал за ней, поливал.

-Какой дед в этой сказке?( трудолюбивый, добрый)

- Какие  были герои сказки?..( дружными)

Игра:« Мячик добрых дел». Я буду бросать мячик, и называть «недобрые» дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот – «доброе»  дело.

Толкнуть-обнять

Грустить – радоваться

Плакать – улыбаться

Нагрубить – извиниться

Ссориться – мириться

Сломать – построить.

Обмануть – правду сказать

Лениться – трудиться

Звучит аудиозапись В. Шаинского «Дружба»

- Что такое дружба и кто такие друзья?

-Может ли быть друг завистливым, злобным, жадным, хвастливым?

3) Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

 Всем расскажет все до срока

Белобокая

(Сорока)

Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-soroku-dlya-detej-22-luchshih.html Ребята посмотрите , что за птицу вы видите?- иллюстрацию достаю из сундука  (ответы детей)

Правильно сорока.

Она из сказки про сороку, которая никогда не говорила вежливые слова. Сорока жила в лесу. Она забыла вежливые слова, потому что очень долго их никому не говорила.

Когда же в их лес прилетела другая сорока, у которой были красивые, блестящие бусы, да еще она была очень вежливая.

Наша сорока захотела бусы, но вежливая сорока сказала: «Попроси вежливо, и я отдам тебе бусы».

Тогда наша сорока начала просить: «Дай (добрый вечер, здравствуйте, спокойной ночи …) бусы. Долго мучилась сорока пока вспомнила нужное слово.

Ребята какое слово должна была сказать сорока, когда просила бусы?

Правильно, пожалуйста! Молодцы ребята! А сейчас поиграем в игру «Вежливые поступки»

Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.

Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.

Поздороваться при встрече.

Толкнуть, не извиниться.

Помочь поднять упавшую вещь.

Громко разговаривать в общественных местах.

Обозвать обидным словом.

Не уступить место пожилому человеку.

Помочь донести сумку незнакомой старушке.

4)Фея; -Отгадайте следующую загадку

Три хорошеньких зверюшки
И построили избушки,
И от волка убегали…
Отгадайте, как их звали?
(Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф) три поросенка

 Предлагаю Вам вспомнить сказку, которою вы уже знаете, и, надеюсь, любите. Ее героями являются маленькие, розовенькие поросята.

Вы догадались, как называется эта сказка? (Ответы детей)

-Ребята, о чём это сказка?

Жили-были три поросенка, НИФ-НИФ, НУФ-НУФ и НАФ-НАФ. Летом они веселились, бегали и играли. Я предлагаю Вам закрыть глазки и представить себе веселое лето, где Вы радуетесь солнцу, бабочкам, цветам!

Но все заканчивается, и на смену лету пришла осень , , и поросятам стало холодно.

   Поросята решили построить каждый себе дом! Давайте вспомним какие?

Ниф-Ниф(из соломы), Нуф- Нуф (из веток) Наф-Наф ( из камня надёжный)

Физкультминутка «Три поросёнка» Три пухлых поросёнка приходят в гости к нам (шагают на месте) Три ловких поросёнка играют по утрам (прыгают на двух ногах) Три быстрых поросёнка бегут, бегут, бегут (бег на месте) Три славных поросёнка танцуют и поют. (выставляют ноги, по очереди, на пятку

Фея: -Придумайте как можно больше слов, которые бы описывали волка. Какой он? (Серый, злой, хвостатый, хитрый, коварный, сильный, большой)

- Какие были Ниф-Ниф, Нуф-Нуф? веселые, ленивые, трусливые, хвастливые

- Какой был Наф-Наф?(добрый,трудолюбивый)

Воспитание добрых чувств

- Вы переживали за двух глупых поросят? Почему?

- Правильно ли они поступили, что не стали строить прочные дома?

 -Как поступил Наф-Наф, когда его братьям понадобилась помощь?

- Чтобы вы сделали, чтобы помочь поросятам?

-Посмотрите, какой Наф-Наф добрый. Он мог бы       рассердиться  на поросят за их лень, за то, что они над ним смеялись. А он их простил и спас от волка. Ребята, а вы умеете прощать своих друзей, братьев, сестренок за их ошибки обиды?

Звучат ответы детей.

Фея: Только настоящий друг может все простить. И если вы умеете прощать своих друзей, значит вы настоящий друг. Ребята, а зачем нужны друзья.

-Если бы поросята все вместе, дружно построили один дом. Было бы лучше? А чем лучше?

Дети: Быстрее построили , не пришлось бы убегать от волка. Вместе веселее жить.

Фея :Вместе можно добиться большего. Чем в одиночку. Вместе мы со всеми бедами и с врагами справимся. А по- одиночке труднее  и сложнее это сделать.

Фея:- Молодцы ребята! Вы хорошо знаете сказку! Перед вами на столе лежат картинки, на которых изображены разные эмоции. Давайте с вами назовем их (Называют). Я буду задавать вам вопросы, а вы будете находит ответы с помощью этих карточек Скажите, а какими были поросята, когда они кувыркались в зелёной траве, грелись на солнышке и нежились в лужах? (Веселыми)

- А какими они стали, когда убегали от волка? (Испуганными)

 - А какой был волк, когда догонял их? (Злой)

- А каким был Наф-Наф, когда строил свой домик? (серьезный)

- Вот видите, сколько разных эмоций было у наших героев! Ребята, а вам какие поросята в сказке больше понравились? Веселые или испуганные? Давайте с вами попробуем изобразить все эти эмоции. Каким бывает наше лицо, когда мы веселимся? А когда грустим? А когда злимся? А когда мы серьезные и думаем? (Дети показывают различные эмоции.

Ребята, как же так, волк упадет и обожжется. Вам не жалко его? -Вам нравится такое завершение сказки? Почему?

- У нас есть возможность, пока мы в стране сказок, ее изменить. Итак, ребята, волку не удалось сдуть каменный дом, и он решил... Продолжите, как решил измениться волк  ( стать добрым и дружелюбным!!!)

Сказка учит очень важным жизненным качествам - дружбе и взаимопомощи. Объясняет,  зачем необходимо усердие в работе и старательность, учит трудолюбию, находчивости и смекалке, а еще, сказка учит преодолевать страх и показывает, чем иногда опасна беспечность.

Фея: Вы сегодня Молодцы ребята! 

-В какой стране мы побывали? («Страна сказок»)

- Назовите сказки, которые вы вспомнили?

 Каких видели героев?

Дружно ли жили животные в сказке Теремок?

Дружно ли тянули герои сказки Репка?

Помог ли Наф-Наф своим братьям?

Какие слова забыла сорока?

Кто слушает сказки, становится умным, добрым и справедливым. И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Мы тоже будем совершать добрые поступки.

Встаньте, дети, встаньте в круг.

Ты мой друг, и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-творческий марафон (смотр достижений учащихся) «Чему учат в школе» (Окончание 1 класса).

Цели:            1. Развивать у учащихся познавательный интерес, желание   интеллектуально-творческой деятельности.                                                                                2. Во...

Конспект урока по литературному чтению "Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»)".

Это конспект урока по литературному чтению по программе "школа 2100" , который я проводила во 2 классе....

Чему учат нас сказки Г. Х. Андерсена

Данный конспект предназначен для знакомства детей с творчеством Г.Х.Андерсена....

"Чему учат русские народные сказки". Презентация по литературному чтению.

Презентацию можно использовать на уроках чтения и во внеурочной деятельности. В данной презентации даны ответы на вопрос "Чему учат русские народные сказки"...

Чему учат сказки Два жадных медвежонка

Урок литературного чтения на родном языке в 1 классе, программа 21 век...

Проектная работа "Чему учат сказки?"

С самого раннего детства,  как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки. Сначала это народные сказки, затем литературные. Мы становимся взрослее и задумываемся о том, почему в с...

Чему учат сказки Шарля Перро

Внеклассное мероприятие в рамках недели Функциональной грамотности...