Проект: Мы не имеем право забывать!
проект (3 класс)

Завьялова Людмила Алексеевна

Это учебно- исследовательский прект направлен на формирование уважения к военной истории у учащихся , преемственности поколений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №34 г. Бийск

Мы не имеем права забывать…

                                               

                                                        2021г.

Содержание                                                                                    стр.

  1. Введение……………………………………………………

Актуальность……………………………………………………..2

Цель, задачи проекта…………………………………………….3

Целевая группа проекта…………………………………………3

Сроки реализации проекта………………………………………3

Руководители проекта……………………………………………3

Рабочий план по реализации проекта………………………….4

2.1.Итоги проекта……………………………………………………..6

2.2. Заключение

Актуальность.

      Год назад наша страна  отмечала 75 – летие со дня  Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

    Д.С.Лихачев говорил о том, что «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг …перед потомками». В современном мире это особенно актуально: помнить тех, кто отдал жизнь за нашу свободу, ведь без этого у народа, у страны нет будущего.

  Провести опрос в  классе: кто  что знает  о своих  прадедах и прабабушках, которые воевали на фронте, работали в тылу, или кто из семьи являются детьми войны. Если спустя около 75 лет, мы уже не помним о близких родственниках то, что же будут знать будущее поколение?

Учащимся можно  предложить  ответить на вопросы:

- Почему нельзя забывать военное прошлое?
- Почему память о павших нужна не мертвым, а нам живым?
- Какой след оставила война в твоей семье?
- Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек?
- Что общего и различного у детей войны и у нас, современных ребят?
- Чему бы хотели научиться ?  Какие черты характера перенять?

 Проект « Мы не имеем права забывать».                                             

 Цель:

 узнать о предках, которые дали нам жизнь и мирное небе над головой, которые вынесли все тяготы и лишения в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.

Многая информация уже потеряна, так как нет живых дедушек, прабабушек, прадедушек, которые были свидетелями тех событий. Но можно постараться собрать материал о наших прадедах.

Задачи проекта:

– воспитание чувства гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью;

– формирование чувства патриотизма, любви к родине;

– укрепление общих интересов в семьях путем привлечения детей и родителей  к проведению совместных мероприятий;

– расширение исторических знаний учащихся через  ознакомление с основными событиями и  героями Великой Отечественной войны;

- систематизировать сведения о участниках боевых действий и тыла в Альбом Памяти.

- развитие творческого потенциала учащихся.

Целевая группа проекта: учащиеся 4 класса, родители, классный руководитель.

Сроки реализации проекта:

Рабочий план по реализации проекта.

Мероприятия

Сроки

Участники

1.

Сбор информации учащимися совместно с родителями о родственниках, принимавших участие в ВОВ, тружениках тыла, детях войны. Создание альбома Памяти.

Родители и учащиеся

2.

Экскурсия  в музей Боевой Славы

Учащиеся, классный руководитель

3.

Проведение классных часов «Дети войны», «Блокада Ленинграда»,  «Художники о войне», «Военные песни».

Учащиеся, классный руководитель

4.

Проведение конкурса чтецов стихотворений о ВОВ.

Учащиеся, классный руководитель

5.

О войне глазами детей (выставка  рисунков)

Учащиеся, классный руководитель

6.

Оформление поздравительных открыток и поделок к 9 мая.

Учащиеся, классный руководитель

Изготовление  голубей методом «оригами»

Учащиеся, классный руководитель

7.

Участие во всероссийской акции «Открытки Победы»

Учащиеся и родители  3-а, классный руководитель

8.

Оформление   презентаций  «Они защищали Родину» с материалами о родственниках, воевавших на фронтах ВОВ.

Учащиеся и родители 3-а классов, классный руководитель

9

Участие в шествии «Бессмертный полк»

Учащиеся, классный руководитель

10.

Подготовка и проведение  праздника с презентацией «Я помню! Я горжусь!»

Учащиеся и родители  3-а,  классный руководитель.

       

Итоги проекта.Главными итогами реализации проекта должно стать: неформальное общение школьников с ветеранами Великой Отечественной войны, расширение знаний об исторических событиях.

  • Изготовление учащимися проектных продуктов (мультимедийных презентаций, докладов, сообщений, статей);
  • Проведение серии конференций учащихся по результатам поисковой и исследовательской деятельности.
  • Размещение материалов о ветеранах войны в экспозиции музея школы с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе школы.
  • Позитивная тенденция к увеличению количества учащихся, включенных в реализацию данного проекта.

Ресурсное обеспечение. Виды ресурсов

  1. Информационные ресурсы: материал, собранный в прошлые годы, личные архивы, архив сельской библиотеки, информация, полученная участниками проекта ходе исследования и бесед, Интернет - ресурсы
  1. Человеческие ресурсы: педагоги и учащиеся школы, выпускники школы, жители микрорайона
  2. Материально – технические ресурсы: два компьютерных класса, медиапроекторы, методические материалы по составлению мультимедийных презентаций, по работе с программами Microsoft Office, Microsoft Office PowerPoint, цифровой фотоаппарат, домашние цифровые ресурсы.

Война! Какое страшное слово! В первый день войны мальчишкам и девчонкам было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад!

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик.

Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Война - это 20 часов у станка в день. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.

Война унесла более 26000000 жизней, из них замучено и истреблено более 6000000 мирных жителей, сотни тысяч загублены в лагерях смерти, 4000000 угнано на каторжные работы в Германию. Каждый из этих людей был нашим соотечественником, чьим-то родным и близким человеком.

Война! От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года, 1418 страшных дней. Какое страшное слово – «война»!

В ходе работы мы поняли, что война - это огромное событие в масштабах всей страны. Великая Отечественная война была темой уроков, классных часов: «Дети войны»,  «Блокада Ленинграда».

«Дорога жизни». В стужу, под непрерывными бомбежками и обстрелами водители везли городу продовольствие.

Скольких людей спасла эта дорога! Народ назвал ее «Дорогой жизни». Сегодня на дороге жизни стоит памятник «Цветок жизни» На лепестках цветка изображено лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится плита, на которой надпись: «Во имя жизни и против войны. Детям - юным героям Ленинграда 1941—1944 годов». За мужество и героизм народа, который выстоял 900 дней блокады, но не сдался врагу, городу Ленинграду было присвоено звание «Город-герой».

На уроках музыки  мы узнали о истории создания песен «Священная война», «День Победы», «Журавли», «Темная ночь». Тема уроков изо «Художники пишут войну». Мы  смотрели  на события Великой Отечественной войны глазами художников-баталистов: Н. Я. Бут "Последняя атака",В. Кривоногов  “Защитники Брестской крепости” , В. Толкунов “Бессмертие”, К. Васильев “Прощание славянки”,   «Фашист пролетел” А. А. Пластов, В.Памфилов "Подвиг панфиловцев", П. А. Кривоногов “На Курской дуге” и др.

Ведущий 1: Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

Ведущий 2: После боя сердце просит музыки вдвойне.

(На фоне мелодии “Священная война”.)

С этой песни все и началось –
Первые сражения и беды…
Сколько их нам петь не довелось,
Эта песня с нами до Победы!

Ведущий 1: История создания песни “Священная война” очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой “Известие” в руках:

– Александр Васильевич, тут для Вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача. Может, напишите песню?

Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее. Музыка с ее призывным настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть…

Ведущий 2: Утром следующего дня, едва успев родиться, “Священная война” начала выполнять свой солдатский долг. На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…

 Это одна из первых военных песен. Она родилась в самом начале войны, в конце июня 1941ё года. Музыка звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом.

Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас.

Вед. 3: Кружилась в поле злая осень,
           Летела поздняя листва.
           Их было только 28,
           Но за спиной у них Москва.

На картине В.Памфилова "Подвиг панфиловцев" изображен бессмертный подвиг 28 героев "панфиловской" дивизии, которые погибли, но не пропустили фашистов к Москве. Политрук дивизии Василий Клочков сказал знаменитые слова "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!".

Вед. 4: Мы  читали стихи о войне, Кузьмина Наташа  заняла 1 место в школьном  и муниципальном конкурсе чтецов, посвященном 75-летию Победы.

Вед. 5: Мы читаем  книги о войне.

Из книг мы узнали  как началась великая отечественная война, как была освобождена наша Родина, как народ помогал одержать победу. Большой интерес вызвала книга Ильиной «Четвертая высота». Эта повесть о героине Великой Отечественной войны Гуле Королёвой, о её детстве, школьных годах, о том, как она побывала в Артеке, как снималась в фильмах, о её юности и трагической гибели на фронте. В 1941 Гуля Королёва с матерью и отчимом эвакуировалась в Уфу. В Уфе родила сына Сашу и, оставив его на попечение своей матери, записалась добровольцем на фронт в медико-санитарный батальон 280-го стрелкового полка.

Весной 1942 дивизия отправилась на фронт в район Сталинграда. 
23 ноября 1942 во время ожесточенной схватки за высоту 56.8 около Паньшино Гуля, как санинструктор, оказывала помощь и вынесла с поля боя 50 тяжелораненых бойцов и командиров с оружием. К исходу дня, когда в строю осталось мало бойцов, она с группой красноармейцев пошла в атаку на высоту. Под пулями первая ворвалась в окопы противника и гранатами уничтожила 15 человек. Смертельно раненная, продолжала вести неравный бой, пока оружие не выпало из рук. Похоронена Гуля (Марионелла Королева) в Паньшино Волгоградской области.

 9 января 1943 года командованием Донского фронта была награждена орденом

Красного Знамени (посмертно). 

Подвигу Гули и посвящена книга Елены Ильиной "Четвертая высота", которая переведена на многие языки мира. Книга увлекательная, добрая, чистая и интересная. 

Вед. 6: Всем классом посетили музей БМК, ДОСААФ.  Мы узнали, что  из Белорецка были призваны 33144 человека, вернулись 15208ч., 17936 ч. погибли в боях или пропали без вести. За мужество и отвагу многие отмечены орденами и медалями, 13 удостоены высокого звания Героя Сов. Союза, 1  - герой России, 1 – полный кавалер ордена боевой Славы.

 Тыл - это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону: «Все для фронта, все для Победы!»    В годы войны БМК оказался единственным предприятием, где производили уникальную метизную продукцию для нужд обороны. Только здесь производили различные марки проволоки, необходимые и для винтовок, и для грозных «Катюш». В 1943 г. по заданию Государственного комитета обороны на металлургическом комбинате было срочно организовано производство зажигательных бомб и головок снарядов для гвардейских минометов «Катюша», изготавливали пальцы для танковых гусениц, печки окопные и т.п. Работали без выходных, по 12 часов, перевыполняя норму выработки.  В  память о самоотверженном труде в тылу работникам БМК поставлена стела «Сталепроволочникам – труженикам тыла».

Вед. 1: : Мы рисовали рисунки и увлеклись выполнением поздравительных открыток и поделок к 9 мая, устроили выставку на тему «О войне глазами детей». А работы Кузьминой Наташи, Бикбаевой Яны, Белковой Софьи приняли участие во всероссийской акции «Открытки Победы».

Вед. 2: Ребята нашего приняли участие в шествии «Бессмертный полк».

Вед.3: Подведен итог нашей работы на музыкально - литературном празднике  «Я помню! Я горжусь!»        

         На итоговое мероприятие нашего проекта  были приглашены родители.   Ребята пели, танцевали, выступали  с чувством гордости,  рассказывая о своих прадедушках и прабабушках.

Заключение: 

Вед. 4: Нам очень интересно было работать над проектом «Мы  не имеем права забывать!». Мы узнали много полезного и содержательного материала про наших земляков. И будем и дальше собирать информацию про наших  ветеранов Великой Отечественной войны и тружениках тыла, а также и о детях войны расширим свой поиск. Мы всегда будем помнить наших героев, которые подарили нам мирное небо над головой и будем ими гордиться!»

       В поиске информации об участниках ВОВ и создании альбома Памяти   приняли участие совместно с родителями 15 человек, собран и оформлен материал в электронных презентациях – 6 человек .

       Таким образом, наш проект своей  цели достиг, поставленные нами задачи были решены.

Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было!

ЧЕСТЬ И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ тем, кто сражался за свободу нашей страны!

Литература

 1.  http://www.comgun.ru/vernisage/1782-kartiny-o-velikoj-otechestvennoj-vojne-chast-1-28-foto.html( картины о Великой Отечественной войне)

  1. http://vegetable-rage.livejournal.com/14065.html 
  2. http://galushok2011.narod.ru/detyam_ob_iskusstve/s_dnem_pobedi_hudozhniki_o_voine
  3. http://www.ostu.ru/libraries/9_mai_2010/9mai_pesny.php ( история создания военных песен)
  4. Е. Ильина «Четвертая высота»
  5. Фото из личных архивов учащихся, класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий классного часа на тему "На что имеем право" в 4-м классе

Целью проведения классного часа является формирование первоначальных правовых знаний. Форма проведения: учебно-игровое занятие...

Классный час "На что имеем право"

Учебно-игровое занятие, цель которого - дать первоначальные знания о правах ребёнка...

Презентация к уроку Знаний в 4 классе "Мы тоже имеем права!"

Презентация к уроку Знанийв 4 классе"Мы тоже имеем права!"...

Сценарий театрализованного внеклассного мероприятия "Мы тоже имеем права!" для 3 класса

Сценарий театрализованного внеклассного мероприятия "Мы тоже имеем права!" для 3 класса. Посвящается Дню прав человека, который празднуется 10 декабря....

" Мы имеем право"

Цель: формировать у детей представление о том, что каждый ребенок, каждый человек имеет права и обязанности, воспитывать уважительное отношение к людям, способствовать социально-нравственному развитию...

Имеем право

laquo;Для детей нельзя жалеть ровно две вещи – это своё время и любовь».  ...